Один совет наставника,
может
сэкономить годы ошибок!»
Нацпроект
«Образование»: организация наставничества в школе
В конце 2018 года был утвержден
национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих
ролей в его реализации.
Место
наставничества в современном образовании
Для начала приведем две главные цели
заявленного нацпроекта:
1. Обеспечение
глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России
в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических
и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться
в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка»,
«Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель
будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого»,
«Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для
каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году
не менее 70% обучающихся педагогических работников
общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы
наставничества и сопровождения.
Чтобы понять, кто такой наставник
в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным
характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое
время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый),
Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный).
В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед.
Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни
Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной),
и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных
контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные
навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что
у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться
со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых
невозможен успех.
Наставничество рассматривается как
перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания,
формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные
способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания,
но и отвечает на вызов времени.
Наставничество — серьезный,
ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация
педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством
и коучингом, поскольку они решают разные задачи. Задача наставника –
помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества,
коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника
администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество –
это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать
следующее: педагог наставник должен обладать высокими профессиональными
качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в
коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и
обоюдное согласие наставника и настовляемого в совместной работе.