АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ВАРИАНТ 1)
Описание образовательной программы
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации
АООП предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей
формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций,
студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП УО (вариант 1), разработанной с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Организация должна обеспечить требуемые для обучающихся
условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе
нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств
аутистического спектра.
АООП УО (вариант 1) включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с
умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет.
В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или
три этапа:
I этап - 1-4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5-9 классы;
III этап - 10-12 классы.
Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных
знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
На данном этапе организуется первый дополнительный класс,
деятельность которого направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:
- выявить индивидуальные возможности каждого обучающегося,
особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение
учебными умениями и навыками;
- сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
- сформировать готовность к участию в систематических учебных
занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с
учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
- обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире,
опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация,
ручной труд, игра).
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и
систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях,
овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Цель третьего этапа реализации АООП УО направлены на
углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их
самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
К особым образовательным потребностям, характерным для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) относятся:
а) выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
б) введение специальных учебных предметов и коррекционных
курсов, способствующих формированию представлений о природных и социальных
компонентах окружающего мира, целенаправленное формирование умений и навыков
социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной
деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами,
средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и
реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
г) возможность обучения по программам профессиональной
подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
д) психологическое сопровождение, оптимизирующее
взаимодействие обучающегося с педагогического работниками и другими
обучающимися;
е) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных
видах практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения,
индивидуальных особенностей;
ж) психолого-педагогическое сопровождение, направленное на
установление взаимодействия семьи и организации;
з) постепенное расширение образовательного пространства,
выходящего за пределы организации.
е) целенаправленном развитии сенсорно-перцептивной
деятельности, ориентировочных