Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 681000: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская 44, корп 2. mail: sch50kms@yandex.ru;тел:8(4217)527-228 Приняты решением Педагогического совета протокол № 10 от 22.05.2024 Утверждаю директор МОУ СОШ №50 ___________________И.Г.Бензар приказ № 212 от 21.06.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №50 для детей с ОВЗ (слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития) (ФГОС) на 2024-2025 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре 2024 г. Учебный план основного общего образования для учащихся с ОВЗ является частью организационного раздела основной образовательной программы и формируется в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24.07.2023); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями приказы Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1644; от 31.12.2015 № 1577; приказ Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 № 712); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115; Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования МОУ СОШ № 50 для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей детей с задержкой психического развития; Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; Рекомендациями по введению ФГОС для детей с ОВЗ (письмо МКУ «Информационнометодический центр г. Комсомольска-на-Амуре» от 03.10.2016 № 01-11/32); Письмом Министерства просвещения РФ от 20 декабря 2018 года № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»); Письмом Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»; Письмом Министерства образования и науки РФ от 19.01.2018 г. №08-96 «О методических рекомендациях» (о реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; Письмом Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2015 г. № 08-1447 «О направлении методических рекомендаций по механизмам учёта результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура»; Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28). Учебный план основного общего образования для слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, формы промежуточной аттестации и коррекционные занятия обучающихся. Учебный план является частью организационного раздела адаптированной основной образовательной программы для слабовидящих обучающихся с ЗПР уровня основного общего образования. Учебный план основного общего образования состоит из двух частей, направленных на достижение результатов, определяемых ФГОС ООО: инвариантной (обязательной) части, и вариативной части учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса. Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения и внеурочная деятельность), обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. Обязательная часть учебного плана основной школы определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для слабовидящих обучающихся с ЗПР, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Учебное время, отводимое на изучение учебных предметов обязательной части, составляет не менее 70% от максимального объёма нагрузки обучающихся по АООП. Обязательная часть состоит из десяти обязательных предметных областей: Предметные области Учебные предметы Примечания Русский язык и Русский язык литература Литература Иностранные языки Иностранный язык Математика и информатика Математика Информатика Общественно-научные предметы История Обществознание География Физика Химия Биология - Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности и защиты Родины Учебный предмет «Математика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» Учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» При изучении предметной области по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией. Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), школы, учредителя школы. Время, отводимое на данную часть, которое составляет не более 30% от максимального объёма нагрузки обучающихся по АООП ООО для слабовидящих обучающихся с ЗПР использовано на: увеличение учебных часов при выборе определенного варианта учебной программы, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса. В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Продолжительность урока на уровне основного общего образования составляет 40 минут. Во время занятий предусмотрен перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История России» в 9 классе увеличено на 14 учебных часов. Слабовидящие обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее нарушения зрения и недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Слабовидящие обучающиеся с ЗПР имеют выраженный зрительный дефект и испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех слабовидящих обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Особенностью учебного плана для слабовидящих учащихся с ЗПР, имеющих заключение ПМПК «Обучение по адаптированной образовательной программе основного общего образования для слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития в образовательной организации» является дифференцированность и разнонаправленность. Учебный план сохраняет единое образовательное пространство страны, позволяет удовлетворить образовательные потребности населения, гарантирует овладение выпускниками с ОВЗ необходимого объема знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования на ступени основного общего образования. Для реализации образовательных задач в основной школе для слабовидящих обучающихся с задержкой психического развития содержание образования представлено теми же образовательными областями, что и у обучающихся без ограниченных возможностей здоровья, но в учебный план включены коррекционные занятия. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. В связи с низким уровнем сформированности учебных умений и навыков обучающихся, коррекционные (индивидуально-групповые) занятия направлены на коррекцию индивидуальных недостатков познавательной деятельности, для восстановления пробелов в знаниях по учебным предметам и распределены следующим образом: 3 часа в неделю – коррекция психических процессов; 2 часа в неделю – коррекция речи Такая программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; осуществляет индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учетом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); дает возможность учащимся освоить основную образовательную программу; обеспечивает интеграцию учащихся в образовательном учреждении. В учебном плане отражаются и конкретизируются основные его показатели: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы; план комплектования классов. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6-8 классов, 3,5 часа - для 9 класса. МОУ СОШ № 50 осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией. В МОУ СОШ № 50 обучение ведется на русском языке при 5-и дневной учебной недели, вариант учебного плана соответствует варианту 1 федерального учебного плана, представленному в ФОП ООО. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится в течение учебного периода (четверть) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем (разделов) образовательной программы учебного предмета за оцениваемый период, прочности предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. Порядок, формы, периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся определены рабочей программой учебного предмета. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости обучающихся (письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю директора по УВР за каждую четверть, утверждается директором школы и является открытым для всех педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей). Учебный план обучающихся с ОВЗ (АООП ООО для слабовидящих обучающиеся с ЗПР, ФГОС) (5-и дневная неделя) на 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю/год Классы 9 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 3/102 Иностранные языки Математика и информатика Литература Иностранный язык (английский язык) Алгебра 3/102 3/102 3/102 Вероятность и статистика 1/34 Геометрия Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География 2/68 1/34 2,5/85 1/34 2/68 Естественно-научные предметы Физика Химия Биология 3/102 2/68 2/68 Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Труд (технология) Физическая культура (адаптивная физическая культура) 1/34 2/68 Общественно-научные предметы Предметные области Основы безопасности и защиты Родины Учебные предметы Классы Основы безопасности и защиты Родины Часть, формируемая участниками образовательного процесса Функциональная грамотность: естественнонаучная грамотность ИТОГО Максимально допустимая недельная нагрузка/годовая Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) Коррекционно-развивающие занятия: Коррекция психических процессов Коррекция речи Направления внеурочной деятельности Направленность Название программы I Развитие ценностного Разговоры о важном отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. II Реализация интеллектуальных Дополнительные занятия, для и социокультурных школьников испытывающие потребностей обучающихся затруднения в освоении учебных программ III Занятие направленные на Россия – мои горизонты удовлетворение профессиональных интересов и потребностей обучающихся IV Занятие направленные н Семьеведение удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Кол-во часов в неделю/год 9 1/34 0,5/17 0,5/17 33/1122 33 10/340 5/170 3/102 2/68 5/170 1/34 2/68 1/34 1/34