Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа основного общего образования является
основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность МОУ СОШ № 50 в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Целями реализации
ФОП ООО являются:
- организация учебного процесса с учётом целей,
содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в
ФГОС ООО;
- создание условий для становления и формирования
личности обучающегося;
- организация деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых,
успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в
особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ФОП ООО предусматривает решение
следующих основных задач:
- формирование у обучающихся нравственных
убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры
межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического
труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному
самоопределению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
- обеспечение преемственности основного общего и
среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения ООП
ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного
основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в
том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии
социальной среды образовательной организации;
- включение обучающихся в процессы познания и
преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского
проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке
педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
- создание условий для сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
ООП ООО учитывает следующие принципы:
- принцип учёта ФГОС ООО: ФОП ООО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым
результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;
- принцип учёта языка обучения: с учётом условий
функционирования образовательной организации ФОП ООО характеризует право
получения образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
планах внеурочной деятельности;
- принцип учёта ведущей деятельности обучающегося:
ФОП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: ФОП ООО
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
- системно-деятельностный подход, предполагающий
ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной
деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
- принцип учета индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
- принцип обеспечения фундаментального характера
образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
- принцип интеграции обучения и воспитания: ФОП ООО
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
- принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный
№ 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее -
Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП ООО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может
составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации.
Общая характеристика
ООП ООО
Основная образовательная программа основного общего образования (далее -
ООП ООО) разработана в соответствии с федеральным государственным
стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287, и федеральной образовательной
программой основного общего образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения РФ от 18.05.2023 № 370.
Содержание ООП ООО представлено учебно-методической документацией (учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание образования уровня основного общего
образования, планируемые результаты освоения образовательной программы
При разработке ООП ООО МОУ СОШ № 50 предусматрено непосредственное применение
при реализации обязательной части ООП ООО федеральных рабочих программ по
учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание»,
«География» и «Основы безопасности и защиты Родины».
ООП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
Целевой раздел ООП ООО включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения
обучающимися ФОП ООО;
- систему оценки достижения планируемых
результатов освоения ФОП ООО.
Содержательный раздел ФОП ООО включает следующие программы, ориентированные
на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
- рабочие программы учебных предметов;
- программу формирования универсальных
учебных действий у обучающихся;
- рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения ООП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к
результатам освоения программы основного общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
содержит:
- описание взаимосвязи универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в
том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение
ими результатов освоения программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел ООП ООО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы основного общего образования и включает:
-
учебный план ООО МОУ СОШ № 50;
-
план внеурочной деятельности;
-
календарный учебный график;
-
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация
принимает участие в учебном году или периоде обучения.