ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Право». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса — углубить и привести в систему уже имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в огромном массиве социальной информации и научиться использовать ее на практике. При изучении курса «Право» в средней (полной) школе необходимо использовать межпредметные связи, что широко представлено в параграфах данного учебника и в отдельной таблице программы курса. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по обществознанию и истории, а также по литературе, географии, искусству и др. Содержание предмета «Право» базируется на положениях правового компонента интегрированного предмета «Обществознание» в основной школе и тесно связано с политологическими разделами обществознания в основной и старшей школе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе; формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом предмет «Право» на базовом уровне изучается в 11 классе. Общее количество учебного времени составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка обучения в году составляет 1 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные универсальные учебные действия: — самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; — оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; — постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; — организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: — обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; — критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках; — использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; — критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого; — целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; — индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Коммуникативные универсальные учебные действия: — осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; — способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); — способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; — умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — классификация государства по их признакам, функциям и формам; — выявление элементов системы права и дифференциация источников права; — характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства; — различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм; — различение субъектов и объектов правоотношений; — дифференциация правоспособности и дееспособности; — оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы; — оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; — характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации; — осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка; — способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком; — умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации; — знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации; — выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации; — описание законодательного процесса как целостного государственного механизма; — характеристика избирательного процесса в Российской Федерации; — способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; — умение характеризовать и классифицировать права человека; — объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав человека; — характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права; — умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; — способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя; — возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора; — умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности; — характеристика прав и обязанностей членов семьи; — способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака; — характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих правоотношений; — умение раскрывать содержание трудового договора; — разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; — способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности; — умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности; — дифференциация видов административных наказаний; — дифференциация видов преступлений и наказания за них; — выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних; — способность различать права и обязанности налогоплательщика; — умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения; — способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; — умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; — способность различать виды юридических профессий; — различение предмета и методов правового регулирования; — выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства; — различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права; — выявление особенностей референдума; — различение основных принципов международного гуманитарного права; — характеристика основных категорий обязательственного права; — способность целостно описывать порядок заключения гражданскоправового договора; — умение выявлять способы защиты гражданских прав; — определение ответственности родителей по воспитанию своих детей; — различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми способами; — способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности; — соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение; — применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Основные отрасли российского права 1.1 1.2 1.3 1.4 Избирательное право Гражданское право Налоговое право Семейное право 2 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 7 1 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 1 5 4 1.5 Трудовое право 4 1.6 Административное право 2 1 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ Итого по разделу 24 Раздел 2. Правоохранительные отрасли российского права 2.1 2.2 Уголовное право Основы судопроизводства Итого по разделу 5 1 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 2 7 Раздел 3. Правовая культура 3.1 Правовая культура и правосознание https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 2 Итоговое повторение 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 https://resh.edu.ru/ https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ 5 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Избирательноеправо. 1 2 3 4 5 Избирательныесистемы и избирательныйпроцесс. Понятие и источники гражданского права. Входная контрольная работа. Гражданская правоспособно сть и Дееспособность Предпринимательство. Юридическиелица. Формы предприятий. 7 Наследование. Страхование. Дата изучения 1 https://resh.edu.ru/ 02.09 – https://interneturok.ru/ 06.09.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 09.09 – https://interneturok.ru/ 13.09.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 16.09 – https://interneturok.ru/ 20.09.2024 https://school.mos.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 23.09 – https://interneturok.ru/ 27.09.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 30.09 – https://interneturok.ru/ 04.10.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 07.10 – https://interneturok.ru/ 11.10.2024 https://school.mos.ru/ 1 14.10 – Право собственности 6 Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 18.10.2024 https://interneturok.ru/ https://school.mos.ru/ Обязательственное право 8 9 10 Защита нематериальны х благ. Практическая работа №1 Налоговоеправо. Налоговые органы. Аудит. 1 https://resh.edu.ru/ 21.10 – https://interneturok.ru/ 25.10.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 05.11 – https://interneturok.ru/ 08.11.2024 https://school.mos.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 11.11 – https://interneturok.ru/ 15.11.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 18.11 – https://interneturok.ru/ 22.11.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 25.11 – https://interneturok.ru/ 29.11.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 02.12 – https://interneturok.ru/ 06.12.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 09.12 – https://interneturok.ru/ 13.12.2024 https://school.mos.ru/ Виды налогов. 11 12 13 14 Налогообложение юридическихлиц. Налоги с физическихлиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Практическая работа №2 1 15 Понятие и источники семейного права. Контрольная работа №2 1 https://resh.edu.ru/ 16.12 – https://interneturok.ru/ 20.12.2024 https://school.mos.ru/ 1 Брак, условия его заключения 16 1 https://resh.edu.ru/ 23.12 – https://interneturok.ru/ 27.12.2024 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 09.01 – https://interneturok.ru/ 10.01.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 13.01 – https://interneturok.ru/ 17.01.2025 https://school.mos.ru/ Права и обязанностисупругов 17 18 19 20 21 22 Права и обязанностиродителей и детей. Практическая работа №3 Понятие и источники трудового права Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее времяи время отдыха. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственностьь по трудовому праву. Практическая работа №4 1 1 https://resh.edu.ru/ 20.01 – https://interneturok.ru/ 24.01.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 27.01 – https://interneturok.ru/ 31.01.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 03.02 – https://interneturok.ru/ 07.02.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 10.02 – https://interneturok.ru/ 14.02.2025 https://school.mos.ru/ 1 23 Понятие иисточники административного права. Административные правонарушени я 24 Административные наказания 25 Понятие и источники уголовного права 1 https://resh.edu.ru/ 17.02 – https://interneturok.ru/ 21.02.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 24.02 – https://interneturok.ru/ 28.02.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 03.03 – https://interneturok.ru/ 07.03.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 10.03 – https://interneturok.ru/ 14.03.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 17.03 – https://interneturok.ru/ 21.03.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 31.03 – https://interneturok.ru/ 04.04.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 07.04 – https://interneturok.ru/ 11.04.2025 https://school.mos.ru/ Преступления. Виды преступлений. 26 27 28 29 30 Уголовная ответственность. Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Практическая работа №5 Гражданское процессуально е право 1 1 https://resh.edu.ru/ 14.04 – https://interneturok.ru/ 18.04.2025 https://school.mos.ru/ 31 32 33 34 Особенности уголовного судопроизводства. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность. Совершенствов ание правовой культуры. Итоговое повторение. Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 https://resh.edu.ru/ 21.04 – https://interneturok.ru/ 25.04.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 28.04 – https://interneturok.ru/ 02.05.2025 https://school.mos.ru/ 1 https://resh.edu.ru/ 05.05 – https://interneturok.ru/ 08.05.2025 https://school.mos.ru/ 1 1 https://resh.edu.ru/ 12.05 – https://interneturok.ru/ 16.05.2025 https://school.mos.ru/ 34 3 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Право. 10-11 класс. Учебник – Никитин А.Ф., Никитина Т.И./углубленный и базовый уровень МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Федеральная образовательная программа среднего общего образования от 23.11.2022 г. №1014 Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: методическое пособие к учебнику А.Ф.Никитина, Т.И.Никитиной / Е.К.Калуцкая. – М.: Дрофа, 2019 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ - Российская Электронная Школа https://interneturok.ru/ - образовательный интернет-проект https://school.mos.ru/ - Московская Электронная Школа