Предмет «Информатика» В результате изучения курса информатики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приѐмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. I. Планируемые результаты 1. Планируемые предметные результаты Минимальный уровень: Знать технику безопасности и правила поведения в кабинете; Называть основные устройства компьютера; Создавать папки, знать основные виды файлов Разукрашивать в соответствии с образцом. Собирать пазлы. Создавать из отдельных деталей объекты. Уметь набрать текст по образцу. Выделить фрагмент текста, изменить шрифт, начертание и размер шрифта. Запускать программу Power Point Достаточный уровень: называть части компьютера и знать их назначение; использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь»; Уметь набрать текст по образцу. Выделить фрагмент текста, изменить шрифт, начертание и размер шрифта. Рисовать в программе Paint основные геометрические фигуры. Выделять, копировать и перемещать объекты. Создать простейший рисунок (домик) по образцу. Уметь создать презентацию из нескольких слайдов. Добавлять текст и графику. .Создать графический примитив и применить к нему анимацию Сохранить полученный документ на Рабочий стол. 2. Планируемые личностные результаты Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов -умение выстраивать отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность -умение уважать иное мнение, не допускать их оскорбления, высмеивания Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении -умение адекватно оценивать свои силы -умение понимать, что можно и чего нельзя -умение пользоваться личными адаптивными средствами в различных ситуациях -умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать запрос (вербально) или выразить просьбу жестами Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире -умение выстраивать добропорядочные отношения в детском коллективе -умение работать в группе Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни -умение ориентироваться в пространстве школы -умение ориентироваться в расписании -умение попросить о помощи в случае затруднений Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия -знание правил коммуникации -умение начать разговор -умение выразить свои намерения Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей -умение корректно привлечь к себе внимание -умение отстраниться от нежелательного контакта -умение быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности -осознание важности учѐбы -осознание того, для чего он учится -активное участие в процессе обучения -формирование положительной учебной мотивации Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях -активное участие в коллективной и групповой работе обучающихся -умение входить в коммуникацию со взрослыми Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей -умение проявлять доброжелательность в отношении к другим людям -умение проявлять эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям -наличие мотивации на здоровый образ жизни Формирование готовности к самостоятельной жизни -умение взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения II. Базовые учебные действия Познавательные учебные действия - наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, сравнивать, пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия - включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами III. Тематическое планирование № темы Кол-во часов, отводимое на освоение каждой темы Тема раздела 1 Компьютер 3 Слушание объяснений учителя. Запись в тетрадь основных понятий - Наблюдение за демонстрациями учителя, товарищей. - Практическая работа 2 Графика 5 Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом - Наблюдение за демонстрациями учителя, товарищей. - Практическая работа 3 Текстовый редактор 11 Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом - Наблюдение за демонстрациями учителя, товарищей. - Практическая работа 4 Компьютерные презентации 13 Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом - Наблюдение за демонстрациями учителя, товарищей. - Практическая работа Основные виды деятельности обучающихся на уроке 5 Повторение 2 Слушание объяснений учителя. - Наблюдение за демонстрациями учителя, товарищей. - Практическая работа 1. Содержание учебного предмета «Информатика» Раздел 1. Правила поведения в компьютерном классе. Применение компьютеров. Основные компоненты компьютера и их функции. Работа с папками и файлами. Раздел 2. Текстовый редактор Текстовый редактор Блокнот. Основные объекты текстового документа. Форматирование и редактирование текста. Основные параметры шрифта и абзаца. Буфер обмена. Нумерованные и маркированные списки. Сохранение и печать документа. Раздел 3. Графика Понятие графики. Палитра. Графические программы. Программа Paint Раздел 4. Компьютерные презентации Назначение компьютерных презентаций. Программа Power Point. Создание слайдов. Графика на слайдах. Простейшая анимация. Практические работы. Знакомство с основными устройствами компьютера и их зарисовка. В простейшем текстовом редакторе записать своѐ имя и фамилию, небольшую фразу, четверостишье. Выделение, перемещение объектов рабочего стола. Тренировочные игры и упражнения на отработку навыка владения мышью и клавиатурой. Создание графических примитивов. Развивающие игры, клавиатурные тренажѐры. 2. Формы организации учебных занятий Основной формой обучения является . - фронтальная форма обучения - групповая (парная) форма обучения; 3. Виды учебных занятий - Слушание объяснений учителя. - Наблюдение за демонстрациями учителя, товарищей. - Практическая работа КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По предмету «Информатика» Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час; Планирование составлено на основе рабочей программы «Информатика» 7 класс В соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. И дол. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 208 с.: ил. http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ Календарно – тематическое планирование предмета «Информатика» 7а № Тема урока Тема раздела «Компьютер» - 3 часа 1. Техника безопасности. Работа с клавиатурным тренажѐром 2. Основные компоненты компьютера и их функции 3. Устройства ввода и вывода информации. Освоение клавиатуры. Тема раздела «Графика» - 5 часов 4. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. 5. Инструменты графического редактора. Создание геометрических фигур. 6. Редактирование рисунка в ГР Paint. 7. Создание рисунка по образцу. 8. Практическое контрольное задание. Тема раздела «Текстовый редактор» - 11 часов 9. Текстовый редактор. Ввод текста. 10. Редактирование текста. 11. Параметры шрифта. Параметры абзаца. 12. Форматирование текста 13. Понятие буфера обмена. Работа с фрагментами текста. 14. Вставка объектов. 15. Создание надписи. 16. Копирование, перенос и удаление части текста. 17. Сохранение и печать документа. 18. Нумерованные и маркированные списки. 19. Создание текстовых документов. Тема раздела «Компьютерные презентации» - 13 ч 20. Компьютерные презентации. 21. Программа Power Point. 22. Рисунки на слайдах. 23. Графические примитивы на слайдах. Часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарные сроки По плану По факту Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Создание движущихся изображений. Переходы между слайдами. Демонстрация презентации. Создание презентаций по заданной теме. Создание презентаций . 32. Сюжет на свободную тему. Создание анимации. Тема раздела «Повторение» - 2 ч 33. Игровое занятие на развитие логики и внимания 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 34. Игровое занятие на развитие логики и внимания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы: 1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 208 с.: ил. 2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 192 с.: ил. 3. Лапчик, М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с. ISBN5-7695-0825-6 [Электронный ресурс]: Файловый архив для студентов – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3604826/ 4. Мир информатики для младших школьников [Электронный ресурс]: Журнал «Информатика» № 02/2006 / издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://inf.1september.ru/article.php?ID=200600215 5. Реестр примерных основных общееобразовательных программ [Электронный ресурс]: Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки российской федерации Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnayaprogramma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu/