Основная образовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего
образования являются:
–
формирование
российской гражданской идентичности обучающихся;
–
воспитание и
социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и
общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;
–
преемственность
основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования;
–
организация
учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего
общего образования, отраженных в ФГОС СОО;
–
формирование
навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе
индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего
образования;
–
подготовка
обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору,
продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
–
организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для обучающихся
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение
поставленных целей при разработке и
реализации образовательной организацией основной образовательной программы
среднего общего образования предусматривает
решение следующих основных задач:
–
формирование
у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладения
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей
к социальному самоопределению;
–
обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
–
обеспечение
преемственности основного общего и среднего общего образования;
–
достижение
планируемых резульатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
–
обеспечение
доступности получения качественного среднего общего образования;
–
выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;
–
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
–
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
–
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды города для
приобретьения опыта реального управления и действия;
–
организация
социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
–
создание
условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
среднего общего образования
ООП СОО учитывает следующие принципы:
-
принцип учёта ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на
уровне среднего общего образования;
-
принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП СОО характеризует право получения образования
на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает
механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной
деятельности;
-
принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности,
предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности
(мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
-
принцип индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения
детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения
родителей (законных представителей) обучающегося;
-
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты
обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
-
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
-
принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь
урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного
процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной
программы;
-
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
(или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки,
организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г.
(далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1
января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП СОО
учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем
аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее
2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях
удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной
организации.
Общая характеристика основной образовательной
программы
Основная
образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ № 50 разработана
на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о
правах ребенка, учитывает региональные, национальные и этнокультурные
потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися
образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и
реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Основная
образовательная программа содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Основная
образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме
выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной
программы среднего общего образования.
В целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной
программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные
интересы обучающихся; внеурочная деятельность.
Организация
образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего
общего образования основана на дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение
учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы
среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное
обучение) основной образовательной
программы среднего общего образования
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Система
внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений и организаций в рамках российского движения
детей и молодёжи «Движение первых»); курсы внеурочной деятельности по выбору
обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение
благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему
воспитательных мероприятий.
Организация
внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного
времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных
мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность
содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения
(естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический,
универсальный). Вариативность в распределении часов на отдельные элементы
внеурочной деятельности определяется с
учетом особенностей образовательных
организаций.