Орленок 9 класс

1. Пояснительная записка
«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его
в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - все равно в чем:
в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в
терпимости, в смелости...»
А.С. Макаренко

Военно-патриотическое воспитание молодежи является исключительно
важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая,
систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность
государственных органов, общественных объединений, различных
организаций по формированию у детей и молодежи высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей
по защите интересов общества. В этом смысле воспитание патриотов - самая
высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности
на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в
периоды испытаний.
Современной России нужны здоровые, мужественные, смелые,
инициативные, грамотные люди, которые испытывали бы гордость за совою
стану, были бы готовы учиться, работать на её благо и, в случае
необходимости, встать на защиту государства. Именно поэтому возрождение
патриотизма - важнейшее условие возрождения России как великой державы.
Особое значение имеет воспитание историей, воспитание на примере лучших
традиций служения Отечеству, на воинских традициях, ценностях морали и
нравственности. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже мы
знаем историю, тем быстрее приходим к осмыслению настоящего и своего
места в нем.
Необходимость реформирования военно-патриотического воспитания
подростков диктуется также рядом негативных явлений, наблюдающихся в
современном российском обществе. Так по данным Всероссийского центра
изучения общественного мнения, в настоящее время более 50% подростков не
имеют желания нести службу в Вооруженных силах России, 51% выступает
за отмену военной обязанности. Увеличивается число призывников,
уклоняющихся от воинской службы.
Специалисты говорят о резком снижении уровня практической
подготовки юношей к армии, защите Отечества, падении престижа военной
профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные
характеристики молодого пополнения, степень его готовности к выполнению
воинского долга.
2

Недостаточное развитие материально-технической базы, отсутствие
научно-методических рекомендаций, ослабление военно-шефской работы с
учебными заведениями в целом, снижение числа соревнований и
мероприятий по военно-прикладным видам спорта привели к ослаблению
работы по подготовке молодых людей к службе в армии.
Все вышесказанное подтверждает актуальность, общественную
значимость, педагогическую целесообразность и необходимость повышения
эффективности военно-патриотического воспитания детей и подростков в
школе.
Одной из форм организации образовательной деятельности, которая
позволяет комплексно и эффективно подойти к решению обозначенных
проблем патриотического воспитания подрастающего поколения, является
школьный военно-патриотический клуб.
Образовательная программа
военно-патриотического
клуба
«Орленок - 50», созданного на базе МОУ СОШ № 50 (далее Программа), - это
образовательная технология двойного назначения, поскольку вооружает
юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами,
необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному
человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость
необходимы не только военнослужащему, но и врачу, инженеру.
Данная Программа является модифицированной, разработана на основе
авторской программы «Честь и мужество», автор - А.Л. Кофман, педагог
дополнительного образования отдела оборонно-массовой работы и
технических видов спорта МГДДЮТ (Кофман А.Л. Программа
дополнительного образования «Честь и мужество» // Сборник «Программы
дополнительного образования детей». - М., 2006.).
Уровень Программы - учрежденческий.
Направленность Программы - военно-патриотическая.
Тип программы - модифицированная, Изменения внесены в
соответствии с целями и задачами данной Программы, требованиями ФГОС
второго поколения, особенностями учебного плана и материальнотехническими условиями оснащения учебного процесса лицея.
При разработке Программы использованы законодательные акты,
правительственные документы,
ведомственные постановления по
патриотическому воспитанию учащихся, нормативные документы по
развитию физической культуры и спорта в России, специальная литература по
военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке.
Цель Программы - социальное становление, патриотическое
воспитание и формирование активной гражданской позиции детей и
3

подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития, подготовки к защите Отечества.
Основными задачами Программы являются:
1. Развитие мотивации учащихся к познанию важнейших духовно
нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и
развития нашего общества и
государства, национального
самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян;
2. Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и
навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России,
физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к
воинским специальностям и формирование желания получить
соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному
служению обществу и государству;
3. Физическое развитие учащихся, пропаганда здорового образа жизни
через участие в военно-спортивных мероприятиях;
4. Формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения
действовать в сложных и экстремальных ситуациях;
5. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и
патриотизма как базового социального фактора в укреплении
российской государственности и национальной безопасности.
Для достижения поставленной цели Программы предполагается
использовать три основные группы форм работы:
1. Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом
содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя
утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с
ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, совершенствование
учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.);
2. Вторая группа обусловлена спецификой содержания военно
патриотического воспитания и характеризуется большей военной и
военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые
преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и
т.д., включают, в частности, ознакомление подростков с жизнью и
деятельностью войск, с особенностями службы и быта
военнослужащих, тактические учения, тактико-строевые занятия,
военно-спортивные игры, соревнования по военно-прикладным видам
спорта и т. п.;
3. Третья
группа
подразумевает
использование
комплексных
комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих в
4

как общее, так и специфическое содержание военно-патриотического
воспитания. Эти формы являются наиболее перспективным в плане
высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического
воспитания: учебно-полевые сборы, окружные военно - спортивные
игры и др.
Дидактические принципы построения образовательного процесса
1. Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать
цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач
обучения.
2. Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким
образом, чтобы обучающиеся не просто воспринимали предлагаемый
материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и
навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей,
самостоятельно решали поставленные задачи.
3. Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача
нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности
физических нагрузок.
4. Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в
себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных
пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими
учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
5. Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение
программного
материала,
его
соответствие
возрастным
психологическим
особенностям
и
физическому
развитию
обучающихся. При этом осуществления образовательного процесса
должны быть обеспечены соответствующие материально-технические и
педагогические условия.
6. Принцип прочности. Предполагает проверку приобретенных знаний,
умений и навыков на практике, в выездных мероприятиях, а также
постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
7. Принцип контроля. Выражается в регулярном контроле за усвоением
обучающимися программного материала, что дает возможность
анализировать ход образовательного процесса и вносить в него
необходимые коррективы.
Методы, используемые в процессе обучения
Для достижения цели Программы использую методы, которые условно
можно разделить на следующие группы:
5

- методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
- методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность,
сознание личности;
- методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое
подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
К ним относятся:
1. Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное
воздействие, внушение, просьба.
2. Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос,
этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
3. Метод показа - демонстрация изучаемых действий, просмотр ЭОР,
фото- и видеоресурсов, проведение экскурсий, посещение
соревнований и т. п.
4. Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение
изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и
навыков.
5. Метод состязательности - поддержание у обучающихся интереса к
изучаемому материалу, проверка на практике действенности
полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений
учащихся, определение успехов, недочетов, ошибок и путей их
исправления.
6. Анкетирование, опрос - позволяют выяснить состояние и динамику
развития личностных качеств обучающихся и определить направления
дальнейшего эффективного педагогического воздействия.
7. Взаимодействие с родителями (родительские собрания, совместные
мероприятия обучающихся и их родителей, индивидуальная работа и
др.) - дает возможность для согласованного воздействия на учащегося
педагогов и родителей.
Формы учебных занятий
1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала
должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
2. Дискуссии, диспуты, познавательные и ролевые игры по тематике
программы.
3. Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо
культурно-досуговым мероприятием.
4. Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном
трудовом деле, например, в субботниках, трудовых акциях или других
работах по поддержанию сохранности материальной базы, что
6

