Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Увлекательное чтение»
Программа внеурочной деятельности по курсу «Увлекательное чтение» призвана активизировать творческие способности детей, стимулировать исследовательскую деятельность,
пробудить увлечённость чтением, потребность обращения к хорошей книге. Она направлена
на формирование интереса обучающихся к литературе, чтению, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Знания и умения, полученные в результате обучения, обучающиеся смогут использовать в своей дальнейшей практической деятельности. Содержание программы имеет общеинтеллектуальное направление,
т.к. ориентировано на формирование творческого мышления обучающихся, расширениеих
кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков, а также способствует самореализации в учебной деятельности. Данная программа рассчитана на год обучения (34 часа).
В результате изучения курса «Увлекательное чтение» обучающиеся должны овладеть
универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России); осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты
Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие
в проектной деятельности. В данном курсе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Усовершенствуют приобретённые ранее навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме.
У обучающихся будет сформирована и развита мотивация к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
В ходе изучения данного курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют
умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
Продолжится работа по формированию следующих УУД:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность
научиться:
Обучающийся научится:
определять тему и основную мысль
произведения;
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики;
представлять развернутый устный или
письменный ответ на поставленные
вопросы;
собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для
составления плана, тезисного плана,
конспекта, доклада, написания
аннотации, сочинения, эссе, творческой
работы, создания проекта на заранее
объявленную или самостоятельно/под
выбирать источник чтения самостоятельно по интересам;
характеризовать книгу в целом;
сопоставлять содержание текста и
иллюстраций, замечать оригинальную
форму книги;
представлять прочитанную книгу;
уметь составлять презентации;
участвовать в проектной деятельности;
готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составлять рассказ о героях произведения;
руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую
тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к
художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть
произведения/фрагментыпроизведений
художественной литературы, передавая
личное отношение к произведению.
кратко передавать сюжет;
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Увлекательное чтение» с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Удивительное рядом (10 ч.)
1.1. Удивительный мир детской литературы. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Так ли страшны привидения?
О. Уайльд «Кентервильское привидение». Кентервильский замок. Привидения в Англии.
Знакомство с семьей американского дипломата. Ирония автора. История Кентервильского
привидения. Приемы создания образа. Чем кентервильское привидение вызывает сочувствие
читателя. Искренность и доброта Вирджинии. «…почему любовь сильнее Жизни и Смерти».
Тайна Вирджинии.
1.2. Туве Янссон «Муми-тролль и волшебная шляпа».
Загадочный или реальный мир выдуманных существ? «Самое некрасивое существо в мире».
Как Т. Янссон придумала Муми-тролля. Семейство муми-троллей и их друзья. Жизнь в
Муми-долине («безопасное лето детства»). «Иногда все, что нужно сделать, чтобы успокоить
кого-то, это напомнить ему, что вы рядом». Почему книги о муми-троллях полезно читать в
любом возрасте? Заочное путешествие в Муми-парк (Муми-world) в Финляндии.
1.3. Астрид Линдгрен «Ронья – дочь разбойника». Удивительные приключения на страницах книг.
Шведская сказочница Астрид Линдгрен и её чудесные истории. Сказка «Рони, дочь разбойника» (1981). Герои сказки. Кровожадные обитатели Маттиас-гордена. Волшебные существа
(виттры, карлики, тролли, ниссе) – герои шведских народных сказок. Ронья познает мир. Ронья и Бирк. Трудные времена. Гимн дружбе и преданности. Волшебное лето. Природа в
сказке. Конец вражде! Викторина по сказке. Творческая работа. Фильм «Ронья, дочь разбойника» (1987).
Тема 2. Наши сверстники – герои книг. (8 ч.)
2.1. Школьная жизнь на страницах книг.
2.2. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. «Время всегда хорошее».
Авторы книги «Время всегда хорошее». История создания. Каким должно быть детство?
