Спорт 5-6

I. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды
деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации
организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по
желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном
плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений
внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической
культуре и спорту, в 5–6 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся
общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во
внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу,
физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном
учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко
прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и
выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной
систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная
реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся
максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость,
желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия
решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола
содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие
овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья обучающихся являются:





Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного
процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»,






Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении
эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в
части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от
20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования (2009г.).

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры
здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея
программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в
формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого
условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья
обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный
подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и
направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и
подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно
важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цель конкретизирована следующими задачами:








пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию занимающихся;
популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
обучение технике и тактике игры в волейбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых
результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок,
знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой
динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым
содержанием.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место
проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся 5–9 классов. Принадлежность к
внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной
деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность
соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм
и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.

Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные
Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста:
занятия
техникой, тактикой или физической.
Комбинированные
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и
занятия
физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка;
техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые
Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным
занятия
правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных
упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об
уровне технико-тактической и физической подготовленности
занимающихся.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям
обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через
организацию здоровьесберегающих практик.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации
на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся

формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные
учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих
результатов образования:





личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:



Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:








Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить
работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.




Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:





Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать
речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:




осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»

Тематическое планирование 5 класс

№

Тема

1
2
3
4
5
6

Перемещения
Верхняя передача
Нижняя передача
Приём мяча
Подвижные игры и эстафеты
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

Кол-во
часов
9
6
6
4
9
34

Тематическое планирование 6 класс

№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Индивидуальные тактические действия в защите
Закрепление техники верхней передачи
Закрепление техники нижней передачи
Верхняя прямая подача
Закрепление техники приёма мяча с подачи
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

Кол-во
часов
7
6
6
4
3
8
34

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
1-2
3
4-5
6
7-9
10
1112
13
14
15
1617
1819
20
21
2224
25
2628
29
3032
33
34

Тема занятия
Стойки игрока (исходные положения).Техника безопасности.
Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд.
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд.
Двусторонняя учебная игра(пионербол).
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).
Эстафеты с различными способами перемещений.

Кол-во
часов
2
1
2
1
3
1

Передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).

2

Верхняя передача мяча у стены.
Игры, развивающие физические способности.
Передача снизу двумя руками над собой.
Передачи снизу двумя руками в парах.

1
1
1

Нижняя прямая подача.
Двусторонняя учебная игра.
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости.
Приём мяча снизу двумя руками.
Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и
тактических действий.
Приём мяча сверху двумя руками.

2
2
1
1
3
1
3

Игры, развивающие физические способности.
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите.

1

Двусторонняя учебная игра.
Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и
тактических действий.

1

3

1

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№
1-2
3
4
5
6-7
8
9-10
11
12
13
14
1516
17
1820
21
2223
2425
26
27
2829
3031
3233
34

Тема занятия
Стойки игрока (исходные положения).Техника безопасности
Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд.
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд.
Двухсторонняя учебная игра.
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).
Эстафеты с различными способами перемещений.
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).
Верхняя передача мяча у стены.
Игры, развивающие физические способности.
Передача снизу двумя руками над собой.
Передача снизу двумя руками в парах.
Нижняя прямая подача.
Двусторонняя учебная игра.
Верхняя прямая подача.
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости.
Приём мяча снизу двумя руками.
Прямой нападающий удар (по ходу).
Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и
тактических действий.
Приём мяча сверху двумя руками.
Одиночное блокирование.
Страховка при блокировании.
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите.
Двусторонняя учебная игра.

Кол-во
часов
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
3
1
2
2
1
1
2
2
2
1

III. Содержание программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5–9 классов.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и
рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на
основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии
ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального
здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно
допустимой нагрузке обучающихся.
IV. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Формы организации работы с детьми:
- Групповые учебно-тренировочные занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Восстановительные мероприятия;
- Участие в матчевых встречах;
- Участие в соревнованиях;
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации;
- Принцип постепенности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности.
Средства обучения:
- Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);
- Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и
разбор;

- Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее
подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий,
схем тактических взаимодействий; методы ориентирования;
- Практический метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод.

V. Список литературы

1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.
Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», авт.: В.А. Голомазов, В.Д.
Ковалев, А.Г. Мельников. 2007.
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) - М.:
Советский спорт. 2005.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт,
2005. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9
классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
5. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.Волгоград: Учитель, 2011
6. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 2009.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.
Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр
«Академия», 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».