1. Пояснительная записка «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости...» А.С. Макаренко Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений, различных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний. Современной России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые испытывали бы гордость за совою стану, были бы готовы учиться, работать на её благо и, в случае необходимости, встать на защиту государства. Именно поэтому возрождение патриотизма - важнейшее условие возрождения России как великой державы. Особое значение имеет воспитание историей, воспитание на примере лучших традиций служения Отечеству, на воинских традициях, ценностях морали и нравственности. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже мы знаем историю, тем быстрее приходим к осмыслению настоящего и своего места в нем. Необходимость реформирования военно-патриотического воспитания подростков диктуется также рядом негативных явлений, наблюдающихся в современном российском обществе. Так по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в настоящее время более 50% подростков не имеют желания нести службу в Вооруженных силах России, 51% выступает за отмену военной обязанности. Увеличивается число призывников, уклоняющихся от воинской службы. Специалисты говорят о резком снижении уровня практической подготовки юношей к армии, защите Отечества, падении престижа военной профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные характеристики молодого пополнения, степень его готовности к выполнению воинского долга. 2 Недостаточное развитие материально-технической базы, отсутствие научно-методических рекомендаций, ослабление военно-шефской работы с учебными заведениями в целом, снижение числа соревнований и мероприятий по военно-прикладным видам спорта привели к ослаблению работы по подготовке молодых людей к службе в армии. Все вышесказанное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность и необходимость повышения эффективности военно-патриотического воспитания детей и подростков в школе. Одной из форм организации образовательной деятельности, которая позволяет комплексно и эффективно подойти к решению обозначенных проблем патриотического воспитания подрастающего поколения, является школьный военно-патриотический клуб. Образовательная программа военно-патриотического клуба «Орленок - 50», созданного на базе МОУ СОШ № 50 (далее Программа), - это образовательная технология двойного назначения, поскольку вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только военнослужащему, но и врачу, инженеру. Данная Программа является модифицированной, разработана на основе авторской программы «Честь и мужество», автор - А.Л. Кофман, педагог дополнительного образования отдела оборонно-массовой работы и технических видов спорта МГДДЮТ (Кофман А.Л. Программа дополнительного образования «Честь и мужество» // Сборник «Программы дополнительного образования детей». - М., 2006.). Уровень Программы - учрежденческий. Направленность Программы - военно-патриотическая. Тип программы - модифицированная, Изменения внесены в соответствии с целями и задачами данной Программы, требованиями ФГОС второго поколения, особенностями учебного плана и материальнотехническими условиями оснащения учебного процесса лицея. При разработке Программы использованы законодательные акты, правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию учащихся, нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в России, специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке. Цель Программы - социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции детей и 3 подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовки к защите Отечества. Основными задачами Программы являются: 1. Развитие мотивации учащихся к познанию важнейших духовно нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян; 2. Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству; 3. Физическое развитие учащихся, пропаганда здорового образа жизни через участие в военно-спортивных мероприятиях; 4. Формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях; 5. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма как базового социального фактора в укреплении российской государственности и национальной безопасности. Для достижения поставленной цели Программы предполагается использовать три основные группы форм работы: 1. Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.); 2. Вторая группа обусловлена спецификой содержания военно патриотического воспитания и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, соревнования по военно-прикладным видам спорта и т. п.; 3. Третья группа подразумевает использование комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих в 4 как общее, так и специфическое содержание военно-патриотического воспитания. Эти формы являются наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания: учебно-полевые сборы, окружные военно - спортивные игры и др. Дидактические принципы построения образовательного процесса 1. Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения. 2. Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи. 3. Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок. 4. Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п. 5. Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие возрастным психологическим особенностям и физическому развитию обучающихся. При этом осуществления образовательного процесса должны быть обеспечены соответствующие материально-технические и педагогические условия. 6. Принцип прочности. Предполагает проверку приобретенных знаний, умений и навыков на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям. 7. Принцип контроля. Выражается в регулярном контроле за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые коррективы. Методы, используемые в процессе обучения Для достижения цели Программы использую методы, которые условно можно разделить на следующие группы: 5 - методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности; - методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности; - методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок. К ним относятся: 1. Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба. 2. Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение. 3. Метод показа - демонстрация изучаемых действий, просмотр ЭОР, фото- и видеоресурсов, проведение экскурсий, посещение соревнований и т. п. 4. Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков. 5. Метод состязательности - поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений учащихся, определение успехов, недочетов, ошибок и путей их исправления. 6. Анкетирование, опрос - позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего эффективного педагогического воздействия. 7. Взаимодействие с родителями (родительские собрания, совместные мероприятия обучающихся и их родителей, индивидуальная работа и др.) - дает возможность для согласованного воздействия на учащегося педагогов и родителей. Формы учебных занятий 1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче. 2. Дискуссии, диспуты, познавательные и ролевые игры по тематике программы. 3. Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием. 4. Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном трудовом деле, например, в субботниках, трудовых акциях или других работах по поддержанию сохранности материальной базы, что 6 предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи. 5. Общешкольные досуговые, массовые мероприятия, спортивные и военно-спортивные соревнования, другие состязания, посвященные различным историческим или памятным датам. 6. Выездные формы занятий - соревнования по военно-прикладным видам спорта, учебно-полевые сборы, областные и окружные военноспортивные игры, слеты, конференции и др. Кроме выше названных существуют и другие формы занятий: - День клуба (собираются все члены ВПК, приходят интересные люди (ветераны Великой Отечественной войны, труда, ветераны правоохранительных органов, участники локальных войн и военнослужащие - выпускники лицея), проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.); - оказание помощи ветеранам войн; - участие в Вахтах памяти и других военно-патриотических акциях; - показательные выступления и др. Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) - учащихся лицея в возрасте от 13 до 18 лет, по военноспортивному и военно-патриотическому направлениям. В этом возрасте подросток ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у подростков яркий эмоциональный отклик. Именно в этот период взросления наиболее ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства. Набор в ВПК свободный: в клубе могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес и при этом не имеет медицинских противопоказаний. Данная Программа долгосрочная. Период реализации Программы - 3 года из расчета 68 часов в год с 2-х часовой недельной нагрузкой, всего 204 часа. Г од обучения Первый Возраст обучающихся 13-14 лет Кол-во часов в неделю 2 Второй 15-16 лет 2 2 Третий 16-18 лет 2 2 7 Кол-во занятий в Кол-во часов в неделю год 2 68 68 Всего: 68 204 Занятия проводятся с учетом индивидуальных психологических, личностных, возрастных и физиологических особенностей обучающихся. При необходимости могут формироваться разновозрастные группы. На 2-ом и 3-ем году обучения организуются индивидуальные занятия с учащимися, имеющими высокие результаты и успехи. 2. Учебно-тематическое планирование Учебный план Количество часов по годам обучения 3 год Всего часов Теория Всего часов Теория Практика 2 год Практика 1 Общефизическая подготовка 1 год Практика Название раздела программы Всего часов Теория № п/ п 16 4 12 16 4 12 16 4 12 2 Строевая подготовка 4 1 3 4 1 3 4 1 3 3 Основы выживаемости 13 8 5 13 8 5 13 8 5 4 Ориентирование и топография 13 7 6 13 7 6 13 7 6 5 Огневая подготовка 12 2 10 12 1 11 12 1 11 10 10 - 10 10 - 10 10 - 68 32 36 68 31 37 68 31 37 6 История Вооруженных Сил и силовых структур России Итого 7 Выездные мероприятия По специальному плану 8 Учебно-тематические планы и содержание программы Раздел 1. Общефизическая подготовка Задачи раздела: 1. Формирование у обучающихся потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей; 2. Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п. № п/п Количество часов по годам обучения Тема 1 год 2 год 3 год Теоретические занятия 1 2 Основы гигиены и закаливания 3 Внутреннее состояние бойца 4 Итого 4 4 Методы развития выносливости: - интервальный; - повторно-переменный; - сопряженных воздействий; - соревновательный; - круговой. 3 4 4 3 12 12 12 12 12 12 Практические занятия 1 2 Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения). Общеразвивающие упражнения выполняются на каждом занятии Упражнения на развитие силы и скоростносиловых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика. Итого 9 Раздел 2. Строевая подготовка Задачи раздела: 1. Приобретение обучающимися строевой выучки, развитие дисциплинированности; 2. Выработка быстроты и четкости действий; 3. Приобретение навыков, необходимых на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и другим курсам обучения. № п/п Количество часов по годам обучения Тема 1 год 2 год 3 год Теоретические занятия 1 Строй, понятие строя, фланги, колонна. 1 1 1 2 Итого 1 1 1 Практические занятия 1 2 3 4 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). 3 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). 3 Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия) Итого 3 3 3 3 Раздел 3. Основы выживаемости Задачи раздела: 1. Осознание обучающимися постоянного присутствия факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия; 2. Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; 3. Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в 10 достижении цели, толерантное отношение к окружающим, бережное отношение к окружающей среде; 4. Овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях. № Количество часов по п/п годам обучения Тема 1 год 2 год 3 год Теоретические занятия 1 Чрезвычайные ситуации локального характера. 2 2 ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС. 3 Гражданская оборона, радио-, бактериологическая защита. 4 Здоровье и здоровый образ жизни 5 Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи. 6 Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах). 7 Первая медицинская помощь инфекционных заболеваниях при 1 8 Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. 2 9 Выживание в различных географических и климатических условиях. 2 3 химическая, 2 10 Итого 3 2 2 3 8 8 Практические занятия 1 Первая доврачебная отравлении. 2 Первая доврачебная помощь при травмах, 1 переломах, ушибах. помощь 11 при ожогах, 2 1 8 3 Первая доврачебная помощь при утоплении, ранениях. 4 Защита от оружия массового (радиационного) 1 поражения. 5 Защита от оружия массового (химического) поражения. 6 7 1 1 Защита от оружия массового (бактериологического) поражения. Выживание на местности в различных 1 географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров. 1 8 1 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи. 9 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство. 10 Походная, маршевая подготовка. 1 11 Самооборона на улицах города. 1 12 Итого 1 1 2 5 5 1 5 Раздел 4. Ориентирование и топография Задачи раздела: 1. Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками ориентирования с помощью топографических средств (карта, компас, план и т.д.), по небесным светилам и местным предметам. № п/п Количество часов по годам обучения Тема 1 год 2 год Теоретические занятия 1 Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. 2 Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением. 12 2 2 3 год 3 Движение по цепочке «большого пальца». 4 Планирование маршрута 5 Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. 6 7 Определение расстояния при движении Ориентирование по солнцу 8 9 Ориентирование по луне Ориентирование по звездам привязок, метод 2 1 1 1 1 1 1 Карта, топографические обозначения, 10 выкопировки, планы. Азбука карт. 3 11 Линии равных высот, третье измерение. Признаки перемены неясной погоды на ясную, признаки перемены ясной погоды на неясную. 3 12 Что содержит карта. Какими должны быть условные знаки. Точность масштаба, точность карты. 13 Итого 3 7 7 7 Практические занятия 1 Измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию. 2 3 Определение времени по компасу Определение точки стояния в местности 4 Ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию. Ориентирование по окружающим предметам. 5 6 7 8 9 1 лесистой Определение расстояния до источников звука (ночью, днем) Ориентирование по светилам. Чтение карт, ориентирование по ним. Правильная организация движения движения, хронометраж движения). 13 1 1 1 1 2 1 2 (темп 2 10 Как измерить площадь, сколько древесины в лесу. 11 Составление планов, выкопировок. карт, снятие 2 крок, Как определить крутизну ската, видимость, сколько воды в реке. 13 Прокладка маршрута. 12 14 Итого 2 1 1 6 6 6 Раздел 5. Огневая подготовка Задачи раздела: 1. Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасного обращения со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др. 2. Развитие дисциплинированности, выдержки, концентрации внимания. № п/п Количество часов по годам обучения Тема 1 год 2 год 3 год Теоретические занятия 1 Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. 1 2 Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Рассеивание, кучность, меткость. 1 3 Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. 4 Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия. Итого 5 Практические занятия 14 1 1 2 1 1 1 2 3 4 Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатии на спусковой крючок, координации). Тренировка в стрельбе на кучность и в ее повышении. Результат. Автомат Калашникова. Общее устройство. Разборка и сборка ММГ АК-74. Итого 4 2 1 4 7 2 2 2 10 11 11 8 Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России Задачи раздела: 1. Воспитание у обучающихся патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, Вооруженным Силам Российской Федерации; 2. Знакомство с Конституцией РФ, основными правами и обязанностями граждан России, федеральными законами о воинской обязанности и военной службе; 3. Изучение истории и традиций Вооруженных Сил и силовых структур России; 4. Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость. Тема № Количество часов по п/п годам обучения 1 год 1 2 3 4 5 История создания Вооруженных Сил России (Древняя Русь, Московское княжество, Российская Империя). Вооруженные Силы Советского Союза. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур Российской Федерации, символы воинской чести (начиная с 1991г.) Основы обороны и национальной безопасности России. Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. 15 2 год 3 год 2 4 2 2 2 1 6 7 8 9 10 11 12 13 13 14 Назначение, состав, организационная структура, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе. Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. 2 2 Структура, боевые возможности, техника и вооружение Сухопутных войск РФ. Структура, боевые возможности, техника и вооружение Военно-воздушных сил РФ. 1 1 1 Структура, боевые возможности, техника и вооружение Военно-морского флота РФ. Структура, боевые возможности, техника и вооружение Ракетных войск стратегического назначения РФ. Структура, боевые возможности, техника и вооружение Войск воздушно-космической обороны РФ. Специальные войска РФ. Структура, боевые возможности, техника и вооружение Воздушно-десантных войск РФ. ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (США, стран Европы, Китая). Афганская война (1979-1989 гг.). 1 1 1 1 2 2 Чеченские войны (первая: 1994-96 гг., вторая: 1999-2001 гг.) 15 Современные локальные конфликты и войны. Участие в миротворческих операциях. 16 Итого 2 10 10 10 Раздел 7. Выездные мероприятия Выездные мероприятия являются логическим продолжением образовательного и воспитательного процесса и проводятся, как правило, в каникулярное время. Задачи: 1. Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся; 2. Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта 16 3. - руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации; Практическое закрепление полученных знаний и умений, овладение военно-прикладными навыками. Основные формы выездных мероприятий: соревнования по военно-прикладным идам спорта; учебно-полевые сборы; областные и окружные военно-спортивные игры; слеты; экскурсии и др. 3. Прогнозируемые результаты реализации Программы Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в повышение авторитета лицея, в дело процветания района, города, Отечества. Такими результатами образовательной деятельности обучающихся по Программе являются показатели, характеризующие их развитие и оздоровление: - повышение общего культурно-образовательного уровня обучающихся, активное и результативное участие в военно-спортивных и военнопатриотических мероприятиях различного уровня; - рост уровня развития физических качеств, улучшение физического здоровья, усвоение основ здорового образа жизни и его пропаганда; - рост личностного развития обучающихся, выражающийся в усвоении гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитании патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины, готовности служить ей и защищать ее; - развитие интереса к службе в ВС РФ и учебе в военных институтах и училищах; - освоение основных приёмов и навыков строевой, стрелковой, тактической и медицинской подготовки, приобретение теоретических знаний об истории вооруженных сил РФ, овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях, усвоение правил поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; 17 - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, расширение знаний об основных тенденциях в политике, социальной сфере нашей страны, региона, других стран; - создание единого и сплоченного коллектива, способного оценивать и принимать правильные решения; - развитие школьной системы военно-патриотического воспитания и, в частности, системы обучения подростков начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Прогнозируемые результаты 1-го года обучения В области физической подготовки В области военно-патриотической подготовки В области ориентирования и топографии В области медицинской подготовки В области основ выживаемости (ГО и ЧС) В области психологической подготовки - овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания; - знание техники безопасности при выполнении упражнений на перекладине, на брусьях, во время метания гранат; - выполнение силовых упражнений на перекладине (подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой), на брусьях (отжимание и упор). - знание истории создания ВС России (Древняя Русь, Московское княжество, Российская Империя); - знание мер безопасности во время стрельбы; - умение метко стрелять из пневматической винтовки; - знание устройства и материальных частей ММГ АК-74; - умение проводить неполную разборку и сборку ММГ АК74; - знание строевых элементов и команд; - умение выполнять строевые приемы: строевую стойку, повороты, движение строевым шагом, перестроения, выполнение воинского приветствия, повороты в движении (без оружия); - знание воинских званий и знаков различия ВС РФ; - знание общих положений о воинской обязанности, законов РФ о воинской обязанности и военной службе. - умение ориентироваться на местности, определять масштаб карты, читать топографические знаки, работать с компасом, определять азимут. - умение комплектовать походную аптечку; - умение оценивать предварительное состояние пострадавшего и оказать первую доврачебную помощь при травмах, переломах, ушибах; - умение изготавливать носилки из подручных материалов и переносить пострадавшего. - знание индивидуальных средств защиты от оружия массового (радиационного) поражения; - умение применять ГП-5, изготавливать ВМП. - знание способов преодоления чувства страха, паники, гнева, выхода из конфликтных ситуаций. 