ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную линию. Ценность изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Второй целью изучения геометрии является использование еѐ как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертѐж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера обучающийся учится строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчѐркивать связи геометрии с другими учебными предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора». Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости», «Преобразования подобия». На изучение учебного курса «Геометрия» отводится 204 часа: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых. Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире. Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведѐнной к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°. Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника. 8 КЛАСС Четырѐхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, еѐ свойства и признаки. Прямоугольная трапеция. Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника. Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач. Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур. Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 30, 45 и 60°. Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырѐхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям. 9 КЛАСС Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 180°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение практических задач с использованием теоремы косинусов и теоремы синусов. Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов. Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной. Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы, коллинеарность векторов, равенство векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов. Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах, пересечение окружностей и прямых. Метод координат и его применение. Правильные многоугольники. Длина окружности. Градусная и радианная мера угла, вычисление длин дуг окружностей. Площадь круга, сектора, сегмента. Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления). Параллельный перенос. Поворот. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учѐного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов. Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины. Строить чертежи к геометрическим задачам. Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач. Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем. Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведѐнной к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач. Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой. Решать задачи на клетчатой бумаге. Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов. Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач. Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить еѐ центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке. Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведѐнного к точке касания. Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл. Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки. К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Распознавать основные виды четырѐхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач. Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач. Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач. Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертѐж и находить соответствующие длины. Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения практических задач. Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). Применять полученные умения в практических задачах. Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач. Владеть понятием описанного четырѐхугольника, применять свойства описанного четырѐхугольника при решении задач. Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором). К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные элементы прямоугольного треугольника («решение прямоугольных треугольников»). Находить (с помощью калькулятора) длины и углы для нетабличных значений. Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения соотношений между тригонометрическими величинами. Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника («решение треугольников»), применять их при решении геометрических задач. Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур. Пользоваться свойствами подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур. Применять свойства подобия в практических задачах. Уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире. Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих, о квадрате касательной. Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении геометрических и физических задач. Применять скалярное произведение векторов для нахождения длин и углов. Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и практических задач. Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей. Применять полученные умения в практических задачах. Находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения плоскости в простейших случаях. Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо, калькулятором). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 1 Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин 14 2 Треугольники 22 1 7 3 Параллельные прямые, сумма углов треугольника 14 1 4 4 Окружность и круг. Геометрические построения 14 1 3 5 Повторение, обобщение знаний 4 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e 18 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 1 Четырѐхугольники 12 1 3 2 Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники 15 1 4 3 Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур 14 1 4 4 Теорема Пифагора и начала тригонометрии 10 1 2 5 Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружностей 13 1 4 6 Повторение, обобщение знаний 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 17 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 1 Тригонометрия. Теоремы косинусов и синусов. Решение треугольников 16 1 3 2 Преобразование подобия. Метрические соотношения в окружности 10 1 3 3 Векторы 12 1 4 4 Декартовы координаты на плоскости 9 1 2 5 Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Вычисление площадей 8 2 6 Движения плоскости 6 1 7 Повторение, обобщение, систематизация знаний 7 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего 1 Простейшие геометрические объекты 1 2 Многоугольник, ломаная. Стартовая диагностика 1 3 Смежные и вертикальные углы 1 4 Смежные и вертикальные углы. 1 5 Смежные и вертикальные углы. Самостоятельная работа 1 6 Смежные и вертикальные углы 1 7 Смежные и вертикальные углы 1 8 Смежные и вертикальные углы. Самостоятельная работа 1 9 Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов 1 10 Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов 1 11 Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов 1 12 Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов. Самостоятельная работа 1 13 Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников 1 14 Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников. Самостоятельная работа 1 15 Понятие о равных треугольниках и первичные 1 Контрольные работы Практические работы 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 05.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866b724 07.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866cb6a 12.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c5c0 14.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c7be 19.09.2023 21.09.2023 26.09.2023 1 28.09.2023 03.10.2023 05.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c3ea 10.10.2023 1 12.10.2023 17.10.2023 1 19.10.2023 Библиотека ЦОК представления о равных фигурах 16 Три признака равенства треугольников: Первый признак равенства треугольников 1 17 Три признака равенства треугольников: Первый признак равенства треугольников 1 18 Три признака равенства треугольников: Второй признак равенства треугольников 1 19 Три признака равенства треугольников: Второй признак равенства треугольников. Самостоятельная работа 1 20 Три признака равенства треугольников 1 21 Три признака равенства треугольников. Самостоятельная работа 1 22 Признаки равенства прямоугольных треугольников 1 23 Признаки равенства прямоугольных треугольников. Самостоятельная работа 1 24 Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведѐнной к гипотенузе 1 25 Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведѐнной к гипотенузе. Самостоятельная работа 1 26 Равнобедренные и равносторонние треугольники 1 27 Признаки и свойства равнобедренного треугольника 1 28 Признаки и свойства равнобедренного треугольника 1 29 Признаки и свойства равнобедренного треугольника. Самостоятельная работа 1 30 Неравенства в геометрии 1 31 Неравенства в геометрии 1 32 Неравенства в геометрии 1 1 24.10.2023 https://m.edsoo.ru/8866ce80 26.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d1fa 07.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d34e 09.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e01e 14.11.2023 16.11.2023 1 21.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e88e 23.11.2023 1 28.11.2023 30.11.2023 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e9ec 05.12.2023 07.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d6fa 12.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d880 14.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d880 19.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e26c 21.12.2023 26.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e3a2 28.12.2023 33 Неравенства в геометрии. Самостоятельная работа 1 34 Прямоугольный треугольник с углом в 30° 1 35 Прямоугольный треугольник с углом в 30°. Самостоятельная работа 1 36 Контрольная работа по теме "Треугольники" 1 37 Анализ контрольной работы. Параллельные прямые, их свойства 1 38 Пятый постулат Евклида 1 39 Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей 1 40 Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей. Самостоятельная работа 1 41 Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей 1 42 Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей 1 43 Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей. Самостоятельная работа 1 44 Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой 1 45 Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой 1 46 Сумма углов треугольника 1 1 11.01.2024 16.01.2024 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866eb22 18.01.2024 23.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866ecbc 25.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866ef64 30.01.2024 01.02.2024 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f086 06.02.2024 08.02.2024 13.02.2024 1 15.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f3b0 20.02.2024 22.02.2024 Библиотека ЦОК 47 Сумма углов треугольника. Самостоятельная работа 1 48 Внешние углы треугольника 1 49 Внешние углы треугольника. Самостоятельная работа 1 50 Контрольная работа по теме "Параллельные прямые, сумма углов треугольника" 1 51 Анализ контрольной работы. Окружность, хорды и диаметр, их свойства 1 52 Касательная к окружности 1 53 Окружность, вписанная в угол 1 54 Окружность, вписанная в угол. Самостоятельная работа 1 55 Понятие о ГМТ, применение в задачах 1 56 Понятие о ГМТ, применение в задачах 1 57 Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек. Самостоятельная работа 1 58 Окружность, описанная около треугольника 1 59 Окружность, описанная около треугольника 1 60 Окружность, вписанная в треугольник 1 61 Окружность, вписанная в треугольник. Самостоятельная работа 1 62 Простейшие задачи на построение 1 63 Простейшие задачи на построение 1 1 1 1 27.02.2024 https://m.edsoo.ru/8866f630 29.