Обществознание
Курс «Обществознание» в средней школе базируется на научных знаниях о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на развитие личности и различные аспекты жизни каждого человека. Их раскрытие, интерпретация и оценка соотносятся с совокупностью общественных наук (социологией, экономикой, политологией, культурологией, религиоведением, правоведением, социальной психологией), а также социальной философией. Такая научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения общественной жизни обусловливают интегративный характер курса обществознания в старшей школе. При этом «Обществознание» акцентирует внимание обучающихся на анализе современных социальных явлений, тенденций развития российского общества и мирового сообщества в целом. «Обществознание» в средней школе опирается на систему ключевых обществоведческих понятий, идей и теоретических положений, изученных в основной школе. Полнота и глубина раскрытия научного содержания курса обществознания в средней школе связаны с целевыми установками и 7 индивидуальными образовательными траекториями обучающихся. Ряд образовательных траекторий связан с освоением курса на базовом уровне и применением обществоведческих знаний для успешного участия в общественной жизни, выполнения типичных социальных ролей и рефлексии личного социального опыта. Другие образовательные траектории предполагают освоение системы теоретических знаний для последующего получения профессионального образования по специальностям, связанным с социально-гуманитарным знанием. Основные отличительные характеристики курса: учебное содержание определяется педагогическими целями курса, а также возрастными познавательными возможностями обучающихся; педагогически обоснован отбор знаний из всего комплекса ныне существующих социальных и гуманитарных наук; направленность на формирование позитивных ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы; воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации и профессионального самоопределения обучающихся; учебное содержание раскрыто на базе современных научных взглядов; в содержании курса представлены все основные сферы жизни общества, типичные виды человеческой деятельности; создаётся максимально целостная система знаний, отвечающая потребностям, интересам и возрастным возможностям развивающейся личности молодого человека; в курс включён актуальный материал о современном российском обществе, основах конституционного строя Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина, тенденциях социальноэкономического развития России, её роли в современном мире; практико-ориентированный характер; ориентация на применение современных, в том числе информационнокомпьютерных технологий; возможность проведения внеклассной воспитательной работы, исследовательской деятельности и проектирования в образовании; акцент на компетентностный подход и ориентированность на универсальные учебные действия школьников на занятиях — личностные, регулятивные, общеучебные, логические, коммуникативные; возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса, в том числе с учётом индивидуальных психолого-педагогических особенностей школьников, запросов обучающихся и их семей; наличие системы заданий, последовательно готовящих к государственной итоговой аттестации.