Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Увлекательное чтение» Программа внеурочной деятельности по курсу «Увлекательное чтение» призвана активизировать творческие способности детей, стимулировать исследовательскую деятельность, пробудить увлечённость чтением, потребность обращения к хорошей книге. Она направлена на формирование интереса обучающихся к литературе, чтению, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Знания и умения, полученные в результате обучения, обучающиеся смогут использовать в своей дальнейшей практической деятельности. Содержание программы имеет общеинтеллектуальное направление, т.к. ориентировано на формирование творческого мышления обучающихся, расширениеих кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков, а также способствует самореализации в учебной деятельности. Данная программа рассчитана на год обучения (34 часа). В результате изучения курса «Увлекательное чтение» обучающиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Личностные результаты: Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России); осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). Метапредметные результаты Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В данном курсе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Усовершенствуют приобретённые ранее навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме. У обучающихся будет сформирована и развита мотивация к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. В ходе изучения данного курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Продолжится работа по формированию следующих УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Предметные результаты Обучающийся получит возможность научиться: Обучающийся научится: определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под выбирать источник чтения самостоятельно по интересам; характеризовать книгу в целом; сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги; представлять прочитанную книгу; уметь составлять презентации; участвовать в проектной деятельности; готовиться к восприятию нового произведения; эмоционально и аналитически воспринимать читаемое; составлять рассказ о героях произведения; руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагментыпроизведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению. кратко передавать сюжет; самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Увлекательное чтение» с указанием форм организации и видов деятельности Тема 1. Удивительное рядом (10 ч.) 1.1. Удивительный мир детской литературы. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Так ли страшны привидения? О. Уайльд «Кентервильское привидение». Кентервильский замок. Привидения в Англии. Знакомство с семьей американского дипломата. Ирония автора. История Кентервильского привидения. Приемы создания образа. Чем кентервильское привидение вызывает сочувствие читателя. Искренность и доброта Вирджинии. «…почему любовь сильнее Жизни и Смерти». Тайна Вирджинии. 1.2. Туве Янссон «Муми-тролль и волшебная шляпа». Загадочный или реальный мир выдуманных существ? «Самое некрасивое существо в мире». Как Т. Янссон придумала Муми-тролля. Семейство муми-троллей и их друзья. Жизнь в Муми-долине («безопасное лето детства»). «Иногда все, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, это напомнить ему, что вы рядом». Почему книги о муми-троллях полезно читать в любом возрасте? Заочное путешествие в Муми-парк (Муми-world) в Финляндии. 1.3. Астрид Линдгрен «Ронья – дочь разбойника». Удивительные приключения на страницах книг. Шведская сказочница Астрид Линдгрен и её чудесные истории. Сказка «Рони, дочь разбойника» (1981). Герои сказки. Кровожадные обитатели Маттиас-гордена. Волшебные существа (виттры, карлики, тролли, ниссе) – герои шведских народных сказок. Ронья познает мир. Ронья и Бирк. Трудные времена. Гимн дружбе и преданности. Волшебное лето. Природа в сказке. Конец вражде! Викторина по сказке. Творческая работа. Фильм «Ронья, дочь разбойника» (1987). Тема 2. Наши сверстники – герои книг. (8 ч.) 2.1. Школьная жизнь на страницах книг. 2.2. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. «Время всегда хорошее». Авторы книги «Время всегда хорошее». История создания. Каким должно быть детство? Время и детство. Главные герои повести.Какие жизненные проблемы приходится решать героям произведения? Над чем книга заставляет задуматься? К чему может привести увлеченность виртуальной жизнью? Как она меняет каждого в отдельности и как сказывается на отношениях между людьми? Время всегда хорошее? О чем предупреждают авторы книги? 2.3. Ирина Пивоварова «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А». Главные герои повести и их проблемы. Друг познается в беде. Взаимовыручка и дружба детей. 2.4. Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком». Главные герои повести и их проблемы. Чему учит повесть? 2.5. Владислав Крапивин «Бегство рогатых викингов». Знакомство с творчеством В. Крапивина. «Бегство рогатых викингов». Запись о прочитанном в читательский дневник (Практическое занятие). Тема 3. Любимые книги наших родителей (8ч.) 3.1. Валентина Осеева «Динка». В. Осеева и её произведения о детях. Автобиографическая повесть «Динка» (1959г.) Россия начала XX века. Семья революционера А. Арсеньева. Динка – главная героиня повести. Динка и Ленька. «Дружба дает и требует». Дети и революция. «Важные и тайные поручения». Утес Степана Разина. Творческая работа: реклама книги. Просмотр одной из экранизаций повести: «Найди меня, Лена» (1971) или «Раннее, ранее утро» (1998). 3.2. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда». А.Гайдар – писатель и человек. История создания повести «Тимур и его команда». История названия повести. Прототип Тимура Гараева. Тимур и его команда. Тимур и Михаил Квакин. Живые характеры, согретые добрым юмором. 3.3. Любовь Воронкова «Девочка из города». Л.