18 Прогнозируемые результаты 2-го года обучения В области физической подготовки - укрепление общей физической подготовки; В области военно-патриотической - знание истории ВС СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; - знание правовых основ военной службы; - знание видов Вооруженных Сил РФ, техники и вооружения ВС РФ; - знание государственной и военной символики ВС РФ; - умение метко стрелять из пневматической винтовки; - умение умело производить полную разборку и сборку ММГ АК -74; - знание тактико-технических характеристик ручных осколочных гранат; - умение выполнять строевые элементы в составе отделения согласно Строевому уставу. подготовки В области ориентирования и топографии В области медицинской подготовки - умелое метание гранаты в цель; - уверенное выполнение силовых упражнений на перекладине и брусьях; - умение преодолевать единую армейскую полосу препятствий (в объеме программы игры «Зарница»). - умение ориентироваться на местности по различному виду карт, а также по природным признакам; - умение производить измерения на местности. - умение оказать первую доврачебную помощь при - отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях знание степеней ожогов и обморожения; знание основ оказания первая медицинской помощи при инфекционных заболеваниях. знание индивидуальных средств защиты от оружия массового (химического) поражения; умение применять средства индивидуальной защиты: ОЗК, противогазы и др. В области основ выживаемости (ГО и ЧС) - В области психологической подготовки - знание способов оказания психологической поддержки слабых, младших; - знание мер безопасности и поведения при нахождении в толпе; - умение применять способы воздействия на людей во время паники. - Прогнозируемые результаты 3-го года обучения В области физической подготовки - совершенствование силовых и скоростных качеств; - уверенное выполнение силовых упражнений на перекладине и брусьях; - уверенное преодоление единой армейской полосы препятствий (в объеме программы игры «Зарница»). 19 В области военно-патриотической подготовки - знание истории и традиций ВС и силовых структур РФ, (начиная с 1991г.); - наличие представлений о ВС и СС зарубежных стран, их боевых возможностях, технике и вооружении; - наличие представлений об основах международного гуманитарного права; - знание и умение выполнять строевые приемы с оружием, элементы строевой подготовки со знаменем; - выполнение в полном объеме элементы строевой подготовки игры «Зарница»; - умение метко стрелять из пневматической винтовки; - знание правил ведения стрельбы из автомата Калашникова; - сформированное представление о системе допризывной подготовке юношей и девушек; знание перечня военно-учетных специальностей; знание обязанностей призывника. - умение прокладывать маршрут и составлять отчет о нем. В области ориентирования и топографии В области знание классификации ран, умение обрабатывать раны, оказывать доврачебную помощь при ранениях; медицинской подготовки - умение оказывать доврачебную помощь при солнечном и тепловом ударе, при утоплении; - знание и умение применять комплекс проведения сердечнолегочной реанимации. В области основ выживаемости (ГО и ЧС) В области психологической подготовки - знание индивидуальных средств защиты от оружия массового (бактериологического) поражения; умелое применение различных средств индивидуальной защиты в зависимости от ситуации: ОЗК, противогазы и др. - умение адаптироваться в новом коллективе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Программы Личностные результаты: - развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности; - осознание себя в качестве активного и ответственного гражданина, уважающего закон и правопорядок, правильно понимающего и выполняющего свои конституционные права и обязанности, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие 20 - - - - - - - - - гуманистические и демократические ценности, обладающего чувством собственного достоинства; формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, умения оказывать первую медицинскую помощь и самопомощь; принятие и реализация ценностей здорового и разумного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании и спортивнооздоровительной деятельности, неприятие курения, употребления алкоголя и наркотиков; готовность и способность вести диалог с другими людьми, сформированность коммуникативных навыков общения и сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности; готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, к осознанному выбору будущей профессии, успешной профессиональной и общественной деятельности; сформированность основ антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения. Метапредметные результаты: овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности; достаточная компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач в области