Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 681000: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская 44, корп 2. mail: sch50kms@yandex.ru;тел:8(4217)527-228 Принят решением Педагогического совета протокол № 10 от 22.05.2024 Утверждаю директор МОУ СОШ №50 ___________________И.Г.Бензар приказ № 212 от 21.06.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №50 для учащихся с ОВЗ (обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2) (ФГОС) на 2024-2025 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре 2024г. Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе. Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Учебным планом определѐн перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объѐм учебного времени, максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью; профилактика и коррекция речеязыковых расстройств; формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык". Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности. В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей). На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия. Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционноразвивающую область. Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы: "Логопедическая ритмика", "Развитие речи". В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 20-25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю. В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии; учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарноэпидемиологическими требованиям. Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Вся образовательная и воспитательная деятельность построена таким образом, что на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществляется работа по коррекции (или) профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью. Учебные планы обеспечивают, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по годам обучения. АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Это целесообразно рекомендовать для обучающихся с первым уровнем речевого развития, характеризующихся "отсутствием общеупотребительной речи", имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, нарушающие возможность установления речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования социальной компетенции этих обучающихся является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями (законными представителями) и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе ФАОП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение ППк на основе углубленного психологопедагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорнообиходной речи. Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), (I отделение) на 2024-2025 учебный год Предметные Учебные Количество часов в неделю по классам области предметы I доп. I II III IV Всего Добук Послевенны буквен й ный период период Обязательная часть Русский язык - - 7/231 7/231 - - Математика и Математика информатика 4/132 Обществознан Окружающий ие и мир естествознание 2/66 Филология Обучение грамоте Литературное чтение 4/136 4/136 4/136 4/136 16/441 - - - 14/462 4/132 4/136 4/136 4/136 11/540 4/132 4/132 4/136 4/136 4/136 24/804 2/66 2/66 2/68 2/68 2/68 12/402 Основы Основы религиозных религиозных культур и культур и светской этики светской этики. - - - - 1/34 1/34 Изобразительная деятельность 1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 6/201 Музыка 1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 6/201 Технология Труд (технололгия) 1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 6/201 Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая культура) 2/66 2/66 2/66 2/68 2/68 2/68 12/402 18/592 18/592 19/646 19/646 19/646 20/680 94/ 3156 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) 3/99 3/99 2/66 4/136 4/136 3/102 17/572 Иностранный язык (английский язык) - - - 2/68 2/68 2/68 6/204 Искусство Итого Смысловое чтение 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/17 0,5/17 - 2/67 Математическая грамотность 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/17 0,5/17 - 2/67 ИТОГО 19/627 22/748 22/748 22/748 105/ 3531 Предельно допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) 19/627 20/660 21 21 23 23 23 111/3774 Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно-развивающую область) 10/330 10/330 10/340 10/340 10/340 5/1680 Коррекционно-развивающие занятия: 7/231 6/198 5/170 5/170 5/170 28/939 Развитие речи 2/66 2/66 2/68 2/68 2/68 10/336 Логопедическая ритмика 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 5/168 Произношение 2/66 1/33 - - - 3/99 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 2/66 2/66 2/68 2/68 2/68 10/336 Направление внеурочной деятельности 3/99 4/132 5/170 5/170 5/170 22/741 1. Разговоры о важном 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 5/168 2. Дополнител II Реализация ьные интеллектуаль занятия для ных и школьников социокультурн (в том числе ых для детей с потребностей ОВЗ), обучающихся. испытываю щие затруднения в освоении учебных программ 3. Семьеведени е 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 5/168 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 5/168 III Занятие по 4. Финансовая функционально грамотность й грамотности школьников . - - 1/34 1/34 1/34 3/102 5. Школа VI Занятие направленные безопасности на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся . - 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 I Развитие ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.