1. Пояснительная записка 1.1. Введение Внеурочный курс «Подвижные игры на улице» разработан для 1, 2, 3, 4 классов в целях поддержания и сохранения здоровья детей, увеличения времени на внеаудиторные занятия, организации подвижной деятельности. Рабочая программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС и требованиями САНПиН в части: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями - 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Формы организации внеучебной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению. Место проведения Школа Время проведения Первая половина учебного дня Форма организации Школа Вторая половина учебного дня Прогулки, спортивно-оздоровительныечасы, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. Семья Вторая половина учебного дня. Выходные Прогулки, совместно самостоятельная деятельность. Утренняя зарядка, физкультминутки вовремя уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. со взрослыми или двигательная Школьные оздоровительные лагеря Каникулы Разные виды спортивнооздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания,освоенные школьниками на уроках физической культуры. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. 1.2. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей поспортивнооздоровительному направлению внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочных занятий «Подвижные игры на улице» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ООП НОО МАОУ «СОШ №116» г. Перми и «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность» авторов: Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов Т.Н. (М., Просвещение, 2011). Программа «Подвижные игры на улице» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, игры имеют огромное значениедля духовно-нравственного воспитания так, как знакомят с определенными правилами, и учат в жизни следовать определенным правилам. Проведение подвижных игр на улице будет нести в себе дополнительный оздоровительный эффект. Таким образом, программа направлена на укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, духовное совершенствование личности учащегося начальной школы и расширение его коммуникативных навыков. Целью рабочей программы является совершенствование двигательныхумений и навыков младших школьников посредством подвижных и спортивных игр. Задачи: обучающие: - научить детей играть активно и самостоятельно; - познакомить с играми различной направленности; различных подвижных игр и других физических упражнений - обучить правилам игровой направленности; - прививать необходимые теоретические знания в области физическойкультуры, спорта, гигиены. развивающие: - вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения; - приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение; - проявлять инициативу; - развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость; - увеличивать функциональные возможности организма. воспитывающие: - формировать потребность к систематическим занятиям физическимиупражнениями; - прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности; - воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности; - способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. 1.3. Направления реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности Занятия входят в спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности для решения задач воспитания и социализации детей и проводятся до начала или по окончании учебной смены. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которой дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр. В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Комплексы регулярно обновляются. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, уровень их физической подготовленности и состояние здоровья. 1.4. Количество часов курса «Подвижные игры на улице» в планевнеурочной деятельности Программа курса «Подвижные игры на улице» по спортивно- оздоровительному направлению внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа существует в 2 вариантах: 1 час в неделю и 0, 5 часов в неделю. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение во внеурочное время в объеме 135 (67) часов: 1 класс (33 (16) часа в год), 2 класс (34 (17) часа в год) 3 класс (34 (17) часа в год), 4 класс (34 (17) часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Все занятия проводятся на улице. Содержание программы «Подвижные игры на улице» учитывает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. 