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f8ba 05.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866fa5e 07.03.2024 12.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866fe6e 14.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670800 19.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670e9a 21.03.2024 1 1 02.04.2024 04.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867013e 09.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670508 11.04.2024 16.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670a62 18.04.2024 23.04.2024 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867103e 25.04.2024 30.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671188 02.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886712d2 64 Контрольная работа по теме "Окружность и круг. Геометрические построения" 1 65 Анализ контрольной работы. Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса 1 66 Итоговая контрольная работа 1 67 Анализ контрольной работы. Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса 1 68 Повторение и обобщение знаний основных понятий и методов курса 7 класса 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 1 07.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671462 14.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886715b6 16.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886716ec 21.05.2024 23.05.2024 4 18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886719bc 8 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Параллелограмм, его признаки и свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671af2 2 Параллелограмм, его признаки и свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671ca0 3 Параллелограмм, его признаки и свойства. Самостоятельная работа 1 4 Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671dea 5 Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Входная диагностика 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671f20 6 Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Самостоятельная работа 1 7 Трапеция 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672358 8 Равнобокая и прямоугольная трапеции 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867252e 9 Равнобокая и прямоугольная трапеции. Самостоятельная работа 1 10 Метод удвоения медианы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672b14 11 Центральная симметрия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672b14 12 Контрольная работа по теме "Четырѐхугольники" 1 13 Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671ca0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867209c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672858 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672c9a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867337a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672e0c 14 Средняя линия треугольника 1 15 Средняя линия треугольника. Самостоятельная работа 1 16 Трапеция, еѐ средняя линия 1 17 Трапеция, еѐ средняя линия. Самостоятельная работа 1 18 Пропорциональные отрезки 1 19 Пропорциональные отрезки. Самостоятельная работа 1 20 Центр масс в треугольнике 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886738fc 21 Подобные треугольники 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673a78 22 Три признака подобия треугольников: Первый признак подобия треугольников 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673bae 23 Три признака подобия треугольников: Второй признак подобия треугольников 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673d52 24 Три признака подобия треугольников: Третий признак подобия треугольников 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867400e 25 Три признака подобия треугольников. Самостоятельная работа 1 26 Применение подобия при решении практических задач 1 27 Контрольная работа по теме "Подобные треугольники" 1 28 Анализ контрольной работы. Свойства площадей геометрических фигур 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886745fe 29 Формулы для площади треугольника, параллелограмма 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674860 30 Формулы для площади треугольника, 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672f38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672358 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673064 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673794 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673794 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867445a параллелограмма: Площадь ттреугольника https://m.edsoo.ru/88674a22 31 Формулы для площади треугольника, параллелограмма: Площадь треугольника. Самостоятельная работа 1 32 Формулы для площади треугольника, параллелограмма: Площадь параллелограмма 1 33 Формулы для площади треугольника, параллелограмма. Самостоятельная работа 1 34 Вычисление площадей сложных фигур 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674e78 35 Площади фигур на клетчатой бумаге 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867473e 36 Площади подобных фигур 1 37 Площади подобных фигур. Самостоятельная работа 1 38 Задачи с практическим содержанием 1 39 Задачи с практическим содержанием. Самостоятельная работа 1 40 Решение задач с помощью метода вспомогательной площади 1 41 Контрольная работа по теме "Площадь" 1 42 Анализ контрольной работы. Теорема Пифагора и еѐ применение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675918 43 Теорема Пифагора и еѐ применение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675918 44 Теорема Пифагора и еѐ применение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675abc 45 Теорема Пифагора и еѐ применение 1 46 Теорема Пифагора и еѐ применение. Самостоятельная работа 1 47 Определение тригонометрических функций острого 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674a22 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675288 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867542c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675558 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675684 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674f90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867579c 1 1 Библиотека ЦОК угла прямоугольного треугольника, тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике https://m.edsoo.ru/88675d32 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675f44 48 Основное тригонометрическое тождество 1 49 Основное тригонометрическое тождество. Самостоятельная работа 1 50 Основное тригонометрическое тождество 1 51 Контрольная работа по теме "Теорема Пифагора и начала тригонометрии" 1 52 Анализ контрольной работы. Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1415b2 53 Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a141940 54 Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Самостоятельная работа 1 55 Углы между хордами и секущими 1 56 Углы между хордами и секущими. Самостоятельная работа 1 57 Вписанные и описанные четырѐхугольники, их признаки и свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a140f86 58 Вписанные и описанные четырѐхугольники, их признаки и свойства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1416d4 59 Вписанные и описанные четырѐхугольники, их признаки и свойства. Самостоятельная работа 1 60 Применение свойств вписанных и описанных четырѐхугольников при решении геометрических задач 1 61 Применение свойств вписанных и описанных четырѐхугольников при решении геометрических задач. Самостоятельная работа 1 62 Взаимное расположение двух окружностей, общие 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1407e8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a141b34 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1416d4 1 Библиотека ЦОК касательные https://m.edsoo.ru/8a1410a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1410a8 63 Касание окружностей 1 64 Контрольная работа по теме "Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники" 1 65 Анализ контрольной работы. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a141ddc 66 Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a141efe 67 Итоговая контрольная работа 1 68 Анализ контрольной работы. Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a141c88 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142368 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1420ac 6 17 9 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Определение тригонометрических функций углов от 0° до 180° 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1424bc 2 Формулы приведения 1 3 Теорема косинусов 1 4 Теорема косинусов 1 5 Теорема косинусов. Самостоятельная работа 1 6 Теорема синусов 1 7 Теорема синусов. Входная диагностика 1 8 Теорема синусов. Самостоятельная работа 1 9 Нахождение длин сторон и величин углов треугольников 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1430b0 10 Решение треугольников 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142ac0 11 Решение треугольников 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142ac0 12 Решение треугольников 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142ac0 13 Решение треугольников. Самостоятельная работа 1 14 Практическое применение теорем синусов и косинусов 1 15 Практическое применение теорем синусов и косинусов 1 16 Контрольная работа по теме "Решение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14336c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142d5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142e8a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142ac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142c3c 1 Библиотека ЦОК треугольников" https://m.edsoo.ru/8a14392a 17 Анализ контрольной работы. Понятие о преобразовании подобия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a143ab0 18 Соответственные элементы подобных фигур 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a143de4 19 Соответственные элементы подобных фигур. Самостоятельная работа 1 20 Теорема о произведении отрезков хорд, теорема о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14406e 21 Теорема о произведении отрезков хорд, теорема о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1441a4 22 Теорема о произведении отрезков хорд, теорема о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной. Самостоятельная работа 1 23 Применение теорем в решении геометрических задач 1 24 Применение теорем в решении геометрических задач. Самостоятельная работа 1 25 Применение теорем в решении геометрических задач 1 26 Контрольная работа по теме "Преобразование подобия. Метрические соотношения в окружности" 1 27 Анализ контрольной работы. Определение векторов. Физический и геометрический смысл векторов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144960 28 Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144a8c 29 Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144d52 30 Сложение и вычитание векторов, умножение 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1442da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a143f06 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1443fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1447a8 1 1 вектора на число. Самостоятельная работа 31 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам 1 32 Координаты вектора. Самостоятельная работа 1 33 Скалярное произведение векторов, его применение для нахождения длин и углов 1 34 Скалярное произведение векторов, его применение для нахождения длин и углов. Самостоятельная работа 1 35 Решение задач с помощью векторов 1 36 Решение задач с помощью векторов. Самостоятельная работа 1 37 Применение векторов для решения задач физики 1 