Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ТНР 5.2
Описание образовательной программы
Адаптированная
общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО
для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" АООН НОО для обучающихся с ТНР включает набор
учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и
характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы
начального общего образования.
В основу
формирования АООП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
- принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего
развития" с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей обучающихся;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
- принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
"предметной области";
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности
в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных
знаний в область жизнедеятельности;
- принцип сотрудничества с семьей.
В основу
разработки АООП НОО для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный,
деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный
подход к построению АООП НОО для обучающихся с ТНР предполагает учет особых
образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем
речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения
содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно
сформулированными в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение
дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития;
открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания
вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую
коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их
возможностями.
Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте
разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с
ТНР на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить
образование на следующем уровне, но и социальной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
Ключевым условием
реализации деятельностного подхода выступает организация детского
самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение
доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на
личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход
основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой
функциональную систему семиотического или знакового характера, которая
используется как средство общения. Системность предполагает не механическую
связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между
языковыми единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход
в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется
через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты
(фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно
взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным
средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является
включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте
разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация
системного подхода обеспечивает:
- тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
- воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
-
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели -
формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной) в соответствии с
различными ситуациями.
Цели реализации
АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2):
- обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина
Российской Федерации, достигшего возраста 6,5-7 лет с ТНР, на получение
качественного образования, включающего обучение, коррекцию, развитие и
воспитание каждого обучающегося;
- организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов начального общего образования обучающихся с ТНР, отражённых в
обновленном ФГОС НОО;
- создание условий для свободного развития каждого обучающегося младшего
школьного возраста с ТНР с учётом его потребностей, возможностей и стремления к
самореализации; отражение в программе начального адаптированного общего
образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных
программ и учебных планов для обучающихся с различной формой, различной
структурой и степенью выраженности речевого недоразвития или для обучающихся
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогических
работников;
- возможность для коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое
мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и
утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение
поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста с ТНР,
индивидуальными особенностями его речевого и психического развития и состояния
здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
- достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися с
ТНР;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся с ТНР, через систему клубов,
секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности с учетом возможностей
обучающихся с ТНР;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся с ТНР возможности для эффективной
самостоятельной работы с учетом динамики коррекционной работы;
- включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Общая характеристика АООП НОО (вариант 5.2).
Адаптированная
программа начального общего образования является стратегическим документом
образовательной организации, выполнение которого обеспечивает успешность
организации образовательной деятельности, то есть гарантию реализации статьи 12
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации". В соответствии с законодательными актами Российской
Федерации образовательная организация самостоятельно определяет технологии обучения,
формы его организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с
соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.
Вариант 5.2
предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по
конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого
развития, но в более пролонгированные календарные сроки.
Вариант 5.2
предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых
требуются особые педагогические условия, специальное систематическое
целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, имеющие 1, 2 и 3
уровни общего недоразвития речи, при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии,
заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего
недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В зависимости от
уровня речевого развития в образовательной организации существуют два
отделения:
Первое отделение
для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих
общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в
образовательных организациях.
Второе отделение
для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном
развитии речи.
Срок освоения АООП
НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) составляет в первом отделении 5 лет (1
дополнительный - 4 классы), во втором отделении 4 года (1-4 классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
ТНР.
Обучающиеся с ТНР
являются обучающимися с выраженными речевыми и (или) языковыми (коммуникативными)
расстройствами. Представляют собой разнородную группу не только по степени
выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню
общего и речевого развития, наличию или отсутствию сопутствующих нарушений.
Общее
недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных формах детской
речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической классификации речевых
расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, дислексия,
дисграфия) и выражаться в различной степени тяжести.
Несмотря на
различную природу, механизм речевого дефекта, у этих обучающихся отмечаются
типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении процесса
формирования речевой функциональной системы: несформированность
звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны
речи, а также трудности формирования текстовой компетенции. Недостатки
формирования языкоречевой системы часто сопровождаются проблемам
коммуникативного характера: незаинтересованность в вербальном контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, в отдельных случаях - негативизм и
значительные трудности речевой коммуникации.