Время и детство. Главные герои повести.Какие жизненные проблемы приходится решать героям произведения? Над чем книга заставляет задуматься? К чему может привести увлеченность виртуальной жизнью? Как она меняет каждого в отдельности и как сказывается на отношениях между людьми? Время всегда хорошее? О чем предупреждают авторы книги?
2.3. Ирина Пивоварова «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А».
Главные герои повести и их проблемы. Друг познается в беде. Взаимовыручка и дружба детей.
2.4. Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком».
Главные герои повести и их проблемы. Чему учит повесть?
2.5. Владислав Крапивин «Бегство рогатых викингов».
Знакомство с творчеством В. Крапивина. «Бегство рогатых викингов». Запись о прочитанном
в читательский дневник (Практическое занятие).
Тема 3. Любимые книги наших родителей (8ч.)
3.1. Валентина Осеева «Динка».
В. Осеева и её произведения о детях. Автобиографическая повесть «Динка» (1959г.) Россия
начала XX века. Семья революционера А. Арсеньева. Динка – главная героиня повести.
Динка и Ленька. «Дружба дает и требует». Дети и революция. «Важные и тайные поручения». Утес Степана Разина. Творческая работа: реклама книги. Просмотр одной из экранизаций повести: «Найди меня, Лена» (1971) или «Раннее, ранее утро» (1998).
3.2. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда».
А.Гайдар – писатель и человек. История создания повести «Тимур и его команда». История
названия повести. Прототип Тимура Гараева. Тимур и его команда. Тимур и Михаил Квакин.
Живые характеры, согретые добрым юмором.
3.3. Любовь Воронкова «Девочка из города».
Л.Ф. Воронкова и её книги «Девочка из города» (1943). Дети и война. Девочка в синем капоре появляется в селе Нечаево. Чужая семья. Дарья Шалихина и её дети. Непростые отношения городской девочки с деревенскими детьми. Валентинка, Романок, Таиска и Груша.
Жизнь продолжается. Подарки ко дню рождения матери. Спасение Романка. Валентинка и
другие дети села Нечаево. Праздник весны «Мама!». Творческая работа: рецензия (отзыв)
книги.
Тема 4. «Ребятам о зверятах» (8ч.)
4.1. Сетон Томпсон «Маленькие дикари». Поучительные игры. Книга «главного скаута
Америки».
Эрнест Сетон-Томпсон – известный канадский писатель и художник-анималист. Любовь к
природе. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари». Наедине с природой. Ян – главный герой повести. Дружба мальчика Яна и Сэма. Общее дело объединяет. Передача опыта младшему поколению. Роль старика Комба в жизни маленьких дикарей. Чудесная жизнь в гармонии с
природой. Помощь ребят в возвращении фермы старику. Ян превращается из робкого, тихого мальчика в настоящего мужчину, которого не страшат трудности. Бойлеры и сэнгерские
индейцы. Дух соперничества. Победа сэнгерцев. «Ссориться – последнее дело!» Объединение племен. Автобиографичность повести «Маленькие дикари». Отзывы о книге.
Заключение (2 часа)
Читательская конференция по итогам года
Формы организации внеурочной деятельности – курс
Виды деятельности:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
анализ и интерпретацию произведения;
характеристика героев;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений-миниатюр по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений:
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Раздел 3. Тематическое планирование (1 час в неделю)
№
п/п
Дата
Тема занятия
Тема № 1 Удивительное рядом
1
Удивительный мир детской литературы.
Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Так ли
страшны привидения?
2
О. Уайльд «Кентервильское привидение».
Кентервильский замок.
3
Колво часов
10
1
2
Форма проведения занятия
1
Лекционное занятие с использованием ИКТ.
Путешествия по
страницам книг
Привидения в Англии. Знакомство с семьей американского дипломата
Туве Янссон «Муми-тролль и волшебная шляпа». Загадочный или реальный мир выдуманных существ?
4
«Самое некрасивое существо в мире». Как
Т. Янссон придумала Муми-тролля.
