ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа для младших школьников «Белая ладья» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Цели программы: 1. Обучить правилам игры в шахматы. 2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. 3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику. 4. Развивать образное и логическое мышление детей. Задачи: 1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. 2. Научить ориентироваться на шахматной доске. 3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. 4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. 5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. 6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. 7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. 8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур. 9. Сформировать умение записывать шахматную партию. 10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации. 11.Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 год обучения – 33 часа в год, 2год обучения – 34 часа в год, 3 год – 34 часа в год, 4год обучения – 34 часа в год). Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания Содержание программы внеурочной деятельности «Белая ладья» Первый год обучения Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей на начальном этапе обучения. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям старшего возроста, при этом последовательность изложения материала остается прежней. К концу учебного года дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Тематическое планирование курса «»Белая ладья» 1 год обучения № Тема занятия 1. Шахматная доска Содержание Педагогические условия Интеграция 1. Знакомство с шахматной доской 2-3 Шахматная доска 2. Шахматные фигуры. 4. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Знакомство с шахматными фигурами 3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, 5. 6. 7. 8. Начальная расстановка фигур. (начальная позиция); вертикалями, диагоналями и начальным положением расположение фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и каждой из фигур в нет», «Мяч». начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. 4. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре. Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. взятие на проходе, превращение пешки. 9. Слон в игре. 10. Ладья против слона. 11. Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. 12. Ферзь в игре. 13. Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь 14. Знакомство с шахматной фигурой. Конь. 15. Конь в игре. 16. Конь против ферзя, ладьи слона. 17. Знакомство с пешкой. 18. Пешка в игре. 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин». Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка 20. Знакомство с шахматной фигурой. Король. 21. Король против других фигур. против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности». Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля). Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». 5. Цель шахматной партии. 22-23. Шах. Мат. 24. 25. 26. Ставим мат. 27. Ничья, пат. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». 28. Рокировка. 29. 6. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. 30-31. Шахматная партия. 32-34. Повторение программного материала. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. Второй год обучения Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация». К концу учебного года дети должны знать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу учебного года дети должны уметь: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации. Тематическое планирование курса «Белая ладья » 2 год обучения № 1. 2. Тема занятия Повторение изученного материала. Повторение изученного материала. Повторение изученного материала. Содержание Педагогические условия Интеграция Повторение программного материала, изученного за год обучения Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. 1. Краткая история шахмат. 3. 4. 5. Краткая история шахмат. 2. Шахматная нотация. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. 3. Ценность шахматных фигур. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. Ценность фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2». Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). 6. 7. 8. 9. 10. 11. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Сравнительна я сила фигур. Достижение материальног о перевеса. Способы защиты. Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика. Ценность шахматных фигур. Защита. 4. Техника матования одинокого короля. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. 5. Достижение мата без жертвы материала Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. 6. Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темы Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Учебные Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. положения на Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мат в два хода мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая в дебюте, практика. миттельшпил е и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика. Достижение мата путем жертвы шахматного Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. 18. 19. 20. 21. 22. 23. комбинаций. Тема отвлечения. Матовые комбинации. Тема завлечения. Матовые комбинации. Тема блокировки. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материальног о перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. 24. 25. 26. 27. отвлечения. Тема комбинации и завлечения. др.). Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Типичные комбинации в дебюте. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика. Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика. Повторение программного материала, изученного за Дидактические игры и задания. Игровая практика. первый и второй год обучения Дидактические игры и задания. Игровая практика. Дидактические игры и задания. Игровая практика. Третий год обучения Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Тематическое планирования курса «Белая ладья» 3 год обучения № 1 Тема занятия 2 Повторение изученного материала. Игровая практика 3 Повторение изученного материала. Содержание Повторение программного материала, изученного за год обучения Педагогические условия Интеграция . Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения). 4 Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с записью шахматной партии 5 ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Игровая практика 6 Решение задания “Мат в 1 ход” 7 Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 8 Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Решение заданий. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Решение заданий 9 10 11 12 13 14 “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. Решение заданий Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата Игровая практика Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. 15 16 17 18 19 20 Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Решение задания “Выведи фигуру”.. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Решение заданий. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Решение заданий. 21 Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. 22 Решение заданий. 23 Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Игровая практика Дидактическое задание “Выведи фигуру”. Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”. Игровая практика Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”. Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”. 24 Решение заданий. 25 Связка в дебюте. Полная и неполная связка. 26 Решение заданий. 27 Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Решение заданий. 28 29 30 31 32 33 34 Типичные комбинации в дебюте. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Повторение программного материала Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”. Повторение программного материала, изученного за второй и третий год обучения Дидактические игры и задания. Игровая практика. Четвертый год обучения Материал четвертого года обучения сложнее материала предыдущих лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Тематическое планирование курса «Белая ладья » 4 год обучения № 1 2 Тема занятия Повторение изученного материала. Игровая практика 3 4 Повторение изученного материала. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. 5 6 Игровая практика Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ” Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Решение задания “Выигрыш материала”. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к 7 8 9 Содержание Повторение программного материала, изученного за год обучения Педагогические условия Интеграция . Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика Игровая практика Дидактическое задание “Выигрыш материала Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. 10 11 12 13 14 15 16 17 достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. Решение заданий. Игровая практика Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. Игровая практика .Матовые комбинации и Игровая практика комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Решение заданий. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание “Сделай ничью”. 18 Решение заданий. “Сделай ничью”. 19 Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. Решение заданий 20 21 ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Решение заданий Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Решение заданий Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. 25 Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”. 26 Решение заданий 27 Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. 28 Решение заданий 22 23 24 Игровая практика Дидактическое задание “Квадрат”. Игровая практика 28 Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. 30 Решение заданий 31 Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. 32 Решение заданий 33 Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. Повторение программного материала. Решение заданий 34 Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. Игровая практика Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. Игровая практика Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”. Игровая практика Список литературы 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011. 2. Шахматы-школе. Рабочие программы.1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / И.Г. Сухин.-Обнинск: Духовное возрождение,2019.-144с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011. 4. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. Москва, ООО «Дайв»,учебное пособие , 2009г 5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 6. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. 7. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 8. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 9. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 10.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 11.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 12.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.