Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей ребенка с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся с учетом
особенностей ребенка с задержкой психического развития МОУ СОШ № 50 (далее АООП
ООО для слабовидящих обучающихся с
учетом особенностей ребенка с ЗПР) разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 с изменениями и дополнениями, приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 287), а также с учетом образовательных потребностей и интересов
слабовидящих обучающихся и особенностей ребенка с ЗПР.
АООП ООО для
слабовидящих обучающихся с учетом особенностей ребенка с ЗПР в МОУ СОШ № 50:
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья – нарушениями зрения и задержкой психического развития,
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц.
Цель адаптированной
основной образовательной программы для слабовидящих обучающихся с учетом
особенностей ребенка с ЗПР: изменение образовательной программы в зависимости
от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей
и особенностей слабовидящих обучающихся и ЗПР, создание условий для коррекции
нарушений и социальной адаптации.
Задачи программы:
-своевременное
выявление обучающихся с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой
психического развития;
-определение особых
образовательных потребностей слабовидящих обучающихся и ЗПР;
-определение
особенностей организации образовательного процесса для слабовидящих обучающихся
с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий,
способствующих освоению слабовидящими обучающимися с ЗПР основной
образовательной программы и их интеграции в образовательной организации;
-осуществление
индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
слабовидящем обучающимся с ЗПР с учетом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-организация индивидуальных и
(или) групповых занятий
для слабовидящих обучающихся
с ЗПР,
при необходимости разработка и
реализация индивидуальных учебных планов;
-обеспечение
возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам
и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
-реализация системы
мероприятий и социальной адаптации слабовидящих обучающихся с ЗПР;
-оказание
консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
слабовидящих обучающихся с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим
вопросам.
В основу разработки АООП ООО для
слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития заложены
дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к
построению АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности слабовидящих обучающихся с ЗПР определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте
разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования
социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение слабовидящими
обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
- существенное повышение мотивации
и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для
общекультурного и личностного развития для слабовидящих обучающихся с ЗПР на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Общая
характеристика АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР
АООП ООО для слабовидящих
обучающихся с ЗПР формируется с учетом особенностей уровня основного общего
образования, идентичности и мировоззрения. Необходимо подчеркнуть, что АООП ООО
для слабовидящих обучающихся с ЗПР предлагает качественную реализацию
программы, опираясь на возрастные особенности подросткового школьного возраста.
Учитываются характерные для данного школьного возраста центральные
психологические новообразования, развитие целенаправленной и мотивированной
активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью,
основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных
и социальных мотивов и личностного смысла учения. АООП ООО для слабовидящих
обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, к
структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее
реализации и результатам освоения. АООП ООО предназначена для образования
слабовидящих обучающихся с ЗПР, имеющих уровень развития, близкий к возрастной
норме, но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс
овладения знаниями, нуждающийся в специальных условиях получения образования,
предполагает, что слабовидящий обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием
здоровых сверстников, в среде здоровых сверстников при условии создания
необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми
образовательными потребностями слабовидящих обучающихся с ЗПР и дополнительно
приспосабливаются к конкретному ребенку.
Обучающийся, осваивающий АООП
ООО, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации в иных формах. Обязательной является систематическая
специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных
потребностей. АООП ООО обязательно поддерживается Программой коррекционной
работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в
освоении АООП ООО. Таким образом, программа коррекционной работы является
неотъемлемой частью АООП ООО, осваиваемой слабовидящими обучающимся с ЗПР.
Обязательным является
систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива
учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в
специальной поддержке являются:
- удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения и ЗПР;
- коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; развитие зрительного восприятия;
- обучение использованию всех
анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном
процессе и повседневной жизни;
- формирование основных навыков
ориентировки в микропространстве;
- овладение основными навыками
ориентировки в макропространстве;
- формирование адекватных (в
соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных),
пространственных представлений;
- развитие познавательного
интереса, познавательной активности;
- формирование представлений
(соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и
технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и
активное их использование;
- использование специальных приемов
организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации
для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
- соблюдение регламента зрительных
нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);
- соблюдение светового режима
(необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и
другое);
- рациональное чередование
зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
- использование приемов,
направленных на снятие зрительного напряжения;
- использование специальных
учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным
потребностям слабовидящих;
- использование индивидуальной,
адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся,
текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических,
технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность
слабовидящих обучающихся;
- соблюдение режима физических
нагрузок (с учетом противопоказаний);
- необходимость при выполнении
слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их
особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала
и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по
сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья.
Психолого-педагогическая
поддержка предполагает:
- помощь в формировании и развитии
адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими
обучающимися, родителями;
- работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию
эмоционально комфортной обстановки;
- создание условий успешного
овладения учебной деятельностью с целью профилактикинегативного отношения
обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;
- развитие стремления к
самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых
ситуациях), к проявлению социальной активности;
- развитие адекватного
использования речевых и неречевых средств общения.
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих
обучающихся с ЗПР
Категория слабовидящих
обучающихся с задержкой психического развития неоднородная по составу группа
школьников.
Слабовидение связано со
значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие еѐ
поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты
зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же
слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной
функции – поля зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся
выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к
определѐнным, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям
становления личности, к затруднениям предметнопространственной и социальной
адаптации.
Категория слабовидящих
обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся
по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных
функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения:
тяжелая, средняя, слабая.
Группу слабовидения тяжелой
степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от
0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со
значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других
зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение
(повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная
чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма,
значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение
зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных,
целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности
ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс
зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе
реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у
данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от
условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в
неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно
снижаться.
Группу слабовидения средней
степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем
глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты зрения
имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при
передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный
характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду
со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в
сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения,
пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения,
глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и
функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная
работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет
учебнопознавательную и ориентировочную деятельность.