1
5
1
Семейство муми-троллей и их друзья.
6
Жизнь в Муми-долине («безопасное лето
детства»)
Астрид Линдгрен «Ронья – дочь разбойника». Удивительные приключения на страницах книг.
7
Шведская сказочница Астрид Линдгрен и
её чудесные истории.
8
9
3
1
1
1
Волшебные существа (виттры, карлики,
тролли, ниссе) – герои шведских народных сказок.
Тема № 2 Наши сверстники – герои книг
11
Школьная жизнь на страницах книг.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. «Время всегда
хорошее».
12
Авторы книги «Время всегда хорошее».
История создания.
8
1
3
13
1
Каким должно быть детство?
14
Время и детство. Главные герои повести.
Ирина Пивоварова «Тройка с минусом, или Происшествие
в 5А».
15
Ирина Пивоварова. История создания повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А».
16
Друг познается в беде. Взаимовыручка и
дружба детей.
Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком»
Лекционное занятие с использованием ИКТ.
Занятие - знакомство
Чтение
4
Сказка «Ронья, дочь разбойника» (1981).
1
Герои сказки
Кровожадные обитатели Маттиас-гордена. 1
10
Вводное занятие
1
1
1
2
1
1
1
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Презентация
Путешествия по
страницам книг.
Занятие-знакомство.
Презентация
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Сочинение-рассуждение
Презентация
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Беседа
№
п/п
17
Дата
Тема занятия
Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком». Главные герои повести и их проблемы.
Колво часов
1
Владислав Крапивин «Бегство рогатых викингов».
18
Знакомство с творчеством В. Крапивина.
«Бегство рогатых викингов».
1
1
Тема №3 Любимые книги наших родителей
Валентина Осеева «Динка».
19
В.Осеева и её произведения о детях.
8
4
1
20
21
22
Автобиографическая повесть «Динка»
1
(1959)
Россия начала XX века. Семья революцио- 1
нера А.Арсеньева.
Динка – главная героиня повести.
1
Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»
23
А.Гайдар – писатель и человек. История
создания повести «Тимур и его команда».
1
1
Любовь Воронкова «Девочка из города»
24
Л.Ф.Воронкова и её книги «Девочка из города» (1943г.) Дети и война. Девочка в синем капоре появляется в селе Нечаево.
25
Чужая семья. Дарья Шалихина и её дети.
Непростые отношения городской девочки
с деревенскими детьми.
26
Валентинка, Романок, Таиска и Груша.
Жизнь продолжается. Подарки ко дню
рождения матери.
Тема № 4 «Ребятам о зверятах»
Сетон Томпсон «Маленькие дикари». Поучительные
игры. Книга «главного скаута Америки».
27
Эрнест Сетон-Томпсон – известный канадский писатель и художник-анималист.
Любовь к природе.
28
Сетон-Томпсон «Маленькие дикари».
Наедине с природой. Ян – главный герой
повести.
29
Дружба мальчика Яна и Сэма. Общее дело
объединяет. Передача опыта младшему
поколению. Роль старика Комба в жизни
маленьких дикарей.
3
1
1
1
Форма проведения занятия
Лекционное занятие с использованием ИКТ. Чтение. Знакомство с
героями.
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Презентация
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Практическое занятие
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Беседа
Практическое занятие
8
6
1
1
1
Лекционное занятие с использованием ИКТ
Самостоятельное
чтение.
Практическое занятие
№
п/п
30
31
32
3334
Дата
Тема занятия
Чудесная жизнь в гармонии с природой.
Помощь ребят в возвращении фермы старику.
Ян превращается из робкого, тихого мальчика в настоящего мужчину, которого не
страшат трудности.
«Ссориться – последнее дело!» Объединение племен.
Читательская конференция по итогам года
Колво часов
1
Форма проведения занятия
1
Беседа
1
Занятие-обобщение
Конференция
2
Беседа