право 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Право».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание
учащимися учебного предмета «Обществознание» в основной школе.
Предполагается, что учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по
праву, поэтому цель данного курса — углубить и привести в систему уже
имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение
ориентироваться в огромном массиве социальной информации и
научиться использовать ее на практике. При изучении курса «Право» в
средней (полной) школе необходимо использовать межпредметные связи,
что широко представлено в параграфах данного учебника и в отдельной
таблице программы курса. Прежде всего, следует опираться на знания
учащихся по обществознанию и истории, а также по литературе,
географии, искусству и др. Содержание предмета «Право» базируется на
положениях правового компонента интегрированного предмета
«Обществознание» в основной школе и тесно связано с
политологическими разделами обществознания в основной и старшей
школе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

развитие
личности,
направленное
на
формирование
правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности,
внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные
законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах
права, возможностях правовой системы России, необходимых для
эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей,
правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и

законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в
обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также
учебных задача в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному
принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в
сфере отношений, урегулированных правом.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Право» на базовом уровне
изучается в 11 классе. Общее количество учебного времени составляет 34
часа. Общая недельная нагрузка обучения в году составляет 1 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ПРАВО» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и способность
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность
и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
11) основы
экологического мышления, осознание влияния

социально-экономических процессов на состояние природной среды;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры
и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка
и
формулирование
собственных
задач
в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других
нематериальных ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых
для достижения поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных
позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных
источниках;
— использование различных модельно-схематических средств
для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в
информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений
другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со

взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор
идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
возможность распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— классификация государства по их признакам, функциям и формам;
— выявление элементов системы права и дифференциация источников

права;
— характеристика
нормативно-правового
акта
как
основы
законодательства;
— различение видов социальных и правовых норм, выявление
особенностей правовых норм как вида социальных норм;
— различение субъектов и объектов правоотношений;
— дифференциация правоспособности и дееспособности;
— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного
поведения человека, умение делать соответствующие выводы;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
— характеристика Конституции Российской Федерации как
основного закона государства, определяющего государственное
устройство Российской Федерации;
— осознанное содействие соблюдению Конституции Российской
Федерации,
уважение прав
и
свобод
другого
человека,
демократических ценностей и правопорядка;
— способность указывать особенности гражданства как устойчивой
правовой связи между государством и человеком;
— умение
устанавливать взаимосвязь между правами и
обязанностями гражданина Российской Федерации;
— знание элементов системы органов государственной власти в
Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства
и Федерального Собрания Российской Федерации;
— выявление
особенностей
судебной
системы
и
системы

правоохранительных органов в Российской Федерации;
— описание законодательного процесса как целостного государственного
механизма;
— характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;
— способность объяснять на конкретном примере структуру и функции
органов местного самоуправления в Российской Федерации;
— умение характеризовать и классифицировать права человека;
— объяснение
основных
идей
международных
документов,
направленных на защиту прав человека;
— характеристика
гражданского,
семейного,
трудового,
административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей
российского права;
— умение
характеризовать
субъектов
гражданских
правоотношений, различать организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности;
— способность
иллюстрировать
примерами
нормы
законодательства о защите прав потребителя;
— возможность иллюстрировать примерами особенности реализации
права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и
раскрывать особенности гражданско-правового договора;
— умение иллюстрировать примерами привлечение к
гражданско-правовой ответственности;
— характеристика прав и обязанностей членов семьи;
— способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения
брака;
— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация
участников этих правоотношений;
— умение раскрывать содержание трудового договора;
— разъяснение
на
примерах
особенности
положения
несовершеннолетних в трудовых отношениях;
— способность иллюстрировать примерами способы разрешения
трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
— умение различать виды административных правонарушений и
описывать
порядок
привлечения
к
административной
ответственности;
— дифференциация видов административных наказаний;
— дифференциация видов преступлений и наказания за них;
— выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
— способность различать права и обязанности налогоплательщика;
— умение анализировать практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;
— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное
судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения

конфликтов правовыми способами;
— умение высказывать обоснованные суждения, основываясь
на внутренней убежденности в необходимости соблюдения
норм права;
— способность различать виды юридических профессий;
— различение предмета и методов правового регулирования;
— выявление
общественной опасности коррупции для
гражданина, общества и государства;
— различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией
Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
— выявление особенностей референдума;
— различение основных принципов международного гуманитарного права;
— характеристика основных категорий обязательственного права;
— способность целостно описывать порядок заключения гражданскоправового договора;
— умение выявлять способы защиты гражданских прав;
— определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
— различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать
трудовые споры правовыми способами;
— способность
описывать порядок освобождения от уголовной
ответственности;
— соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их
совершение;
— применение правовых знаний для аргументации собственной
позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием
нормативных актов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Основные отрасли российского права
1.1

1.2

1.3

1.4

Избирательное право

Гражданское право

Налоговое право

Семейное право

2

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/

7

1

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/

1

5

4

1.5

Трудовое право

4

1.6

Административное право

2

1

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/

https://school.mos.ru/
Итого по разделу

24

Раздел 2. Правоохранительные отрасли российского права
2.1

2.2

Уголовное право

Основы судопроизводства

Итого по разделу

5

1

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/
https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/

2

7

Раздел 3. Правовая культура

3.1

Правовая культура и правосознание

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/

2

Итоговое повторение

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

https://resh.edu.ru/
https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/
5

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Избирательноеправо.
1

2

3

4

5

Избирательныесистемы и
избирательныйпроцесс.