предполагает использование педагогом личного примера как метода
решения воспитательной задачи.
5. Общешкольные досуговые, массовые мероприятия, спортивные и
военно-спортивные соревнования, другие состязания, посвященные
различным историческим или памятным датам.
6. Выездные формы занятий - соревнования по военно-прикладным
видам спорта, учебно-полевые сборы, областные и окружные военноспортивные игры, слеты, конференции и др.
Кроме выше названных существуют и другие формы занятий:
- День клуба (собираются все члены ВПК, приходят интересные люди
(ветераны Великой Отечественной
войны, труда, ветераны
правоохранительных органов, участники локальных войн и
военнослужащие - выпускники лицея), проводятся беседы, просмотр и
обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.);
- оказание помощи ветеранам войн;
- участие в Вахтах памяти и других военно-патриотических акциях;
- показательные выступления и др.
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей
и девушек) - учащихся лицея в возрасте от 13 до 18 лет, по военноспортивному и военно-патриотическому направлениям. В этом возрасте
подросток ощущает свою принадлежность и причастность к определенной
социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а
анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему
ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная
работа вызывает у подростков яркий эмоциональный отклик. Именно в этот
период взросления наиболее ярко проявляются
нравственные,
интеллектуальные и патриотические чувства.
Набор в ВПК свободный: в клубе могут заниматься все, кто проявляет
желание и интерес и при этом не имеет медицинских противопоказаний.
Данная Программа долгосрочная. Период реализации Программы - 3
года из расчета 68 часов в год с 2-х часовой недельной нагрузкой, всего 204
часа.
Г од обучения
Первый

Возраст
обучающихся
13-14 лет

Кол-во часов в
неделю
2

Второй

15-16 лет

2

2

Третий

16-18 лет

2

2

7

Кол-во занятий в Кол-во часов в
неделю
год
2
68
68
Всего:

68
204

Занятия проводятся с учетом индивидуальных психологических,
личностных, возрастных и физиологических особенностей обучающихся. При
необходимости могут формироваться разновозрастные группы.
На 2-ом и 3-ем году обучения организуются индивидуальные занятия с
учащимися, имеющими высокие результаты и успехи.
2. Учебно-тематическое планирование
Учебный план

Количество часов по годам обучения
3 год

Всего
часов
Теория

Всего
часов
Теория

Практика

2 год

Практика

1 Общефизическая
подготовка

1 год

Практика

Название
раздела
программы

Всего
часов
Теория

№
п/
п

16

4

12

16

4

12

16

4

12

2 Строевая
подготовка

4

1

3

4

1

3

4

1

3

3 Основы
выживаемости

13

8

5

13

8

5

13

8

5

4 Ориентирование и
топография

13

7

6

13

7

6

13

7

6

5 Огневая
подготовка

12

2

10

12

1

11

12

1

11

10

10

-

10

10

-

10

10

-

68

32

36

68

31

37

68

31

37

6 История
Вооруженных Сил
и силовых
структур России
Итого
7 Выездные
мероприятия

По специальному плану
8

Учебно-тематические планы и содержание программы
Раздел 1. Общефизическая подготовка
Задачи раздела:
1. Формирование у обучающихся потребности в регулярных занятиях
физической культурой и спортом, воспитание осмысленного
отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому
проявлению человеческих способностей;
2. Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение
работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических
качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п.
№
п/п

Количество часов по
годам обучения

Тема

1 год

2 год

3 год

Теоретические занятия
1
2

Основы гигиены и закаливания

3

Внутреннее состояние бойца

4

Итого

4
4

Методы развития выносливости:
- интервальный;
- повторно-переменный;
- сопряженных воздействий;
- соревновательный;
- круговой.

3
4

4

3

12

12

12

12

12

12

Практические занятия
1

2

Разогревающие упражнения, упражнения на
гибкость, на развитие осанки, равновесия и
осанки (общеразвивающие упражнения).
Общеразвивающие упражнения выполняются
на каждом занятии Упражнения на развитие
силы и скоростносиловых качеств, общей,
силовой скоростной и специальной
выносливости, упражнение на реакцию и
ловкость, акробатика.
Итого

9

Раздел 2. Строевая подготовка
Задачи раздела:
1. Приобретение обучающимися строевой выучки, развитие
дисциплинированности;
2. Выработка быстроты и четкости действий;
3. Приобретение навыков, необходимых на занятиях по тактической,
огневой, специальной подготовке и другим курсам обучения.
№
п/п

Количество часов по
годам обучения

Тема

1 год

2 год

3 год

Теоретические занятия
1

Строй, понятие строя, фланги, колонна.