2. Планируемые результаты освоения курса обучающимися Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных. ООП НОО предусматривает достижение следующих результатовобразования: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальныеучебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию иприменению, а также система основополагающих элементов научногознания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры на улице» является формирование следующих умений: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры на улице» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегосяопыта. Находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления. Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности. Организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря иоборудования, организации места проведения игр. Планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровойдеятельности Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. формирования этих действий служит технология Средством оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используясвой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовыхвидов спорта при использовании их в игровой деятельности. Умения организовывать собственную деятельность, выбирать ииспользовать средства для достижения ее цели. Коммуникативные УУД: Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в больших и малых группах. Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг. излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью. представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека. оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения. организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство. бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр. организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью. характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр. взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять. подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр. применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта. Оздоровительные результаты программы внеурочнойдеятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия. социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях. 2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы курса внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному курсу «Подвижные игры на улице» обучающиеся должны знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; особенности влияния внешних факторов на здоровье младшего школьника; особенности воздействия двигательной активности на организм человека; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; общепринятые правила в игре, в семье, в школе, в гостях, транспорте,общественных учреждениях; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; уметь: организовывать себя во время игры; соблюдать правила игры; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ; определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; заботиться о своем здоровье; применять коммуникативные навыки; использовать полученные на занятиях навыки в быту; оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, ушибах, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; находить выход из сложившейся ситуации; принимать разумные решения во время игры; адекватно оценивать себя; выбирать правильные решения для блага команды; отвечать за свои поступки; отстаивать свою позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. 2.2. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности Текущая проверка возможна при проведении каждой игры. По итогам изучения каждого раздела проводится итоговое занятие в форме эстафеты, игры, соревнований. Это позволяет увидеть, насколько ученики научились играть, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в естественных видах движений. Оцениваются: - знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе; - умение целесообразно и согласованно действовать в игре; - умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия. Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок. Условно их разделяют на: мелкие и существенные. К мелким можно отнести ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий; пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими, нарушение второстепенных правил игры. Существенными ошибками можно считать нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры; несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя; незнание илинарушение основных правил. По окончании курса проводится итоговая аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания по изученным подвижным играм, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общегообразования и настоящей примерной программой. Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, внутришкольных мероприятий с включением подвижных игр, где организаторами будут сами учащиеся. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждогообучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Планирование составлялось из расчета 1 час в неделю Содержание тем учебного курса. 1класс Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Пустое место», «Вороны воробьи», «Ловля обезьян», «Медведи и пчелы», «Бег сороконожек», «Дед мороз», «У медведя во бору», «Два мороза», «Белые медведи», «Вызов номеров», «Караси и щука», «Охотники и олени», «День и ночь», «Совушка». Игры с бегом: «Пятнашки», «Кто быстрее встанет в круг», «Салки с приседаниями», «Кошки - мышки». Игры с прыжками: «Прыжки по кочкам», «Прыгающие воробышки», «Прыжок под микроскопом», «Прыжки по полоскам». Игры с метанием: «Точно в цель», «Кто дальше бросит», «Попади в ворота», «Крепости». Игры с лазанием и перелезанием: «Поезд», «Альпинисты». Игры со скакалкой: «Зеркало», «Алфавит», «Забегалы». Игры с бросками и ловлей мяча: «Зайчик-попрыгайчик», «Догони мяч», «Кого назвали тот и ловит». Игры на внимание: «Правильно – неправильно», «Копна – тропинка – кочка», «Быстро шагай!», «Двенадцать палочек», «Запрещенное движение», «Пол, потолок, нос», «Великаны - лилипуты». 2класс. Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Охотники и утки», «Третий лишний», «Колдунчик», «Зайцы в огороде», «Караси и щука», «Тише едешь, дальше будешь», «Совушка», «Море волнуется – раз!», «Два мороза», «Белки, волки,лисы». Игры с бегом: «Салки с выручкой», «Пустое место», «Салки – ноги от земли», «Хитрая лиса». Игры с прыжками: «Волк во рву», «Лягушата и цапля», «Парашютисты», «Прыжки по полоскам», «Попрыгунчики-воробушки». Игры с метанием: «Лучшие стрелки», «Кто дальше бросит». Игры с лазанием и перелезанием: «Через обруч», «Охотники за обезьянами». Игры со скакалкой: «Зеркало», «Люлька», «Удочка». Игры с бросками и ловлей мяча: «Мяч водящему», «Гонка мячей», «Кто дальше бросит». Игры с элементами футбола: «Передача мяча ногами», «Забей гол», «Точно вцель», «Передача мячей по кругу». Игры на внимание: «Правильно – неправильно», «Быстро шагай!», «Класс! Смирно!», «Запрещенное движение». 3класс Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Пятнашки маршем», «Карусель», «Бег за флажками», «Гуси-лебеди», «Лапта», «Охотники и утки», «Совушка», «Два мороза». Игры с бегом: «Хитрая лиса», «Шишки, желуди, орехи». Игры с прыжками: «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Прыгуньи и пятнашки». Игры с метанием: «Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепости». Игры с лазанием и эстафеты. перелезанием: «Слепая обезьяна», полоса препятствий, Игры с бросками и ловлей мяча: «Перестрелка», «Снайперы», «Два капитана», «Сильный бросок». Игры на внимание: «Отгадай чей голосок», «Запрещенное движение», «Пол,потолок, нос». Игры с элементами футбола: «Передача мяча ногами», «Передача мяча головой», «Выбей мяч из круга», «Забей гол», «Точно в цель», «Передача мячей по кругу». Игры с элементами пионербола: «Одинадцать», «Картошка». Игры с элементами баскетбола: «Вышибала», «Круговая лапта». 4класс Игры с бегом: «Бездомный заяц», «Сумей догнать», «Колдунчики», «Два мороза», «Караси и щука», «Змейка», «Дорожки», «Салки на 1 ноге». Игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики», «Поймай лягушку», «Воробышки и кот», «Чемпионы скакалки», «Придумай и покажи», «Эстафеты с длинной скакалкой», «Кто дальше», «Перетягивание прыжками». Игры с метанием, передачами и ловлей мяча: «Метко в цель», «Салки с большим мячом», «Сильный бросок», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Обгони мяч», «Блуждающий мяч», «Подвижная цель». Игры - эстафеты: «Команда быстроногих», «Эстафеты – поезда», «Большая круговая эстафета». Игры для формирования правильной осанки: «Хвостики», «Паровоз», «Бой на бревне», «Ванька- встанька», «Лошадки». Игры с лазанием и перелазанием: «Распутай веревочку», «Защита укреплений», «Кошки - мышки», «Цепи кованые». Игры с разными предметами: «Бирюлки», «Двенадцать палочек», «Лапта», «Единоборство», «Городки». Поисковые игры: «Палочка – выручалочка», «Двое слепых», «Прятки», «Слепой и зрячий», «Золото хороню», «Горячо - холодно». Игры на развитие силы: «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной». Игры зимой: «Игра в снежки», «Строительные игры из снега», «Эстафета на санках», «Лыжные гонки». Игры на развитие психических процессов: внимания: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Запомни порядок»; воображения: «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?»; коррекцию эмоциональной сферы: «Баба Яга», «Три характера». Подвижные игры с элементами спортивных игр: баскетбол по упрощенным правилам, игры с элементами баскетбола - «Бросай – поймай», «Выстрел в небо»; пионербол по упрощенным правилам; футбол по упрощенным правилам. Тематическое планирование, 1 класс № 2 Элементы содержания 1 четверть – 8 часов Подвижные игры с «Ловля обезьян», «Два общеразвивающим характером мороза» Подвижные игры со скакалкой «Зеркало», «Забегалы» 3 Подвижные игры с прыжками 4 Подвижные игры с лазанием и перелезанием Подвижные игры с бросками и ловлей мячей Подвижные игры на развитие внимания 1 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Подвижные игры с общеразвивающим характером Подвижные игры со скакалкой «Прыжки по кочкам», «Прыгающие воробушки» «Поезд», «Альпинисты» «Зайчик-попрыгайчик», «Догони мяч» «Правильно неправильно», «Копнатропинка-кочка» «Два мороза», «Пустое место» «Алфавит», «Зеркало» 2 четверть – 8 часов Подвижные игры с прыжками «Прыгающие воробушки», «Прыжок под микроскопом» «Поезд», Подвижные игры с лазанием и «Альпинисты» перелезанием Подвижные игры с бросками и «Кого назвали, тот и ловлей мячей ловит», «Догони мяч» Подвижные игры на развитие «Копна-тропинкавнимания кочка», «Быстро шагай!» Подвижные игры с «Вороны - воробьи», общеразвивающим характером «У медведя во бору» «Караси и щука», Подвижные игры с «Белые медведи» общеразвивающим характером «Охотники и олени», Подвижные игры с «День и ночь» общеразвивающим характером Подвижные игры с «Два мороза», общеразвивающим характером «Медведи и пчелы» Место проведения Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка 1 Подвижные игры с бегом 2 Подвижные игры с прыжками 3 Подвижные игры на развитие меткости Подвижные игры с общеразвивающим характером Подвижные игры на развитие меткости Подвижные игры с общеразвивающим характером Подвижные игры на развитие внимания 4 5 6 7 8 Подвижные игры с прыжками 9 Подвижные игры с бегом 10 Подвижные игры со скакалкой 1 2 3 4 5 6 7 3 четверть –10 часов «Пятнашки», «Кто Спортивная быстрее встанет в круг» площадка «Прыгающие Спортивная воробушки», «Прыжки площадка по полоскам» «Кто дальше бросит», Спортивная «Точно в цель» площадка «Охотники и олени», Спортивная «Вызов номеров» площадка «Точно в цель», Спортивная «Крепости» площадка «Два мороза», Спортивная «Совушка» площадка «Великаны Спортивная лилипуты», «Пол, площадка потолок, нос» «Прыжки по Спортивная полоскам», «Прыжок площадка под микроскопом» «Салки с Спортивная приседанием», «Кошки площадка - мышки» «Алфавит», «Зеркало» Спортивная площадка 4 четверть – 7 часов Подвижные игры с «Медведи и пчелы», общеразвивающим характером «Бег сороконожек» Подвижные игры с лазанием и «Поезд», перелезанием «Альпинисты» Подвижные игры на развитие «Запрещенное внимания движение», «Двенадцать палочек» Подвижные игры с «Белые медведи», «Дед общеразвивающим характером мороз» «Зайчик-попрыгайчик», Подвижные игры с бросками и «Кого ловлей мяча назвали, тот и ловит» Подвижные игры с прыжками «Прыжок под микроскопом», «Прыжки по кочкам» Подвижные игры с «У медведя во бору», общеразвивающим характером «Вызов номеров» Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Тематическое планирование, 2 класс № 2 Элементы содержания 1 четверть – 8 часов «Охотники и утки», Подвижные игры с «Третий лишний» общеразвивающим характером Подвижные игры со скакалкой «Зеркало», «Люлька» 3 Подвижные игры с прыжками 4 Подвижные игры с лазанием и перелезанием 5 Подвижные игры с бросками и ловлей мяча Подвижные игры на развитие внимания 1 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Подвижные игры с общеразвивающим характером Подвижные игры со скакалкой «Волк во рву», «Лягушата и цапля» «Через обруч», «Охотники за обезьянами» «Мяч водящему», « Гонка мячей» «Правильнонеправильно», «Быстро шагай» «Колдунчик», «Зайцы в огороде» «Удочка», «Зеркало» 