Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа
начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» и федеральной образовательной программой
начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023
N 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229)».
ООП НОО является основным документом,
определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим
образовательную деятельность МОУ СОШ № 50 в единстве урочной и внеурочной
деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации ООП НОО являются:
- обеспечение
реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на
получение качественного образования, включающего обучение, развитие и
воспитание каждого обучающегося;
- организация
учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых ре-зультатов
начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
- создание условий
для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей,
возможностей и стремления к самореализации;
- организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивиду-альных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных
групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации
ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование
общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание,
интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
- обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и
развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
- обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение
планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с
ОВЗ);
- обеспечение
доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и
развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;
- организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
- участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
ООП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО
базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию,
планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе;
2) принцип учёта языка обучения: с
учётом условий функционирования образовательной организации ООП НОО
характеризует право получения образования на родном языке из числа языков
народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в
учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности
обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в
структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения:
программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных
программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями,
потребностями и интересами с учетом мнения родителей (за-конных представителей)
обучающегося;
5) принцип преемственности и
перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний,
умений и способов деятельности между этапами начального общего образования, а
также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам
основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на
уровнях начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и
воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности,
разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и
познавательных интересов обучающихся, нравствен-но-ценностного отношения к
действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при
организации образовательной деятельности не допускается использование
технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный №
62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитар-но-эпидемиологические
требования).
ООП НОО учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения
ООП НОО является четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за
четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более
3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе,
предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
В целях удовлетворения образовательных
потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой
программы начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами образовательной организации.
Общая характеристика программы
начального образования
Программа начального общего образования
является стратегическим документом образовательной организации, выполнение
которого обеспечивает успешность организации образовательной деятельности, т.
е. гарантию реализации статьи 12 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации». В соответствии с законодательными актами образовательная
организация самостоятельно определяет технологии обучения, формы его
организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с соблюдением
принципа здоровьесберегающего обучения.
Программа строится с учётом
психологических особенностей обучающегося младшего школьного возраста. Наиболее
адаптивным сроком обучения в начальной школе, установленным в РФ, является 4
года. Общее число учебных часов не может составлять менее 2954 ч и более 3190
ч. Соблюдение этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать
обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на
здоровье. При создании программы начального образования был учтен статус
ребёнка младшего школьного возраста. В первый класс приходят дети с разным
уровнем готовности к обучению, у многих не сформирована произвольная
деятельность, они с трудом принимают требования учителя, часто отвлекаются,
быстро устают. Желание учиться поддерживается школьными успехами, но неудачи
быстро разрушают познавательные мотивы. Всё это побуждает учителя особенно
бережно относиться к младшим школьникам, оказывать помощь и поддержку, помогать
адаптироваться к новой — учебной деятельности, которая становится ведущей в
этом возрасте. Разные виды индивидуально-дифференцированного подхода
характеризуются в программе начального общего образования, причём внимание
учителя уделяется каждому обучающемуся, независимо от уровня его успешности. С
учётом темпа обучаемости, уровня интеллектуального
развития, особенностей познавательных психических процессов педагог оказывает
поддержку каждому учащемуся.