Понятие и источники гражданского
права. Входная контрольная работа.
Гражданская правоспособно сть и
Дееспособность

Предпринимательство.
Юридическиелица. Формы
предприятий.

7

Наследование. Страхование.

Дата
изучения

1

https://resh.edu.ru/
02.09 –
https://interneturok.ru/
06.09.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
09.09 –
https://interneturok.ru/
13.09.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
16.09 –
https://interneturok.ru/
20.09.2024 https://school.mos.ru/

1

1

https://resh.edu.ru/
23.09 –
https://interneturok.ru/
27.09.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
30.09 –
https://interneturok.ru/
04.10.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
07.10 –
https://interneturok.ru/
11.10.2024 https://school.mos.ru/

1

14.10 –

Право собственности
6

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/

18.10.2024 https://interneturok.ru/
https://school.mos.ru/
Обязательственное право
8

9

10

Защита нематериальны х благ.
Практическая работа №1

Налоговоеправо.
Налоговые органы. Аудит.

1

https://resh.edu.ru/
21.10 –
https://interneturok.ru/
25.10.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
05.11 –
https://interneturok.ru/
08.11.2024 https://school.mos.ru/

1

1

https://resh.edu.ru/
11.11 –
https://interneturok.ru/
15.11.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
18.11 –
https://interneturok.ru/
22.11.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
25.11 –
https://interneturok.ru/
29.11.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
02.12 –
https://interneturok.ru/
06.12.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
09.12 –
https://interneturok.ru/
13.12.2024 https://school.mos.ru/

Виды налогов.
11

12

13

14

Налогообложение
юридическихлиц.

Налоги с
физическихлиц.

Ответственность за уклонение
от уплаты налогов. Практическая
работа №2

1

15

Понятие и источники семейного
права. Контрольная работа №2

1

https://resh.edu.ru/
16.12 –
https://interneturok.ru/
20.12.2024 https://school.mos.ru/

1

Брак, условия его заключения
16

1

https://resh.edu.ru/
23.12 –
https://interneturok.ru/
27.12.2024 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
09.01 –
https://interneturok.ru/
10.01.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
13.01 –
https://interneturok.ru/
17.01.2025 https://school.mos.ru/

Права и обязанностисупругов
17

18

19

20

21

22

Права и обязанностиродителей и
детей. Практическая работа №3
Понятие и источники трудового
права

Коллективный договор.
Трудовой договор.

Рабочее времяи время
отдыха. Оплата труда. Охрана труда.

Трудовые споры.
Ответственностьь по трудовому
праву. Практическая работа №4

1

1

https://resh.edu.ru/
20.01 –
https://interneturok.ru/
24.01.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
27.01 –
https://interneturok.ru/
31.01.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
03.02 –
https://interneturok.ru/
07.02.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
10.02 –
https://interneturok.ru/
14.02.2025 https://school.mos.ru/

1

23

Понятие иисточники
административного права.
Административные правонарушени я

24

Административные наказания

25

Понятие и источники уголовного
права

1

https://resh.edu.ru/
17.02 –
https://interneturok.ru/
21.02.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
24.02 –
https://interneturok.ru/
28.02.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
03.03 –
https://interneturok.ru/
07.03.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
10.03 –
https://interneturok.ru/
14.03.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
17.03 –
https://interneturok.ru/
21.03.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
31.03 –
https://interneturok.ru/
04.04.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
07.04 –
https://interneturok.ru/
11.04.2025 https://school.mos.ru/

Преступления. Виды преступлений.
26

27

28

29

30

Уголовная ответственность.
Наказание.

Обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказания.

Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Практическая
работа №5

Гражданское процессуально е право

1

1

https://resh.edu.ru/
14.04 –
https://interneturok.ru/
18.04.2025 https://school.mos.ru/

31

32

33

34

Особенности уголовного
судопроизводства.
Правовая культура и правосознание.
Правовая
деятельность.
Совершенствов ание правовой
культуры.

Итоговое повторение. Промежуточная
аттестация. Итоговая контрольная
работа.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

https://resh.edu.ru/
21.04 –
https://interneturok.ru/
25.04.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
28.04 –
https://interneturok.ru/
02.05.2025 https://school.mos.ru/

1

https://resh.edu.ru/
05.05 –
https://interneturok.ru/
08.05.2025 https://school.mos.ru/

1

1

https://resh.edu.ru/
12.05 –
https://interneturok.ru/
16.05.2025 https://school.mos.ru/

34

3

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Право. 10-11 класс. Учебник – Никитин А.Ф., Никитина Т.И./углубленный и базовый
уровень

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Федеральная образовательная программа среднего общего образования от 23.11.2022
г. №1014
Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: методическое пособие к учебнику
А.Ф.Никитина, Т.И.Никитиной / Е.К.Калуцкая. – М.: Дрофа, 2019

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ - Российская Электронная Школа
https://interneturok.ru/ - образовательный интернет-проект
https://school.mos.ru/ - Московская Электронная Школа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».