Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 681000: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская 44, корп 2. mail: sch50kms@yandex.ru;тел:8(4217)527-228 Приняты решением Педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2023 Утверждаю директор МОУ СОШ №50 ___________________И.Г.Бензар приказ № 273 от 31.08.2023 Приложение 11 Изменения и дополнения в организационном разделе АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №50 для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (ФГОС) на 2023-2024 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре 2023г. 4.1 Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Учебный план адаптированной основной образовательной программы начального общего образования Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) может включать как один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы. Учебный план начального общего образования определяет: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся; структуру обязательных предметных областей; перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения); учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план начального общего образования для учащихся с ОВЗ является частью организационного раздела основной образовательной программы и формируется в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (c изменениями на 23.06.2023); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115; Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; Адаптированной основной образовательной программой МОУ СОШ № 50 для учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), утвержденной приказом от 30.08.2018 г. № 228; Рекомендациями по введению ФГОС для детей с ОВЗ (письмо МКУ «Информационно-методический центр г. Комсомольска-на-Амуре» от 03.10.2016 № 01-11/32); Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28). Продолжительность обучения в начальной школе – 4 года. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет - более 3 732 часа. Учебный план МОУ СОШ 50, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема АООП НОО. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МОУ СОШ 50. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими, психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Особенностью учебного плана коррекционно-развивающих классов для учащихся, имеющих заключение ПМПК «Обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) в образовательной организации» является дифференцированность и разнонаправленность. Учебный план сохраняет единое образовательное пространство страны, позволяет удовлетворить образовательные потребности населения, гарантирует овладение выпускниками с ОВЗ необходимого объема знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования на ступени основного общего образования. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. В связи с низким уровнем сформированности учебных умений и навыков обучающихся, коррекционные (индивидуально-групповые) занятия направлены на коррекцию индивидуальных недостатков познавательной деятельности, для восстановления пробелов в знаниях по учебным предметам и распределены следующим образом: 3 часа в неделю – коррекция психических процессов; 3 часа в неделю – коррекция речи; 1 час в неделю – ритмика. Такая программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; осуществляет индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учетом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); дает возможность учащимся освоить основную образовательную программу; обеспечивает интеграцию учащихся в образовательном учреждении. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится в течение учебного периода (четверть) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем (разделов) образовательной программы учебного предмета за оцениваемый период, прочности предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. Порядок, формы, периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся определены рабочей программой учебного предмета. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости обучающихся (письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю директора по УВР за каждую четверть, утверждается директором школы и является открытым для всех педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей). Текущий контроль успеваемости обучающихся 1х классов и 1-2 четверти 2х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе. Успеваемость всех обучающихся 3-4 классов и 3-4 четверти 2х классов подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной шкале. Годовая промежуточная аттестация Предметы Форма проведения Русский язык Контрольный диктант Литературное чтении Проверочная работа Русский родной язык Проверочная работа Литературное чтение на родном языке Проверочная работа Иностранный язык Тестирование Математика Контрольная работа Окружающий мир Проверочная работа Технология Проект Изобразительное искусство Проект Музыка Проект Предметы Ритмика Основы православной культуры Физическая культура Форма проведения Практическая работа Тестирование Комбинированная проверка: устный ответ учащегося на вопрос/практическая работа (сдача норм) Учебный план начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (5-и дневная неделя) на 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в нед. ВСЕГО 1 2 3 4 Русский язык 5/165 5/170 5/170 5/170 20/675 Литературное чтение 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 Иностранные языки Иностранный язык (английский язык) - - 1/34 1/34 2/68 Математика и информатика Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 16/536 Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 8/268 - - - 1/34 1/34 Русский язык и литературное чтение Основы культур этики религиозных и светской Искусство Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Технология Изобразительное искусство ииискусствоискусство Технология 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Физическая культура Физическая культура 2/66 2/68 2/68 2/68 12/405 20/ 660 20/ 680 21/ 714 22/ 748 83/ 2802 1/33 1/34 1/34 0 3/101 Смысловое чтение 0,5/16,5 0,5/17 0,5/17 - 1,5/50,5 Математическая грамотность 0,5/16,5 0,5/17 0,5/17 - 1,5/50,5 21/ 693 21/ 714 22/ 748 22/ 748 86/ 2954 21 23 23 23 90/2903 Коррекционно-развивающая область 7 7 7 7 28/945 Коррекционно-развивающие занятия: Коррекция речи Коррекция психических процессов 6 3 3 6 3 3 6 3 3 6 3 3 24/810 12/405 12/405 Ритмика 1 1 1 1 4/135 Направления внеурочной деятельности 3 3 3 3 12/405 в том числе по физической культуре 1 1 1 1 4/135 ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательного процесса ИТОГО: Максимально допустимая недельная нагрузка