Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (вариант5.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная общеобразовательная
программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ,
предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" АООН НОО для обучающихся с ТНР включает набор
учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и
характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы
начального общего образования.
В основу формирования АООП НОО для
обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
- принципы
государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
- принцип учета
типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего
развития" с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический
принцип;
- принцип
комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей
обучающихся;
- принцип
преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на
программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с ТНР;
- принцип
целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
"предметной области";
- принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип
переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в
область жизнедеятельности;
- принцип
сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО для
обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный
подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП
НОО для обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей
этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития,
этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной
системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно
сформулированными в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ требованиями к:
- структуре
образовательной программы;
- условиям
реализации образовательной программы;
- результатам
образования.
Применение дифференцированного подхода
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие
возможности для педагогического творчества, создания вариативных
образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию,
развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании
строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего
школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности.
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального
общего образования для обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
- придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное
повышение мотивации и интереса к учению;
- приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
- создание
условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе
формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на
следующем уровне, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного
подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного
действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и
способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные,
проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на
теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему
семиотического или знакового характера, которая используется как средство
общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и
разных уровней.
Системный подход в образовании строится
на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном
строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический,
грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития
речи ребенка.
Основным средством реализации
системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на
всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального
общего образования для обучающихся с ТНР реализация системного подхода
обеспечивает:
- тесную
взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок
овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
- воздействие на
все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе
освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
- реализацию
интегративной коммуникативно-речевой цели - формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной,
контрольно-оценочной) в соответствии с различными ситуациями.
Цель реализации ФАОП НОО для
обучающихся с ТНР - формирование у обучающихся с ТНР общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной
деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
и социокультурными ценностями.
Вариант 5.1 предполагает, что
обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным
речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП
НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для
обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием (дислалия;
легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с
общим недоразвитием речи 3 и 4 уровней речевого развития различного генеза
(например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии), у которых
имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения
и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает
введение ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения
обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации
ФАОП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение
обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с педагогическим работником
начальных классов, другими педагогическими работниками с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая
характеристика обучающихся с ТНР.
У обучающихся с фонетико-фонематическим
и фонетическим недоразвитием наблюдается нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками.
Несформированность произношения звуков
крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие,
замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное
произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического
недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков,
обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет
на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие
характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в
комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой
структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования
отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие
обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой
деятельностью.
Обучающиеся с IV уровнем общего
недоразвития речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития
лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения.
Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах
искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова.
Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи,
нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков,
свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного
восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса
фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные
нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов,
близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри
лексических групп. Обучающиеся затрудняются в установлении синонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи
проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении
использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве
овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности
лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении
фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто
встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность
для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что
выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у
обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться
незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и
сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении
правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является
своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической
последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных
событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную
тему, по картинке, по серии сюжетных картин.
Наряду с расстройствами устной речи у
обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в
стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших
психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
У обучающихся с легкой степенью
выраженности заикания отмечаются специфические трудности при продуцировании
речевых высказываний в ходе общения, проявляющиеся в непреднамеренных
остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся
судорогами мышц речевого аппарата. Заикание носит ярко выраженный ситуативный
характер, но в целом незначительно препятствует процессу коммуникации.
Особые
образовательные потребности обучающихся с ТНР.
К особым образовательным потребностям,
характерным для обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в
максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого
развития;
- организация
логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом
обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного
образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное
преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение
начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и
степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность
непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов,
так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической работы;
- создание
условий, нормализующих и (или) компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на
основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми
нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация
педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе
комплексного психолого-педагогического сопровождения;
- получение
комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья;
- гибкое
варьирование организации процесса обучения путем расширения либо сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный
темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий
обучающихся с ТНР;
- постоянный
(пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых
процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение
специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных
компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств,
обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия
на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность
обучаться на дому или дистанционно при наличии медицинских показаний;
- профилактика и
коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального
расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и
тактики;
- психолого-педагогическое
сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую
работу с обучающимся; организация партнерских отношений с родителями (законными
представителями).