Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа основного общего образования для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) (АООП ООО
НОДА (вариант 6.1)) является основным документом, определяющим содержание
общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
АООП ООО НОДА
(вариант 6.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для
обучения, воспитания и социализации обучающихся с нарушениями НОДА с учетом их
особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающая коррекцию
нарушений развития, освоивших основные, в том числе адаптированные,
общеобразовательные программы начального общего образования, включая вариант
6.1 АООП НОО.
Взаимосвязь
варианта адаптированной образовательной программы с типом образовательной организации
отсутствует. Вариант 6.1 АООП ООО для обучающихся с НОДА могжет реализовываться
как в инклюзивных, так и в отдельных образовательных организациях, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, в специальных классах
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Целями
реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) являются:
- организация
учебного процесса для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата с
учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего
образования, отраженных в ФГОС ООО;
- создание
условий для становления и формирования личности обучающегося с учетом имеющихся
ограничений в двигательной сфере;
- организация
деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию индивидуальных
программ и учебных планов для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Достижение
поставленных целей реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)
предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, в том числе
специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся
с НОДА, достижение планируемых результатов освоения обучающимися адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования, создание
возможности для их социализации;
- обеспечение
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося с НОДА и реализации ПКР;
- взаимодействие
образовательной организации при реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы с социальными партнерами, в том числе с
медицинскими, образовательными организациями, учреждениями социальной защиты,
оказывающими помощь обучающимся с НОДА;
- выявление и
развитие способностей обучающихся с НОДА, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
- профессиональная
ориентация обучающихся с НОДА с учетом профессиональных возможностей и
имеющихся ограничений при поддержке педагогических работников, психологов,
социальных педагогов и сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной подготовки;
- сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с
НОДА, коррекция отклонений в развитии, обеспечение безопасности;
- формирование
готовности обучающихся с НОДА к саморазвитию и социальной активности для продолжения
обучения в образовательных организациях профессионального образования,
профессиональной деятельности и успешной социализации с учетом имеющихся
ограничений в двигательной сфере.
АООП ООО для
обучающихся с НОДА (вариант 6.1) учитывает следующие принципы:
- принцип учета
ФГОС ООО: АООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного
общего образования;
- принцип учета
языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации
ФАОП ООО характеризует право получения образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного
принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
- принцип учета
ведущей деятельности обучающегося: АООП ООО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
- принцип
индивидуализации обучения: АООП ООО предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с НОДА с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
- системно-деятельностный
подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- принцип учета
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся с НОДА при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
- принцип интеграции
обучения и воспитания: АООП ООО предусматривает связь
урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного
процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной
программы;
- принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
санитарными правилами и нормами Гигиенических нормативов и
Санитарно-эпидемиологических требований;
- принцип
системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип
единства диагностики и коррекции, который реализуется в двух аспектах
(коррекционная работа на основе комплексного диагностического обследования и
контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных
состояний обучающегося);
- принцип
непрерывности получения образования (подготовка обучающегося с НОДА к
интеграции в систему непрерывного образования; обеспечение преемственности
знаний);
- принцип
инклюзивности, направленный на продуктивное включение каждого обучающегося с
НОДА в образовательный процесс вне зависимости от его ограничений и стартовых
возможностей.
АООП ООО для
обучающихся с НОДА (вариант 6.1) учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся.
АООП ООО для
обучающихся с НОДА (вариант 6.1) предполагает, что обучающиеся образование,
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения,
планируемым результатам основного общего образования нормативно развивающихся
сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности.
В
целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с
НОДА могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы
основного общего образования в порядке, установленном локальными нормативными
актами образовательной организации