Ф. Воронкова и её книги «Девочка из города» (1943). Дети и война. Девочка в синем капоре появляется в селе Нечаево. Чужая семья. Дарья Шалихина и её дети. Непростые отношения городской девочки с деревенскими детьми. Валентинка, Романок, Таиска и Груша. Жизнь продолжается. Подарки ко дню рождения матери. Спасение Романка. Валентинка и другие дети села Нечаево. Праздник весны «Мама!». Творческая работа: рецензия (отзыв) книги. Тема 4. «Ребятам о зверятах» (8ч.) 4.1. Сетон Томпсон «Маленькие дикари». Поучительные игры. Книга «главного скаута Америки». Эрнест Сетон-Томпсон – известный канадский писатель и художник-анималист. Любовь к природе. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари». Наедине с природой. Ян – главный герой повести. Дружба мальчика Яна и Сэма. Общее дело объединяет. Передача опыта младшему поколению. Роль старика Комба в жизни маленьких дикарей. Чудесная жизнь в гармонии с природой. Помощь ребят в возвращении фермы старику. Ян превращается из робкого, тихого мальчика в настоящего мужчину, которого не страшат трудности. Бойлеры и сэнгерские индейцы. Дух соперничества. Победа сэнгерцев. «Ссориться – последнее дело!» Объединение племен. Автобиографичность повести «Маленькие дикари». Отзывы о книге. Заключение (2 часа) Читательская конференция по итогам года Формы организации внеурочной деятельности – курс Виды деятельности: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; анализ и интерпретацию произведения; характеристика героев; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений-миниатюр по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений: целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Раздел 3. Тематическое планирование (1 час в неделю) № п/п Дата Тема занятия Тема № 1 Удивительное рядом 1 Удивительный мир детской литературы. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Так ли страшны привидения? 2 О. Уайльд «Кентервильское привидение». Кентервильский замок. 3 Колво часов 10 1 2 Форма проведения занятия 1 Лекционное занятие с использованием ИКТ. Путешествия по страницам книг Привидения в Англии. Знакомство с семьей американского дипломата Туве Янссон «Муми-тролль и волшебная шляпа». Загадочный или реальный мир выдуманных существ? 4 «Самое некрасивое существо в мире». Как Т. Янссон придумала Муми-тролля. 1 5 1 Семейство муми-троллей и их друзья. 6 Жизнь в Муми-долине («безопасное лето детства») Астрид Линдгрен «Ронья – дочь разбойника». Удивительные приключения на страницах книг. 7 Шведская сказочница Астрид Линдгрен и её чудесные истории. 8 9 3 1 1 1 Волшебные существа (виттры, карлики, тролли, ниссе) – герои шведских народных сказок. Тема № 2 Наши сверстники – герои книг 11 Школьная жизнь на страницах книг. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. «Время всегда хорошее». 12 Авторы книги «Время всегда хорошее». История создания. 8 1 3 13 1 Каким должно быть детство? 14 Время и детство. Главные герои повести. Ирина Пивоварова «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А». 15 Ирина Пивоварова. История создания повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А». 16 Друг познается в беде. Взаимовыручка и дружба детей. Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком» Лекционное занятие с использованием ИКТ. Занятие - знакомство Чтение 4 Сказка «Ронья, дочь разбойника» (1981). 1 Герои сказки Кровожадные обитатели Маттиас-гордена. 1 10 Вводное занятие 1 1 1 2 1 1 1 Лекционное занятие с использованием ИКТ Презентация Путешествия по страницам книг. Занятие-знакомство. Презентация Лекционное занятие с использованием ИКТ Сочинение-рассуждение Презентация Лекционное занятие с использованием ИКТ Беседа № п/п 17 Дата Тема занятия Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком». Главные герои повести и их проблемы. Колво часов 1 Владислав Крапивин «Бегство рогатых викингов». 18 Знакомство с творчеством В. Крапивина. «Бегство рогатых викингов». 1 1 Тема №3 Любимые книги наших родителей Валентина Осеева «Динка». 19 В.Осеева и её произведения о детях. 8 4 1 20 21 22 Автобиографическая повесть «Динка» 1 (1959) Россия начала XX века. Семья революцио- 1 нера А.Арсеньева. Динка – главная героиня повести. 1 Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» 23 А.Гайдар – писатель и человек. История создания повести «Тимур и его команда». 1 1 Любовь Воронкова «Девочка из города» 24 Л.Ф.Воронкова и её книги «Девочка из города» (1943г.) Дети и война. Девочка в синем капоре появляется в селе Нечаево. 25 Чужая семья. Дарья Шалихина и её дети. Непростые отношения городской девочки с деревенскими детьми. 26 Валентинка, Романок, Таиска и Груша. Жизнь продолжается. Подарки ко дню рождения матери. Тема № 4 «Ребятам о зверятах» Сетон Томпсон «Маленькие дикари». Поучительные игры. Книга «главного скаута Америки». 27 Эрнест Сетон-Томпсон – известный канадский писатель и художник-анималист. Любовь к природе. 28 Сетон-Томпсон «Маленькие дикари». Наедине с природой. Ян – главный герой повести. 29 Дружба мальчика Яна и Сэма. Общее дело объединяет. Передача опыта младшему поколению. Роль старика Комба в жизни маленьких дикарей. 3 1 1 1 Форма проведения занятия Лекционное занятие с использованием ИКТ. Чтение. Знакомство с героями. Лекционное занятие с использованием ИКТ Лекционное занятие с использованием ИКТ Презентация Лекционное занятие с использованием ИКТ Практическое занятие Лекционное занятие с использованием ИКТ Лекционное занятие с использованием ИКТ Беседа Практическое занятие 8 6 1 1 1 Лекционное занятие с использованием ИКТ Самостоятельное чтение. Практическое занятие № п/п 30 31 32 3334 Дата Тема занятия Чудесная жизнь в гармонии с природой. Помощь ребят в возвращении фермы старику. Ян превращается из робкого, тихого мальчика в настоящего мужчину, которого не страшат трудности. «Ссориться – последнее дело!» Объединение племен. Читательская конференция по итогам года Колво часов 1 Форма проведения занятия 1 Беседа 1 Занятие-обобщение Конференция 2 Беседа