Учебный план НОО АООП ТНР 5.2 2023-2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №50
681000: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул.
Краснофлотская 44, корп 2.
mail: sch50kms@yandex.ru;тел:8(4217)527-228
Приняты решением
Педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2023

Утверждаю
директор МОУ СОШ №50
___________________И.Г.Бензар
приказ № 273 от 31.08.2023

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №50
для учащихся с ОВЗ (обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи, вариант 5.2) (ФГОС)
на 2023-2024 учебный год

г. Комсомольск-на-Амуре
2023г.

Учебный план
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (далее –
учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и
содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную
нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечиветь введение в действие и реализацию
требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом.
Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей
областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём
учебной нагрузки обучающихся по ступеням начального общего образования.
Структура учебного плана МОУ СОШ № 50 представляет собой единство
обязательной и вариативной частей и приложения «Внеурочная деятельность».
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования
обучающихся с ТНР:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- коррекция/профилактика речеязыковых расстройств;
- формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны
быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
начального общего образования, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных
действующим ФГОС НОО и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для
обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не
предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение
иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и
психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета.
Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для
продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных
умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе
формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для
изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных
отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционноразвивающую область.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных
курсов: «Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи». В структуру
коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных,
коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные
логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота
посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю.
Подгрупповые логопедические занятия с 2–4 обучающимися составляют 20 – 25 минут.
Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю.
Часы учебного плана образовательной организации в совокупности не должны
превышать величину недельной образовательной нагрузки. Количество учебных занятий
за 4 (5) учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов (при
наличии I дополнительного класса – более 3732 часов).
Время, отводимое на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), составляет до
1350 часов (при наличии I дополнительного класса – до 1680 часов).
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы,
отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются
обязательными.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы НОО определяет
образовательная организация. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, и не должно допускать перегрузку обучающихся в течение учебного дня,
но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена так,
чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по
коррекции/профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР,
обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей
направленностью.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе
освоения АООП НОО реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется
следующими специалистами: педагогами, психологами, медицинскими работниками
(врач-педиатр, медицинская сестра).
Учебные планы обеспечивают, в случаях предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации, а так же возможность их изучения, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ТНР может включать как один, так и несколько учебных
планов.
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с ТНР предусматривается создание индивидуальных учебных
планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных
обучающихся с ТНР. Это целесообразно рекомендовать для обучающихся с I уровнем
речевого
развития
(по
Р.Е.
Левиной),
характеризующихся
«отсутствием
общеупотребительной речи», имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового
развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, нарушающие возможность
установления речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования
социальной компетенции этих детей является вовлечение их в речевое и социальное
взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и

способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный
учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом особенностей
развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для
создания индивидуального учебного плана является заключение консилиума на основе
углубленного психолого-медико-педагогического обследования. В этом случае
обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его
индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют
формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых
ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной речи.
График учебного процесса
В соответствии с Уставом МОУ СОШ № 50 имеет право самостоятельно
определять продолжительность учебной недели (5 - дневной, либо 6 - дневной).
Продолжительность учебного года на I отделении (I (I дополнительный) - IV
класс) и на II отделении (I - IV класс) освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы НОО составляет для обучающихся I (I
дополнительного) класса - 33 недели, II - IV классов - не менее 34 недель.
В I (I дополнительном) классе обучающимся устанавливаются дополнительные
каникулы в третьей четверти. Продолжительность каникул для обучающихся во II - IV
классах не менее 30 календарных дней в течение учебного года, летом - не менее 8 недель.
При максимально допустимой нагрузке в течение учебного дня количество уроков
не должно превышать в I дополнительном и I классе - 4 уроков в день, один день в неделю
- 5 уроков, во II - IV классах – не более 5 уроков в день. Возможно использование в I (I
дополнительном) классах «ступенчатого» режима обучения.
Расписание в образовательной организации для обучающихся с ТНР строится с
учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с
соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня
проводятся и трудные и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может
снижать их утомляемость и не допускать перегрузки.
Формы организации образовательного процесса могут предусматривать
чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания.
Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный
характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей
их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на
каждой ступени. В учебном плане предусмотрены занятия в коррекционно - развивающей
области. Отводимые на них часы не входят в максимальную нагрузку.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, коррекционно –
развивающей областей и внеурочной деятельности. Между началом уроков коррекционно
– развивающей и внеурочной деятельности и последним уроком рекомендуется
устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Особые образовательные потребности обучающихся на II отделении в целом
являются сходными с приведенными выше для обучающихся на I отделении.
Неспособность обучающихся к полноценному усвоению отдельных учебных
предметов адаптированной основной общеобразовательной программы не должна
служить препятствием для продолжения обучения в образовательной организации.
И на I и на II отделениях количество часов, отводимых на изучение учебных
предметов «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение» и
коррекционных курсов «Развитие речи», «Произношение», «Логопедическая ритмика»
может варьироваться в рамках отведенных на них часов с учетом психофизических и
речевых особенностей обучающихся с ТНР.

Учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), (I отделение)
на 2023-2024 учебный год
Предметные
Учебные
Количество часов в неделю по классам
области
предметы
I доп.
I
II
III
IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык
Филология

Обучение грамоте
Литературное
чтение

-

-

4/136

4/136

4/136

12/408

5/132

5/132

-

-

-

10/264

-

-

4/136

4/136

3/102

11/374

Математика и
информатика

Математика

4/132

4/132

4/136

4/136

4/136

20/672

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2/66

2/66

2/68

2/68

2/68

10/336

Основы
религиозных
культур и светской
этики

Основы
религиозных
культур и светской
этики.

-

-

-

-

1/34

1/34

1/33

1/33

1/34

1/34

1/34

5/168

Искусство

Изобразительная
деятельность
Музыка

1/33

1/33

1/34

1/34

1/34

5/168

Технология

Труд

1/33

1/33

1/34

1/34

1/34

5/168

Физическая
культура

Физическая
культура

3/99

3/99

3/102

3/102

3/102

15/504

20/680

20/680

20/680

94/
3162

Итого

17/561 17/561

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных
отношений (при 5-дневной учебной
неделе)

-

-

2/68

2/68

2/68

6/204

Иностранный язык (английский язык)

-

-

2/68

2/68

2/68

6/204

22/748

22/748

22/748

103/
3366

ИТОГО
Предельно допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Направления внеурочной
деятельности (исключая
коррекционно-развивающую область)

17/561 17/561
21

21

23

23

23

111

3/99

3/99

3/102

3/102

3/102

15/504

Количество часов в неделю по классам
Коррекционно Коррекционные курсы
-развивающая

I

I

II

III

IV

Всего

область

доп.
Произношение

2/66

2/66

2/68

Развитие речи

2/66

2/66

2/68

4/136

4/136

14/472

Логопедическая ритмика

1/33

1/33

1/34

1/34

1/34

5/168

Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа

2/66

2/66

2/68

2/68

2/68

10/336

Итого (коррекционно-развивающая
область)

7/231

7/231

7/238

7/238

7/238

35/
1190

6/200


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».