Нарушения в
формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все
психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной,
аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость
внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно
сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память,
страдает продуктивность запоминания.
Связь между
речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает
специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками
для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся
отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с
трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся с ТНР
присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в
плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений,
снижении скорости и ловкости движений, трудности реализации сложных
двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений
(общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Социальное
развитие большинства обучающихся с нарушениями речи полноценно не происходит в
связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать
коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Нарушения устной
речи обучающихся с ТНР приводят к возникновению нарушений письменной речи, так
как письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого
развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом
воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и
составляющего патологический механизм.
Симптоматика
нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся
ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма
(дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми
расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и
речевых расстройств (при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии).
Контингент обучающихся
по данному варианту программы представлен и обучающимися с тяжелой степенью
выраженности заикания (в том числе, при нормальном развитии речи), грубо
нарушающем коммуникативную функцию речи.
Специфика
речевого дефекта при заикании заключается в наличии прерывистой речи и запинок
судорожного характера разной длительности и интенсивности. Помимо этого
характерным и выраженным в различной степени является своеобразное
использование языковых средств (при наличии достаточного уровня речевого
развития и запаса знаний и представлений об окружающем), проявляющееся
трудностями формулирования мысли, подбора адекватного ситуации слова или
речевого оборота, наличием логически и синтаксически незавершенных фраз,
некорректируемых ошибок (например, неправильное согласование слов в предложении
при том, что обучающийся владеет данными грамматическими категориями),
трудностями удержания замысла высказывания, его недостаточной связности,
нарушением последовательности изложения высказывания. Причиной данных
проявлений являются специфические особенности общего и речевого поведения.
Отмечается недостаточность речевого дыхания, просодической стороны речи.
Своеобразие
заикания касается и внеречевых процессов, в частности регуляторной сферы.
Поведение и деятельность заикающихся отличаются импульсивностью, общей
неорганизованностью, отвлекаемостью, неумением приложить волевые усилия для
преодоления встречающихся трудностей.
Постепенно по
мере хронификации заикания и формировании полномасштабной картины дефекта могут
появиться психологические наслоения в виде сопутствующих движений, логофобии,
степени болезненной фиксации на дефекте, речевых и неречевых уловок.
Дифференциация
обучающихся на группы по уровню речевого развития принципиально недостаточна
для выбора оптимального образовательного маршрута и определения содержания
коррекционно-развивающей области - требуется учет механизма речевого нарушения,
определяющего структуру речевого дефекта при разных формах речевой патологии.
Различия
механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР с различным уровнем
речевого развития определяют необходимость многообразия специальной поддержки в
получении образования.
Специфика
содержания и методов обучения обучающихся с ТНР является особенно существенной
на уровне начального общего образования, где формируются предпосылки для
овладения программой дальнейшего школьного обучения, в значительной мере
обеспечивается коррекция речевого и психофизического развития.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
К особым
образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска
(совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической
помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением
перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов
дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на
нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей
областей, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической
работы;
- создание условий, нормализующих и (или) компенсирующих состояние высших
психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной
деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении
обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических средств воздействия в процессе
комплексного психолого-педагогического сопровождения;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или
сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества
учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для разных категорий обучающихся с ТНР;
- систематический мониторинг результативности академического компонента
образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и
динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного
воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной
речью;
- возможность обучаться на дому или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения
в коррекционно-развивающую работу с обучающимся; организация партнерских
отношений с родителями (законными представителями).
- в исключительных случаях образовательная организация может с учётом
достаточный оснований (например, наличие высокой готовности к обучению
грамоте), высокого темпа обучаемости или особых условий развития обучающегося
по решению ППк сократить срок обучения в начальной школе. В этом случае
обучение осуществляется по индивидуально разработанным учебным планам. Вместе с
тем образовательная организация должна учитывать, что чем более длителен срок
обучения в начальной школе, тем более качественным становится фундамент,
который закладывается начальным уровнем обучения как предпосылка дальнейшего
успешного образования.