1

1

1

2

Итого

1

1

1

Практические занятия
1

2

3

4

Одиночные строевые упражнения на месте,
строевые упражнения в движении, повороты,
отработка строевого шага (без оружия).

3

Одиночные строевые упражнения на месте,
строевые упражнения в движении, повороты,
отработка строевого шага (с оружием).

3

Выполнение воинского приветствия в строю
на месте и в движении (с оружием, без
оружия)
Итого

3
3

3

3

Раздел 3. Основы выживаемости
Задачи раздела:
1. Осознание обучающимися постоянного присутствия факторов
опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни,
получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и
своевременной оценки их опасного, негативного воздействия;
2. Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и
деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
3. Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность,
трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в
10

достижении цели, толерантное отношение к окружающим, бережное
отношение к окружающей среде;
4. Овладение навыками выживания в различных природных и
климатических условиях.
№
Количество часов по
п/п
годам обучения
Тема
1 год 2 год
3 год
Теоретические занятия
1

Чрезвычайные ситуации локального характера.

2

2

ЧС техногенного и природного происхождения,
защита от последствий ЧС.

3

Гражданская оборона, радио-,
бактериологическая защита.

4

Здоровье и здоровый образ жизни

5

Начальная
медицинская
подготовка:
характеристика
состояний,
требующих
оказания первой медицинской помощи.

6

Первая медицинская помощь при травматизме
(при травмах, переломах, ушибах).

7

Первая
медицинская
помощь
инфекционных заболеваниях

при

1

8

Первая медицинская помощь при отравлениях,
тепловых,
солнечных
ударах,
ожогах,
обморожениях.

2

9

Выживание в различных географических и
климатических условиях.

2
3

химическая,
2

10 Итого

3

2

2

3

8

8

Практические занятия
1

Первая доврачебная
отравлении.

2

Первая доврачебная помощь при травмах, 1
переломах, ушибах.

помощь

11

при

ожогах,

2

1

8

3

Первая доврачебная помощь при утоплении,
ранениях.

4

Защита от оружия массового (радиационного)
1
поражения.

5

Защита от оружия массового (химического)
поражения.

6
7

1

1

Защита
от
оружия
массового
(бактериологического) поражения.
Выживание на местности в различных 1
географических и климатических условиях:
обустройство бивака, разведение костров.

1

8

1

Выживание на местности в различных
географических и климатических условиях:
добывание и обеззараживание воды и пищи.
9 Выживание на местности в различных
географических и климатических условиях:
съедобные
и
лекарственные
растения,
следопытство.
10 Походная, маршевая подготовка.
1
11 Самооборона на улицах города.
1
12 Итого

1

1
2
5

5

1
5

Раздел 4. Ориентирование и топография
Задачи раздела:
1. Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками
ориентирования с помощью топографических средств (карта, компас,
план и т.д.), по небесным светилам и местным предметам.
№
п/п

Количество часов по
годам обучения

Тема

1 год

2 год

Теоретические занятия
1

Стороны света, азимут и дирекционный угол.
Определение расстояний до ориентира по
видимому размеру.

2

Метод засечек, движение в мешок, движение с
упреждением.
12

2

2

3 год

3

Движение по цепочке
«большого пальца».

4

Планирование маршрута

5

Ориентирование по компасу и окружающим
предметам. Пары шагов.

6
7

Определение расстояния при движении
Ориентирование по солнцу

8
9

Ориентирование по луне
Ориентирование по звездам

привязок,

метод

2
1
1
1
1
1
1

Карта,
топографические
обозначения,
10 выкопировки, планы. Азбука карт.

3

11 Линии равных высот, третье измерение.
Признаки перемены неясной погоды на ясную,
признаки перемены ясной погоды на неясную.

3

12 Что содержит карта. Какими должны быть
условные знаки. Точность масштаба, точность
карты.
13 Итого

3

7

7

7

Практические занятия
1

Измерение расстояний в парах шагов; выход в
точку по азимуту и расстоянию.