Разнообразие
клиникопатофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго
индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного
процесса слабовидящих обучающихся данной группы.
Группу слабовидения слабой
степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем
глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели
остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно
использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета),
воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает
определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в
процессе учебно-познавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения
с нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных
зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения)
и/или косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих
обучающихся. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии,
обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности
зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации
направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в
пространстве, определять степень его удаленности.
Неоднородность группы
слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных
клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика,
глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких
заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта,
гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия
зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др.
Стабилизация зрительных функций
может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности
клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих обучающихся.
Неоднородность группы
слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или
ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время
нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на
психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных
процессов.
В настоящее время в качестве
лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденно-наследственные
причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих обучающихся, у
которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны,
обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой – определяет
особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой
организма, регулируемой центральной нервной системой.
Обучающимся данной группы
характерно:
- снижение общей и зрительной
работоспособности;
- замедленное формирование
предметно-практических действий;
- замедленное овладение письмом и
чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и
глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности,
замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями
зрительного контроля;
- затруднение выполнения зрительных
заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с
объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными
навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией,
зрительнопространственным анализом и синтезом и др.
В условиях слабовидения наблюдается
обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций
зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием
зрительного восприятия и психомоторных образований.
У слабовидящих наблюдается
снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение
координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз,
головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных
навыков.
При слабовидении наблюдается
своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется
в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности
становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств
зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность,
избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга
отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций,
в развитии основных свойств внимания.
Слабовидящим характерны
затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и
макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в
формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении
предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных
возможностей; в темпе зрительного анализа.
Слабовидящим характерно
своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и
накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с
предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых
навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и
пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений,
овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический
строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения,
осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия,
интерпретации, продуцирования средств общения).
У слабовидящих обучающихся
наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет
своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе
сенсорноперцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по
сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.
Кроме того, слабовидящим
характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий,
автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми
действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и
навыками.
У слабовидящих отмечается
снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль,
самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции»,
развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные
качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность,
иждивенчество.
У части обучающихся данной группы
слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского
организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние,
двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.
Несмотря на достаточно низкую
остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в
учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает
зрительный анализатор.
Задержка психического развития
(ЗПР) – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной,
эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие
―задержка психического развития употребляется по отношению к обучающимся с
минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной
нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и
недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение
программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у обучающегося страдает
работоспособность, в других случаях – произвольность в организации
деятельности, втретьих – мотивация к различным видам познавательной
деятельности.
Учебная деятельность обучающихся
с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса
учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;
необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими
к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью
деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления
улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у обучающихся с ЗПР
сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с
функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой
координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности
запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и
необходимых ребенку при обучении в школе.
Особенности обучающихся с
задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном
процессе:
- незрелость эмоционально-волевой
сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- преобладание игровых мотивов,
дезадаптивность побуждений и интересов;
- низкий уровень активности во всех
сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений
и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- ограниченность словарного запаса,
особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности
овладения письменной речью;
- расстройства регуляции,
программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
- более низкий уровень развития
восприятия;
- отставание в развитие всех форм
мышления;
- недостаточная продуктивность
произвольной памяти, преобладание механической памяти над
абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной
памяти.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в
удовлетворении особых образовательных потребностей:
- в побуждении познавательной
активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- в расширении кругозора,
формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
- в формировании
общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение
существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- в совершенствовании предпосылок
интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного
восприятия, памяти и пр.),
- в формировании, развитии у
обучающихся целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля
собственной деятельности;
- в развитии личностной сферы:
развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения,
волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за
собственные поступки;
- в развитии и отработке средств
коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами
семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально
одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в усилении регулирующей функции
слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в
сопровождении речью выполняемых действий;
- в сохранении, укреплении
соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности,
предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
-
Задержку психического развития при слабовидении чаще всего характеризует
благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко
используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько
замедленное, усвоение нового материала. При адекватной
коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном
развитии.
Особые
образовательные потребности слабовидящих обучающихся с ЗПР
Особые образовательные
потребности слабовидящих обучающихся с ЗПР задаются спецификой зрительных
нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют
особую логику построения образовательной деятельности, находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по
своему характеру потребности, свойственные всем слабовидящим обучающимся с ЗПР:
- обязательность непрерывности
коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- требуется введение в содержание
обучения специальных разделов, не присутствующих в ООП ООО, адресованной
традиционно развивающимся сверстникам;
- индивидуализация обучения
требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- наглядно-действенный характер
содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач,
решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу»
сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
- специальная помощь в развитии
возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- коррекция произносительной
стороны речи; освоение умения использовать речь в разных коммуникативных
ситуациях (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать
мысли и чувства и т.д.);
- обеспечение особой
пространственной и временной организации образовательной среды;
- необходимо максимальное
расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательного
учреждения.
- целенаправленное обогащение
чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного
восприятия и всех анализаторов;
- руководство зрительным
восприятием;
- расширение, обогащение и
коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и
расширение понятий;
- развитие познавательной
деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики
нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
- систематическое и
целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
- обеспечение доступности учебной
информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
- строгий учет в организации
обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза
(основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния
основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических
средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
- использование индивидуальных
пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения,
клинической картины зрительного нарушения;
- учет темпа учебной работы
слабовидящих обучающихся;
- увеличение времени на выполнение
практических работ;
- введение в образовательную среду
коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
Специальное обучение и условия
должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь.
Обучающиеся со зрительными нарушениями в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке
опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при
самостоятельной работе.