Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, вариант 7.1
Описание образовательной программы
Общая характеристика АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
Адаптированная общеобразовательная
программа начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1) разработана на основе федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и отражает вариант конкретизации требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В основу формирования АООП НОО положены
следующие принципы:
а) принципы государственной политики
Российской Федерации в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников);
б) принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности
образовательного процесса;
г) принцип развивающей направленности
образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося
и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых
образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип преемственности,
предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на АООП основного
общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания
образования;
з) принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний,
умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей;
л) принцип здоровьесбережения: при
организации образовательной деятельности не допускается использование
технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий соответствуют требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №
2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021
г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее -
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1
января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).
В основу реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации АООП
НОО для обучающихся с ЗПР предполагает учет особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения
содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации
разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и
реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и данной АООП НОО:
-
к структуре АООП НОО;
-
к результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к
созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании
строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической, познавательной и учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-
придание результатам образования
социально и личностно значимого характера;
-
прочное усвоение обучающимися с ЗПР
знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-
существенное повышение мотивации и
интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-
обеспечение условий для общекультурного и
личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР
получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1),
представляет собой адаптированный вариант АООП НОО. Адаптация программы
предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и
поддержку в освоении АООП НОО (вариант 7.1), требований к результатам освоения
программы коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Обязательными
условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР является
психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа
педагогических работников, реализующими программу коррекционной работы,
содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе заключения ПМПК, сформулированного по результатам его
комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА (при
наличии).
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР,
достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития
близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки
общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории
обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности ЦНС,
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным
нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться
типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического
развития, нейродинамики, но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного
поведения.
Особые
образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант
7.1).
Особые образовательные потребности различаются у
обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения
психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и
находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
современные научные представления об особенностях психофизического развития
разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования
сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение начального общего образования в условиях
образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее
взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
- психологическое сопровождение, направленное на
установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства,
выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант
7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной
организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);
- комплексное сопровождение, направленное на компенсацию
дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики
усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной
работы ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих
как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных
возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных групп обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной
дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности
образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением
учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности,
побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение "переносу"
сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств
стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов
конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с
взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на
формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности
и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной
организации (сотрудничество с родителями (законными представителями),
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Цель и
задачи реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для
обучающихся с ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с
ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением
преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного,
двигательного, личностного развития;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся
с ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
- использование в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной
самостоятельной работы;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.