Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 681000: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская 44, корп 2. mail: sch50kms@yandex.ru;тел:8(4217)527-228 Приняты решением Педагогического совета протокол № 10 от 22.05.2024 Утверждаю директор МОУ СОШ №50 ___________________И.Г.Бензар приказ № 212 от 21.06.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ВАРИАНТ 1) Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 50 на 2024-2025 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре 2024 г. Учебный план МОУ СОШ № 50, реализующей АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы; 2 этап - V-IX классы; 3 этап - Х-ХII классы. Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (Х - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1; этап 1 - НОО) на 2024-2025 учебный год Предметные Классы Количество часов в неделю Всего области 1 2 3 4 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 практика Чтение 3/99 4/136 4/136 4/136 15/507 Речевая практика 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 2. Математика Математика 3/99 4/136 4/136 4/136 15/474 3. Естествознание Мир природы и 2/66 1/34 1/34 1/34 5/168 человека 4. Искусство Музыка 2/66 1/34 1/34 1/34 5/168 Рисование 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 (изобразительное искусство) 5. Физическая Адаптивная 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 культура физическая культура 6. Технологии Ручной труд 2/66 1/34 1/34 1/34 5/168 Итого 21/693 20/680 20/680 20/680 81/2733 Часть, формируемая участниками 3/102 3/102 3/102 9/306 образовательных отношений Максимально допустимая годовая 21/693 23/782 23/782 23/782 90/3039 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 6/198 6/204 6/204 6/204 24/810 (коррекционные занятия и ритмика): Логопедические занятия 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 Развитие психомоторики и сенсорных 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 процессов Ритмика 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Внеурочная деятельность 4/13 4/136 4/136 4/136 16/540 Направления Название курса 1. Разговоры о важном 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 I Развитие 2. Дополнительные 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 ценностного занятия для школьников отношения к (в том числе для детей Родине, природе, с ОВЗ), испытывающие человеку, затруднения в освоении культуре, знаниям, учебных программ здоровью. 3. Семьеведение 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 II Реализация интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. 4. Школа безопасности 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 III Занятие направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся .