Геометрия
Рабочие программы основного общего образования по геометрии составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. 4 Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников. При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления. Общая характеристика курса В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии». Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии. Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических. Материал, относящийся к содержательным линиям «Ко ординаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах. Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. Место предмета в учебном плане Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков на базовом уровне и 3 часа в неделю на углублённом уровне, всего 305 уроков.
Рабочие программы базового и углублённого уровней по геометрии для среднего общего образования разработаны на основе
Фундаментального ядра общего образования и в соответствии с
требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных
образовательных программ среднего общего образования. В них соблюдается преемственность с примерной рабочей программой основного общего образования. Примерные рабочие программы (далее — Программы) являются ориентиром для составления рабочих
программ для конкретных классов.
Программы содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие
цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики
учебного предмета «Геометрия»;
2) описание места предмета в учебном плане;
3) планируемые результаты освоения курса геометрии;
4) содержание курса геометрии на базовом и углублённом уровнях;
5) примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и
количественные отношения действительного мира. Геометрическая
подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы,
происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов старшей школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь
это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности
к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении
геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла.
Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и
происхождении геометрических абстракций, соотношении реального
и идеального, характере отражения математической наукой явлений
и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли
математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся,
а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности, развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность,
4
трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя
их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах
учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать
свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести
навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей преподавания школьного курса геометрии
является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты
геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их
конструирования способствуют формированию умений обосновывать
и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают
логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия
занимает ведущее место в формировании научно-теоретического
мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических
рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад
в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Геометрическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех его ступенях. Изучение
курса геометрии на базовом уровне ставит своей целью повысить
общекультурный уровень человека и завершить формирование относительно целостной системы геометрических знаний как основы
любой профессиональной деятельности, не связанной непосредственно с математикой.
На углублённом уровне в зависимости от потребностей обучающихся возможно изучение курса геометрии на двух уровнях: для
подготовки специалистов инженерно-технического профиля и кадров для нужд науки.
В соответствии с принятой Концепцией развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно решать, в частности, следующие ключевые задачи:
— предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения
уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей
успешной жизни в обществе;
5
— обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.;
— в основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.
Соответственно выделяются три направления требований к результатам математического образования:
1. Практико-ориентированное математическое образование (математика для жизни).
2. Математика для использования в профессии, не связанной
с математикой.
3. Творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся,
которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики, экономики и других областях.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12 п. 7) организации, осуществляющие образовательную
деятельность, реализуют эти требования в образовательном процессе
с учётом примерной основной образовательной программы как на
основе учебно-методических комплектов соответствующего уровня,
входящих в Федеральный перечень МОиН РФ, так и с возможным
использованием иных источников учебной информации (учебно-методические пособия, образовательные порталы и сайты и др.).
В соответствии с требованиями в программах выделены два уровня: базовый и углублённый.
Цели освоения программы базового уровня — обеспечение возможности использования математических знаний и умений в повседневной
жизни и возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.
Программа углублённого уровня предназначена для профильного изучения математики; при выполнении этой программы предъявляются
требования, соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; вместе с тем выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком уровне, что создаст
фундамент для дальнейшего серьёзного изучения математики в вузе.
Общая характеристика учебного предмета. Геометрическое образование играет важную роль и в практической, и в духовной жизни общества. Практическая сторона связана с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной
деятельности, духовная сторона — с интеллектуальным развитием
человека, формированием характера и общей культуры.
Без конкретных геометрических знаний затруднены восприятие
и интерпретация окружающего мира, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни
приходится выполнять расчёты, владеть практическими приёмами
6
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде чертежей, составлять несложные алгоритмы и др.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Объекты математических
умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм
логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Геометрии принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать
по заданному алгоритму. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках геометрии — развиваются творческая
и прикладная стороны мышления.
Обучение геометрии даёт возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Геометрическое образование вносит свой вклад в формирование
общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры является общее знакомство с методами познания действительности, представление о методах математики, их отличиях от
методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения геометрии для решения прикладных задач.
Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития геометрии даёт возможность пополнить запас
историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о геометрии как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития этой науки, судьбами великих открытий, именами людей,
творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Содержание геометрического образования формируется на основе
Фундаментального ядра школьного математического образования.
Оно представлено в виде совокупности содержательных линий, раскрывающих наполнение Фундаментального ядра школьного математического образования применительно к старшей школе.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план для изучения предмета «Математика» отводит на базовом уровне от 4 учебных часов
в неделю и на углублённом уровне 6—8 часов в неделю в 10—
11 классах. Поэтому на геометрию отводится 1,5 учебных часа в
неделю в течение каждого года обучения для базового уровня (всего
102 урока) и 2 или 3 учебных часа для углублённого уровня (всего
136 или 204 урока соответственно). Р