военнопатриотического воспитания, а также задач обеспечения безопасности личности; умение оценивать свои возможности и согласовывать действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, 21 определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки; - владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, формулировать термины и понятия в рамках Программы; - владение приемами действий и способами применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. - - - - - - Предметные результаты: знание основ государственной системы Российской Федерации, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений и убеждений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера и асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом и разумном образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; знание наиболее распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание основных мер защиты, в том числе в области гражданской обороны, и правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы; владение навыками строевой, огневой и тактической подготовки; знание истории Вооруженных Сил и силовых структур России, основных видов военно-профессиональной деятельности; владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим и самопомощи при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. 22 Оценка достижения результатов освоения Программы складывается из внутренней и внешней оценок результатов освоения. Внутренняя оценка определяется по результатам внутришкольного мониторинга обучающихся, который отражает динамику военно-патриотического воспитания, формирования гражданственности и физического развития, а также формирования способности обучающихся к решению практических и познавательных задач. Внешняя оценка характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения Программы ВПК обучаемыми (участие в смотрах, конкурсах, тематических соревнованиях, мероприятиях различного уровня и.т.п.) и осуществляется внешними (по отношению к МОУ СОШ № 50) органами. Таким образом, оценка результативности Программы будет осуществляться через: - проведение совещаний и семинаров для руководителей военнопатриотических клубов, зам директоров по ВР; - проведение встреч с ветеранами, военнослужащими, родителями; - проведение открытых мероприятий, творческих отчетов, соревнований внутри ВПК, через результативное участие в мероприятиях и соревнованиях районного, городского, областного и окружного масштаба; - опросы обучающихся, педагогов и родителей. Применительно к общей оценке результативности Программы в качестве критериев и показателей степени достижения цели может быть рассмотрен конечный результат воспитания - воспитанность личности обучающегося, либо сформированность жизненно важных потенциалов личности, его интеллектуальная, нравственная, гражданская, физическая развитость. Критерии, показатели и методики изучения уровня воспитанности обучающихся, сформированности жизненно важных потенциалов подбираются школьным психологом (например, методики Капустиной Н.П., Степанова Е.Н., Щурковой Н.Е. и др.) В целом, система оценки достижения планируемых результатов реализации Программы предполагает комплексный подход к оценке всех трех групп результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных. 23 4. Формы и виды контроля Раздел Программы Формы контроля Общефизическая подготовка Практическое выполнение упражнений (правильность), сдача зачетов Строевая подготовка Практическое выполнение упражнений (правильность), сдача зачетов, смотры строя и песни Основы выживаемости Устный зачет, тестирование, зачет в условиях похода одного дня, игра на местности Ориентирование и топография Устный зачет, тестирование, зачет в условиях похода одного дня, игра на местности Стрелковая подготовка Устный зачет, сдача нормативов, контрольные соревнования История Вооруженных Сил и силовых структур России Собеседование, познавательные игры, викторины, проекты Комплексный контроль знаний и умений осуществляется посредством участия обучающихся в показательных выступлениях, в различных конкурсах, смотрах, соревнованиях военно-спортивной и военнопатриотической направленности, в учебно-полевых сборах и др. Несмотря на широкое использование различных форм контроля, важнейшей частью Программы является психодиагностика, предназначенная для изучения индивидуальных особенностей обучающихся, уровня сплоченности коллектива, оценки общего морально-психологического климата коллектива. Часть психодиагностических методик проводится самостоятельно, часть - с привлечением школьного педагога-психолога. Психологическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года, или по необходимости. 5. Методические рекомендации Методика работы по Программе характеризуется общим поиском эффективных педагогических технологий и форм, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств 24 подростков, решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья, на формирование стойких и действенных интересов к физической культуре, туризму и спорту, к военному делу, профессиям военного, сотрудника правоохранительных органов, спасателя, положительного отношения к службе в ВС РФ происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения подростков как к своим действиям, так и к тем взрослым людям, которые организуют их деятельность, обучают, контролируют и т.п. Поэтому весьма значимым является вопрос поиска и использования эмоционально привлекательных форм и методов организации работы военно-патриотического клуба для школьников. При реализации Программы необходимо читывать тягу подростков к романтике приключений, их стремление испытывать себя в трудных ситуациях. Именно поэтому занятия должны проводиться на высоком эмоциональном уровне, с использованием современных игровых, соревновательных технологий и максимальным увеличением доли практических занятий, особенно в природных условиях. Наиболее привлекательными и ценными в воспитательном и оздоровительном отношении является участие юнармейцев в таких мероприятиях как школьный военно-спортивный праздник, посвященный дню Защитника Отечества, День призывника, традиционная ежегодная общешкольная военно-патриотическая игра «Равнение на Победу» и др. Учитывая высокую степень самостоятельности и организованности старшеклассников, рекомендуется активно использовать проектную форму, коллективное и индивидуальное выполнение творческих работ поискового и исследовательского характера. Ежегодно из числа наиболее подготовленных юнармейцев формируются команды для участия в районных, городских, областных и окружных соревнованиях военно-спортивного и военно-патриотического направления. Достаточно подготовленные юнармейцы в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях и конкурсах. Условия реализации Программы - качественный подбор педагогов, работающих с юнармейцами; - наличие современной учебно-материальной базы; 25 - постоянное повышение профессионального мастерства педагогов; - эффективное взаимодействие ВПК «Орленок - 50» с воинскими частями, военными комиссариатами, общественными организациями военно-патриотической направленности и другими детскими и юношескими военно-патриотическими клубами. 6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Одним из важнейших условий эффективности реализации Программы является наличия соответствующего материально-технического оснащения. Для проведения учебных, тренировочных занятий ВПК «Орленок - 50», соревнований, различные мероприятия военно-спортивной и военнопатриотической направленности используется материально-техническая база для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их полготовки по основам военной службы МОУ СОШ № 50. Материально-техническая база для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их полготовки по основам военной службы МОУ СОШ № 50 представляет собой совокупность помещений и площадок, оснащенных учебным имуществом и оборудованных тренажерами и различными материальными средствами обучения, используемыми для формирования у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническая база совершенствуется в соответствии с требованиями, предъявляемые к оснащению образовательного процесса в условиях ввода государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, а также в соответствии с требованиями руководящих нормативно-правовых документов Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ. В состав элементов материально-технической оснащенности, в частности входит: - кабинет ОБЖ (оборудование, учебно-методическая литература, учебнонаглядные пособия, медицинское имущество); - стрелковый тир для пневматического оружия; 26 - спортивный и тренажерный залы; спортивный городок на школьном дворе; общешкольный спортинвентарь; пневматические винтовки; массогабаритные макеты (5,45-мм) автомата Калашникова АК-74; комплекты защитной и спортивной формы и др. Оснащение кабинета ОБЖ, нормативно-правовые документы, учебная литература для обучающихся и методическая литература для преподавателей, учебно-наглядные пособия (наборы плакатов и электронных изданий, средства индивидуальной защиты, приборы и др.), медицинское имущество (индивидуальные средства медицинской защиты, сумка СМС, перевязочные средства и шовные материалы, медицинские расходные предметы, приборы, инвентарное санитарно-хозяйственное имущество и др.) соответствует требованиям Приложения №1 Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (утв. совместными приказами Минобороны РФ № 96 и Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 г.). 27 Список использованной литературы и пособий 1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис- пресс, 2002. 2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование, 2005, № 4. 3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. 4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. - М., 2005. 5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие .-М.: АРКТИ, 2005 6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. 7. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. 8. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников, 2005, № 8. 9. Кофман А. Л. Программа дополнительного образования «Честь и мужество» // Сборник «Программы дополнительного образования детей». - М., 2006. 10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 11. Организация военно-патриотического клуба (методическое пособие) / под ред. Ю.В. Афанасьева, К.Р. Конюхова. - Москва, 2009. 12. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002. 13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006. 14. Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военнопатриотического воспитания / К.С. Поваров. - Москва: ИЭОПГКО, 2007. 15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.— М., 2000. 28