2
3

Определение времени по компасу
Определение точки стояния в
местности

4

Ориентирование по компасу. Прохождение
маршрута по азимуту и расстоянию.
Ориентирование по окружающим предметам.

5
6
7
8
9

1
лесистой

Определение расстояния до источников звука
(ночью, днем)
Ориентирование по светилам.
Чтение карт, ориентирование по ним.
Правильная организация движения
движения, хронометраж движения).
13

1

1
1
1
2
1
2

(темп

2

10

Как измерить площадь, сколько древесины в
лесу.

11

Составление планов,
выкопировок.

карт,

снятие

2

крок,

Как определить крутизну ската, видимость,
сколько воды в реке.
13 Прокладка маршрута.
12

14 Итого

2
1
1
6

6

6

Раздел 5. Огневая подготовка
Задачи раздела:
1. Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасного
обращения со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.
2. Развитие дисциплинированности, выдержки, концентрации внимания.
№
п/п

Количество часов по
годам обучения

Тема

1 год

2 год

3 год

Теоретические занятия
1

Правила и меры безопасности при обращении с
оружием. Правила поведения в тире.
Инструктаж по обеспечению мер безопасности
при проведении стрельб.

1

2

Теоретические основы стрельбы. Общие
понятия о внутренней и внешней баллистике.
Выстрел. Отдача оружия. Образование угла
вылета, его зависимость от изготовки стрелка.
Рассеивание, кучность, меткость.

1

3

Техника выполнения выстрела. Основные
элементы техники выполнения выстрела.
Изготовка, прицеливание, методика дыхания
стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с
опорой на стол или стойку.

4

Устройство и взаимодействие частей учебного,
спортивного и стрелкового оружия.
Итого

5

Практические занятия
14

1

1
2

1

1

1

2
3
4

Тренировка в технике стрельбы (прицеливании,
дыхании, нажатии на спусковой крючок,
координации).
Тренировка в стрельбе на кучность и в ее
повышении. Результат.
Автомат Калашникова. Общее устройство.
Разборка и сборка ММГ АК-74.
Итого

4

2

1

4

7

2

2

2

10

11

11

8

Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России
Задачи раздела:
1. Воспитание у обучающихся патриотизма, уважения к историческому и
культурному прошлому России, Вооруженным Силам Российской
Федерации;
2. Знакомство с Конституцией РФ, основными правами и обязанностями
граждан России, федеральными законами о воинской обязанности и
военной службе;
3. Изучение истории и традиций Вооруженных Сил и силовых структур
России;
4. Формирование потребности неукоснительного следования таким
понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость.
Тема
№
Количество часов по
п/п
годам обучения
1 год
1

2
3

4
5

История создания Вооруженных Сил России
(Древняя
Русь,
Московское
княжество,
Российская Империя).
Вооруженные
Силы
Советского Союза.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
История и традиции Вооруженных Сил и
силовых структур Российской Федерации,
символы воинской чести (начиная с 1991г.)
Основы обороны и национальной безопасности
России.
Законодательные и нормативные правовые
акты Российской Федерации в области
обеспечения безопасности личности, общества
и государства.
15

2 год

3 год

2

4
2

2
2

1

6

7

8
9
10
11

12

13
13

14

Назначение,
состав,
организационная
структура, виды, боевые возможности ВС и СС
России на современном этапе.
Общие положения о воинской обязанности,
законы РФ о воинской обязанности и военной
службе.

2

2

Структура, боевые возможности, техника и
вооружение Сухопутных войск РФ.
Структура, боевые возможности, техника и
вооружение Военно-воздушных сил РФ.

1

1
1

Структура, боевые возможности, техника и
вооружение Военно-морского флота РФ.
Структура, боевые возможности, техника и
вооружение Ракетных войск стратегического
назначения РФ.
Структура, боевые возможности, техника и
вооружение Войск воздушно-космической
обороны РФ. Специальные войска РФ.
Структура, боевые возможности, техника и
вооружение Воздушно-десантных войск РФ.
ВС и СС зарубежных стран, боевые
возможности, техника и вооружение (США,
стран Европы, Китая).
Афганская война (1979-1989 гг.).