38 Контрольная работа по теме "Векторы" 1 39 Анализ контрольной работы. Декартовы координаты точек на плоскости 1 40 Уравнение прямой 1 41 Уравнение прямой. Самостоятельная работа 1 42 Уравнение окружности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14635a 43 Координаты точек пересечения окружности и прямой 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a146620 44 Метод координат при решении геометрических задач, практических задач 1 45 Метод координат при решении геометрических задач, практических задач. Самостоятельная работа 1 46 Метод координат при решении геометрических задач, практических задач 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144fbe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14539c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14550e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144c3a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1458c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a145b08 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a145c48 1 1 47 Контрольная работа по теме "Декартовы координаты на плоскости" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a146e0e 48 Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники, вычисление их элементов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a146fda 49 Число π. Длина окружности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1472c8 50 Число π. Длина окружности. Самостоятельная работа 1 51 Длина дуги окружности 1 52 Радианная мера угла 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14714c 53 Площадь круга, сектора, сегмента 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a147426 54 Площадь круга, сектора, сегмента 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a147750 55 Площадь круга, сектора, сегмента. Самостоятельная работа 1 56 Понятие о движении плоскости 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a147c82 57 Параллельный перенос, поворот 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a147f16 58 Параллельный перенос, поворот 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a147f16 59 Параллельный перенос, поворот 1 60 Параллельный перенос, поворот. Самостоятельная работа 1 61 Применение движений при решении задач 1 62 Контрольная работа по темам "Правильные многоугольники. Окружность. Движения плоскости" 1 63 Анализ контрольной работы. Повторение, обобщение, систематизация знаний. Измерение 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14714c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a147750 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1480e2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a148524 геометрических величин. Треугольники 64 Повторение, обобщение, систематизация знаний. Параллельные и перпендикулярные прямые 1 65 Повторение, обобщение, систематизация знаний. Окружность и круг. Геометрические построения. Углы в окружности 1 66 Повторение, обобщение, систематизация знаний. Вписанные и описанные окружности многоугольников 1 67 Итоговая контрольная работа 1 68 Анализ контрольной работы. Повторение, обобщение, систематизация знаний 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a148650 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a148920 1 6 15 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Геометрия, 7-9 классы/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Учебник. 7-9 классы. Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. • Рабочие тетради. 7, 8 и 9 классы. Авторы: Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А., Юдина И.И. • Дидактические материалы. 7, 8 и 9 классы. Авторы: Зив Б.Г., Майлер В.М. • Тематические тесты. 7, 8 и 9 классы. Авторы: Мищенко Т.М., Блинков А.Д. • Самостоятельные и контрольные работы. 7, 8 и 9 классы. Автор: Иченская М.А. • Диагностические тесты. 7-9 классы. Автор: Рыжик В.И. • Методические рекомендации. 7, 8 и 9 классы. Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А. и др. • Сборник примерных рабочих программ. 7-9 классы. Автор: Бурмистрова Т.А. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • 1С: Урок. Режим доступа: https://urok.1c.ru/ • Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ • Облачная платформа отображения верифицированного цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение». Режим доступа: https://educont.ru/ • Мобильное электронное образование. Цифровая образовательная среда с интерактивными онлайн-курсам. Режим доступа: https://mob-edu.com/ • Новая школа. Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем предметам. Режим доступа: https://educont.ru/ • Новый диск. Цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений. Режим доступа: https://educont.ru/ • Облако знаний. Интерактивные уроки и цифровые домашние задания. Режим доступа: https://www.imumk.ru/ • Фоксфорд. Крупнейшая онлайн-школа в России. Режим доступа: https://foxford.ru/ • ЯКласс. Полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций. Режим доступа: https://www.yaklass.ru/ • Globallab. Цифровая образовательная среда совместной проектной и исследовательской деятельности. Режим доступа: https://globallab.org/ru/#.Yvqw2HZByUk • IBLS. Интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с библиотекой образовательного контента по ФГОС. Режим доступа: https://ibls.one/ • Ismart. Умный тренажѐр для повышения оценок. Режим доступа: https://www.ismart.org/ • Nativeclass. Система цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает успех ребѐнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык. Режим доступа: https://nativeclass.ru/ • Stratum. Интеллектуальная школа. Цифровая образовательная платформа. Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения. Режим доступа: http://stratum.ac.ru/ru/education/ • Uchi.ru. Интерактивная образовательная онлайн-платформа. Режим доступа: https://uchi.ru/ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)