2 четверть – 8 часов «Через обруч», Подвижные игры с лазанием и «Охотники за перелезанием обезьянами» Подвижные игры с бросками и «Кто дальше бросит», ловлей мяча «мяч водящему» «Класс, смирно!», Подвижные игры на развитие «Запрещенное внимания движение!» «Караси и щука», Подвижные игры с «Третий лишний» общеразвивающим характером Подвижные игры с «Колдунчик», «Зайцы в общеразвивающим характером огороде» Подвижные игры с «Тише едешь, дальше общеразвивающим характером будешь», «Совушка» Подвижные игры с «Колдунчик», общеразвивающим характером «Охотники и утки» Подвижные игры с бегом «Салки с выручкой», «Пустое место» Место проведения Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 3 четверть – 11 часов Подвижные игры с прыжками «Волк во рву», «Попрыгунчикиворобушки» Подвижные игры на развитие «Лучшие стрелки», меткости «Кто дальше бросит» «Класс, смирно!», Подвижные игры на развитие «Запрещенное внимания движение» Подвижные игры с «Море волнуется – общеразвивающим характером раз!», «Два мороза» Подвижные игры с «Совушка», «Третий общеразвивающим характером лишний» Подвижные игры с «Белки, волки, лисы», общеразвивающим характером «Совушка» Подвижные игры с «Караси и щука», общеразвивающим характером «Третий лишний» Подвижные игры с прыжками «Волк во рву», «Попрыгунчикиворобушки» Подвижные игры с бегом «Салки – ноги от земли», «Хитрая лиса» «Караси и щука», Подвижные игры с «Тише едешь, дальше общеразвивающим характером будешь» Подвижные игры с прыжками «Парашютисты», «Прыжки по полоскам» 4 четверть – 8 часов Подвижные игры с лазанием и «Через обруч», перелезанием эстафеты Подвижные игры на развитие «Запрещенное внимания движение», «Правильно - неправильно» Подвижные игры с «Совушка», «Тише общеразвивающим характером едешь, дальше будешь» Подвижные игры с бросками и «Мяч водящему», ловлей мяча эстафеты Подвижные игры с элементами «Передача мяча футбола ногами», «Забей гол» Подвижные игры с элементами «Передача мяча по футбола кругу», «Точно в цель» Подвижные игры с элементами «Передача мяча по футбола кругу», «Забей гол» Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Тематическое планирование, 3 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Элементы содержания 1 четверть – 8 часов «Пятнашки маршем», Подвижные игры с «Лапта» общеразвивающим характером Подвижные игры с «Веревочка под прыжками ногами», «Прыжок за прыжком» Подвижные игры с бросками и «Перестрелка», ловлей мяча «Снайперы» Подвижные игры с лазанием и «Слепая обезьяна», перелезанием эстафеты «Передача мяча Подвижные игры с элементами ногами», «Выбей мяч футбола из круга» Подвижные игры с элементами «Передача мяча футбола головой», «Забей гол» Подвижные игры с элементами «Точно в цель», футбола «Выбей мяч из круга» Подвижные игры с элементами «Передача мяча футбола ногами», «Забей гол» 2 четверть – 8 часов Подвижные игры с прыжками «Прыгуньи и пятнашки», «Прыжок за прыжком» Подвижные игры с лазанием «Стрелки», «Кто и перелезанием точнее?» «Два капитана», Подвижные игры с бросками и «Сильный бросок» ловлей мячей «Пол, потолок, нос», Подвижные игры для развития «Запрещенное внимания движение» «Охотники и утки», Подвижные игры с «Лапта» общеразвивающим характером Подвижные игры с «Карусель», «Гусиобщеразвивающим характером лебеди» «Охотники и утки», Подвижные игры с «Совушка» общеразвивающим характером Подвижные игры с бегом «Хитрая лиса», «Шишки, желуди, орехи» Место проведения Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 3 четверть – 11 часов Подвижные игры на развитие «Снайпер», «Крепости» меткости Подвижные игры с «Два мороза», общеразвивающим характером «Совушка» Подвижные игры с «Карусель», «Два общеразвивающим характером мороза» Подвижные игры с «Охотники и утки», общеразвивающим характером «Гуси-лебеди» Подвижные игры с «Лапта», «Бег за общеразвивающим характером флажками» Подвижные игры с «Пятнашки маршем», общеразвивающим характером «Совушка» Подвижные игры с прыжками «Прыжок за прыжком», «Прыгуньи и пятнашки» Подвижные игры на развитие «Пол, потолок, нос», внимания «Отгадай чей голосок» Подвижные игры на развитие «Крепости», «Снежком меткости по мячу» Подвижные игры с бегом «Хитрая лиса», «Шишки, желуди, орехи» Подвижные игры с «Гуси-лебеди», общеразвивающим характером «Лапта» 4 четверть – 7 часов Подвижные игры с элементами «Вышибала», баскетбола «Перестрелка» Подвижные игры с элементами «Круговая лапта», баскетбола «Перестрелка» Подвижные игры с