1
1

1

1
2

2

Чеченские войны (первая: 1994-96 гг., вторая:
1999-2001 гг.)
15 Современные локальные конфликты и войны.
Участие в миротворческих операциях.
16 Итого

2
10

10

10

Раздел 7. Выездные мероприятия
Выездные
мероприятия
являются
логическим
продолжением
образовательного и воспитательного процесса и проводятся, как правило, в
каникулярное время.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального самоопределения
обучающихся;
2. Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта
16

3.

-

руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации;
Практическое закрепление полученных знаний и умений, овладение
военно-прикладными навыками.
Основные формы выездных мероприятий:
соревнования по военно-прикладным идам спорта;
учебно-полевые сборы;
областные и окружные военно-спортивные игры;
слеты;
экскурсии и др.
3. Прогнозируемые результаты реализации Программы

Результативность реализации Программы измеряется степенью
готовности и стремлением обучающихся к выполнению своего гражданского и
патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением
и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом,
вносимым ими в повышение авторитета лицея, в дело процветания района,
города, Отечества. Такими результатами образовательной деятельности
обучающихся по Программе являются
показатели,
характеризующие их развитие и оздоровление:
- повышение общего культурно-образовательного уровня обучающихся,
активное и результативное участие в военно-спортивных и военнопатриотических мероприятиях различного уровня;
- рост уровня развития физических качеств, улучшение физического
здоровья, усвоение основ здорового образа жизни и его пропаганда;
- рост личностного развития обучающихся, выражающийся в усвоении
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества, воспитании патриотизма,
чувства ответственности за судьбу Родины, готовности служить ей и
защищать ее;
- развитие интереса к службе в ВС РФ и учебе в военных институтах и
училищах;
- освоение основных приёмов и навыков строевой, стрелковой, тактической
и медицинской подготовки, приобретение теоретических знаний об
истории вооруженных сил РФ, овладение навыками выживания в
различных природных и климатических условиях, усвоение правил
поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
17

-

приобщение обучающихся к общечеловеческим
ценностям,
расширение знаний об основных тенденциях в политике, социальной
сфере нашей страны, региона, других стран;
- создание единого и сплоченного коллектива, способного оценивать и
принимать правильные решения;
- развитие школьной системы военно-патриотического воспитания и, в
частности, системы обучения подростков начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы.
Прогнозируемые результаты 1-го года обучения
В области
физической подготовки

В области
военно-патриотической
подготовки

В области
ориентирования и
топографии
В области
медицинской подготовки

В области
основ выживаемости (ГО и
ЧС)
В области
психологической
подготовки

- овладение умениями и навыками личной гигиены и
закаливания;
- знание техники безопасности при выполнении упражнений
на перекладине, на брусьях, во время метания гранат;
- выполнение силовых упражнений на перекладине
(подтягивание, подъем с переворотом, выход с силой), на
брусьях (отжимание и упор).
- знание истории создания ВС России (Древняя Русь,
Московское княжество, Российская Империя);
- знание мер безопасности во время стрельбы;
- умение метко стрелять из пневматической винтовки;
- знание устройства и материальных частей ММГ АК-74;
- умение проводить неполную разборку и сборку ММГ АК74;
- знание строевых элементов и команд;
- умение выполнять строевые приемы: строевую стойку,
повороты, движение строевым шагом, перестроения,
выполнение воинского приветствия, повороты в движении
(без оружия);
- знание воинских званий и знаков различия ВС РФ;
- знание общих положений о воинской обязанности, законов
РФ о воинской обязанности и военной службе.
- умение ориентироваться на местности, определять
масштаб карты, читать топографические знаки, работать с
компасом, определять азимут.
- умение комплектовать походную аптечку;
- умение оценивать предварительное состояние
пострадавшего и оказать первую доврачебную помощь при
травмах, переломах, ушибах;
- умение изготавливать носилки из подручных материалов и
переносить пострадавшего.
- знание индивидуальных средств защиты от оружия
массового (радиационного) поражения;
- умение применять ГП-5, изготавливать ВМП.
- знание способов преодоления чувства страха, паники,
гнева, выхода из конфликтных ситуаций.
18

