Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей ребенка с задержкой психического развития

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для  слабовидящих обучающихся с учетом особенностей ребенка с задержкой психического развития МОУ СОШ № 50 (далее АООП ООО для  слабовидящих обучающихся с учетом особенностей ребенка с ЗПР) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями, приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287), а также с учетом образовательных потребностей и интересов слабовидящих обучающихся и особенностей ребенка с ЗПР.

АООП ООО для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей ребенка с ЗПР в МОУ СОШ № 50: образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – нарушениями зрения и задержкой психического развития, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Цель адаптированной основной образовательной программы для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей ребенка с ЗПР: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей слабовидящих обучающихся и ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.

Задачи программы:

-своевременное выявление обучающихся с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

-определение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся и ЗПР;

-определение особенностей организации образовательного процесса для слабовидящих обучающихся с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению слабовидящими обучающимися с ЗПР основной образовательной программы и их интеграции в образовательной организации;

-осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящем обучающимся с ЗПР с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-организация  индивидуальных  и  (или)  групповых  занятий  для  слабовидящих обучающихся с  ЗПР,  при  необходимости разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

-обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

-реализация системы мероприятий и социальной адаптации слабовидящих обучающихся с ЗПР;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) слабовидящих обучающихся с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

В основу разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-     придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-     прочное усвоение слабовидящими обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-     существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-     обеспечение условий для общекультурного и личностного развития для слабовидящих обучающихся с ЗПР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Общая характеристика АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР

АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР формируется с учетом особенностей уровня основного общего образования, идентичности и мировоззрения. Необходимо подчеркнуть, что АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового школьного возраста. Учитываются характерные для данного школьного возраста центральные психологические новообразования, развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. АООП ООО предназначена для образования слабовидящих обучающихся с ЗПР, имеющих уровень развития, близкий к возрастной норме, но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями, нуждающийся в специальных условиях получения образования, предполагает, что слабовидящий обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся с ЗПР и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.

Обучающийся, осваивающий АООП ООО, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. АООП ООО обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении АООП ООО. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью АООП ООО, осваиваемой слабовидящими обучающимся с ЗПР.

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.

Основными направлениями в специальной поддержке являются:

-     удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения и ЗПР;

-     коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие зрительного восприятия;

-     обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

-     формирование основных навыков ориентировки в микропространстве;

-     овладение основными навыками ориентировки в макропространстве;

-     формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений;

-     развитие познавательного интереса, познавательной активности;

-     формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование;

-     использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

-     соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);

-     соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое);

-     рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

-     использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;

-     использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

-     использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся;

-     соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

-     необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

-     помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;

-     работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;

-     создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактикинегативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;

-     развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности;

-     развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.

Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся с ЗПР

Категория слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития неоднородная по составу группа школьников.

Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие еѐ поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции – поля зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определѐнным, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметнопространственной и социальной адаптации.

Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма, значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.

Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебнопознавательную и ориентировочную деятельность.

Разнообразие клиникопатофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы.

Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.

Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др.

Стабилизация зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих обучающихся.

Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов.

В настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденно-наследственные причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой – определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Обучающимся данной группы характерно:

-     снижение общей и зрительной работоспособности;

-     замедленное формирование предметно-практических действий;

-     замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля;

-     затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительнопространственным анализом и синтезом и др.Хочу такой сайт

В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.

У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.

При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.

Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).

У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорноперцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.

У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.

У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.

           Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.

Задержка психического развития (ЗПР) – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие ―задержка психического развития употребляется по отношению к обучающимся с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у обучающегося страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, втретьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности.

Учебная деятельность обучающихся с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная выраженность познавательных интересов у обучающихся с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.

Особенности обучающихся с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

-     незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

-     преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;

-     низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;

-     ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;

-     снижение работоспособности;

-     повышенная истощаемость;

-     неустойчивость внимания;

-     ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;

-     расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;

-     более низкий уровень развития восприятия;

-     отставание в развитие всех форм мышления;

-     недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:

-     в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

-     в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

-     в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

-     в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),

-     в формировании, развитии у обучающихся целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;

-     в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

-     в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

-     в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

-     в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

-           Задержку психического развития при слабовидении чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное, усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся с ЗПР задаются спецификой зрительных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения образовательной деятельности, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем слабовидящим обучающимся с ЗПР:

-     обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

-     требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в ООП ООО, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

-     индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

-     наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

-     специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-     специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

-     коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь в разных коммуникативных ситуациях (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);

-     обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

-     необходимо максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательного учреждения.

-     целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

-     руководство зрительным восприятием;

-     расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

-     развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

-     систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

-     обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

-     строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

-     использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

-     учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

-     увеличение времени на выполнение практических работ;

-     введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

Специальное обучение и условия должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Обучающиеся со зрительными нарушениями в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.

 

АООП ООО слабовид. и ЗПР_с изм.2023_2024 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 301855813211864865354984698895558776452667678556 Директор/Заведующий Бензар Инна Геннадьевна Дата подписания документа 20.07.2024 13:30:18 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».