элементами «Вышибала», баскетбола «Перестрелка» Подвижные игры с элементами «Одиннадцать», пионербола «Картошка» Подвижные игры с элементами «Одиннадцать», пионербола «Картошка» Подвижные игры с элементами «Передача мяча футбола ногами», «Выбей мяч ногами» Подвижные игры с элементами «Передача мяча по футбола кругу», «Точно в цель» Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Тематическое планирование, 4 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Элементы содержания 1 четверть – 8 часов Подвижные игры с бегом «Бездомный заяц», «Салки на 1 ноге» Подвижные игры для «Хвостики», «Паровоз» формирования правильной осанки Подвижные игры на Упражнения и игры на развитие психических развитие внимания «Волк и процессов овцы», «Жмурки» игры – Игра-эстафета «Команда Подвижные эстафеты быстроногих» с «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот» Подвижные игры с «Метко в цель», «Салки с метанием, передачей и большими мячами», «Попади ловлей мяча. в круг» Подвижные игры с разными «Бирюльки», «Двенадцать предметами палочек» верёвочку», Подвижные игры с «Распутай «Защита укрепления» лазанием и перелезанием 2 четверть – 8 часов поисковые «Палочка-выручалочка», Подвижные игры прятки, «Золото хороню» на «Бой петухов», «Борьба Подвижные игры всадников», «Выталкивание развитие силы спиной» Подвижные игры с бегом «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка» Подвижные игры для «Бои на бревне», «Ванькаформирования правильной встанька» осанки Подвижные игры – «Эстафеты-поезда», эстафеты «Большая круговая эстафета» Подвижные на развитие игры на Игры развитие «Волшебное психических воображения процессов яйцо», «Узнай, кто я?» игры с Подвижные «Чемпионы скакалки», «Кто прыжками дальше», «Перетягивание прыжками» Подвижные игры с «Сбей кеглю», «Вышибала», метанием, передачей и «Народный мяч», «Охотники ловлей мяча и утки» Подвижные прыжками игры Место проведения Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 3 четверть – 11 часов Подвижные игры с «Кошки - мышки», «Цепи лазанием и перелезанием кованые». Подвижные поисковые «Двое слепых», жмурки на игры местах, «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо». Подвижные игры зимой Игра в снежки. Строительные игры из снега. Эстафета на санках. Лыжные гонки. Подвижные игры на Игры на коррекцию развитие психических эмоциональной сферы процессов ребёнка «Баба Яга», «Три характера» Подвижные игры с бегом «Сумей догнать», «Колдунчики», «Два Мороза» Подвижные игры для «Хвостики», «Паровоз», формирования правильной «Ванька-встанька», «Лошадки» осанки лягушку», Подвижные игры с «Поймай «Придумай и покажи», прыжками эстафеты с длинными скакалками Подвижные игры с «Обгони мяч», «Блуждающий метанием, передачей и мяч», «Подвижная цель», «Сильный бросок» ловлей мяча Подвижные игры на Упражнения и игры на развитие психических внимание «Волк и овцы», процессов «Жмурки», «Ловишка», «Запомни порядок» верёвочку», Подвижные игры с «Распутай «Защита укрепления», лазанием и перелезанием «Кошки - мышки» Подвижные игры с разными Разучивание игр «Городки», «Единоборство» предметами 4 четверть – 8 часов Подвижные игры с разными Разучивание игры «Лапта» предметами Подвижные игры с Баскетбол по упрощённым элементами баскетбола правилам. Подвижные игры: «Бросай-поймай», «Выстрел в небо» Подвижные игры с Баскетбол по упрощенным элементами баскетбола правилам. Подвижные игры с Пионербол по упрощённым элементами пионербола правилам. Игровые правила. Подвижные игры с Пионербол по упрощенным правилам. Игровые правила. элементами пионербола Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка Спортивная площадка 6 Подвижные игры элементами футбола с Футбол по правилам. упрощенным Спортивная площадка 7 Подвижные игры элементами футбола с Футбол по правилам. упрощенным Спортивная площадка Литература 1. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. 2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009. 3. Богданов Г.П. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. Под ред. Г.П. Богданова. М., «Просвещение», 1971. – 192 С. 4. Былеева Л.В. Подвижные игры. Учебное пособие для ин-тов физической культуры, 4-е, перераб. и дополн., изд. Л.В. Былеева и др. М., «Физкультура и спорт», 1974. – 208 С. 5. «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004. 6. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2007. 7. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первоесентября», Москва ,2008.