Прогнозируемые результаты 2-го года обучения
В области
физической подготовки

- укрепление общей физической подготовки;

В области
военно-патриотической

- знание истории ВС СССР в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг.;
- знание правовых основ военной службы;
- знание видов Вооруженных Сил РФ, техники и вооружения
ВС РФ;
- знание государственной и военной символики ВС РФ;
- умение метко стрелять из пневматической винтовки;
- умение умело производить полную разборку и сборку
ММГ АК -74;
- знание тактико-технических характеристик ручных
осколочных гранат;
- умение выполнять строевые элементы в составе отделения
согласно Строевому уставу.

подготовки

В области
ориентирования и
топографии
В области
медицинской подготовки

- умелое метание гранаты в цель;
- уверенное выполнение силовых упражнений на
перекладине и брусьях;
- умение преодолевать единую армейскую полосу
препятствий (в объеме программы игры «Зарница»).

- умение ориентироваться на местности по различному
виду карт, а также по природным признакам;
- умение производить измерения на местности.
- умение оказать первую доврачебную помощь при

-

отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах,
обморожениях
знание степеней ожогов и обморожения;
знание основ оказания первая медицинской помощи при
инфекционных заболеваниях.
знание индивидуальных средств защиты от оружия
массового (химического) поражения;
умение применять средства индивидуальной защиты: ОЗК,
противогазы и др.

В области
основ выживаемости (ГО и
ЧС)

-

В области
психологической
подготовки

- знание способов оказания психологической поддержки
слабых, младших;
- знание мер безопасности и поведения при нахождении в
толпе;
- умение применять способы воздействия на людей во время
паники.

-

Прогнозируемые результаты 3-го года обучения
В области
физической подготовки

- совершенствование силовых и скоростных качеств;
- уверенное выполнение силовых упражнений на
перекладине и брусьях;
- уверенное преодоление единой армейской полосы
препятствий (в объеме программы игры «Зарница»).
19

В области
военно-патриотической
подготовки

- знание истории и традиций ВС и силовых структур РФ,
(начиная с 1991г.);
- наличие представлений о ВС и СС зарубежных стран, их
боевых возможностях, технике и вооружении;
- наличие представлений об основах международного
гуманитарного права;
- знание и умение выполнять строевые приемы с оружием,
элементы строевой подготовки со знаменем;
- выполнение в полном объеме элементы строевой
подготовки игры «Зарница»;
- умение метко стрелять из пневматической винтовки;
- знание правил ведения стрельбы из автомата Калашникова;
- сформированное представление о системе допризывной
подготовке юношей и девушек;
знание перечня военно-учетных специальностей;
знание обязанностей призывника.
- умение прокладывать маршрут и составлять отчет о нем.

В области ориентирования и
топографии
В области
знание классификации ран, умение обрабатывать раны,
оказывать доврачебную помощь при ранениях;
медицинской подготовки
- умение оказывать доврачебную помощь при солнечном и
тепловом ударе, при утоплении;
- знание и умение применять комплекс проведения сердечнолегочной реанимации.
В области
основ выживаемости (ГО и
ЧС)

В области
психологической
подготовки

- знание индивидуальных средств защиты от оружия
массового (бактериологического) поражения;
умелое применение различных средств индивидуальной
защиты в зависимости от ситуации: ОЗК, противогазы и др.
- умение адаптироваться в новом коллективе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения Программы
Личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;
- осознание себя в качестве активного и ответственного гражданина,
уважающего закон и правопорядок, правильно понимающего и
выполняющего свои конституционные права и обязанности,
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие

20

-

-

-

-

-

-

-

-

-

гуманистические и демократические ценности, обладающего чувством
собственного достоинства;
формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к
своему здоровью и здоровью других людей, умения оказывать первую
медицинскую помощь и самопомощь;
принятие и реализация ценностей здорового и разумного образа жизни,
потребность в физическом самосовершенствовании и спортивнооздоровительной деятельности, неприятие курения, употребления
алкоголя и наркотиков;
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
сформированность
коммуникативных
навыков
общения
и
сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и
самообразованию, к осознанному выбору будущей профессии,
успешной профессиональной и общественной деятельности;
сформированность
основ
антиэкстремистского
и
антитеррористического мышления и поведения.
Метапредметные результаты:
овладение умениями формировать понятия о безопасности личности,
общества и государства;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства
реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников,
моделировать
индивидуальные
подходы
к
патриотизму
и
гражданственности;
достаточная компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий для решения задач в области военнопатриотического воспитания, а также задач обеспечения безопасности
личности;
умение оценивать свои возможности и согласовывать действия в
опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами,
21

определять их способы, контролировать и корректировать их в
соответствии с изменениями обстановки;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, формулировать термины и понятия в
рамках Программы;
- владение приемами действий и способами применения средств защиты
в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера.
-

-

-

-

-

-

Предметные результаты:
знание основ государственной системы Российской Федерации,
российского законодательства, направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений и убеждений о необходимости
отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного
характера и асоциального поведения;
сформированность представлений о здоровом и разумном образе жизни
как о средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности;
знание наиболее распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
знание основных мер защиты, в том числе в области гражданской
обороны, и правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности
граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва
и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы;
владение навыками строевой, огневой и тактической подготовки;
знание истории Вооруженных Сил и силовых структур России,
основных видов военно-профессиональной деятельности;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим и самопомощи при неотложных состояниях (при
травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания
об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
22

Оценка достижения результатов освоения Программы складывается
из внутренней и внешней оценок результатов освоения. Внутренняя оценка
определяется по результатам внутришкольного мониторинга обучающихся,
который отражает динамику
военно-патриотического
воспитания,
формирования гражданственности и физического развития, а также
формирования способности обучающихся к решению практических и
познавательных задач. Внешняя оценка характеризует уровень достижения
предметных и метапредметных результатов освоения Программы ВПК
обучаемыми (участие в смотрах, конкурсах, тематических соревнованиях,
мероприятиях различного уровня и.т.п.) и осуществляется внешними (по
отношению к МОУ СОШ № 50) органами.
Таким образом, оценка результативности Программы будет
осуществляться через:
- проведение совещаний и семинаров для руководителей военнопатриотических клубов, зам директоров по ВР;
- проведение встреч с ветеранами, военнослужащими, родителями;
- проведение открытых мероприятий, творческих отчетов, соревнований
внутри ВПК, через результативное участие в мероприятиях и
соревнованиях районного, городского, областного и окружного
масштаба;
- опросы обучающихся, педагогов и родителей.
Применительно к общей оценке результативности Программы в
качестве критериев и показателей степени достижения цели может быть
рассмотрен конечный результат воспитания - воспитанность личности
обучающегося, либо сформированность жизненно важных потенциалов
личности, его интеллектуальная, нравственная, гражданская, физическая
развитость. Критерии, показатели и методики изучения уровня
воспитанности обучающихся, сформированности жизненно важных
потенциалов подбираются школьным психологом (например, методики
Капустиной Н.П., Степанова Е.Н., Щурковой Н.Е. и др.)
В целом, система оценки достижения планируемых результатов
реализации Программы предполагает комплексный подход к оценке всех трех
групп результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.

23

4. Формы и виды контроля
Раздел Программы

Формы контроля

Общефизическая подготовка

Практическое выполнение упражнений
(правильность), сдача зачетов

Строевая подготовка

Практическое выполнение упражнений
(правильность), сдача зачетов, смотры строя
и песни

Основы выживаемости

Устный зачет, тестирование, зачет в
условиях похода одного дня, игра на
местности

Ориентирование и топография

Устный зачет, тестирование, зачет в
условиях похода одного дня, игра на
местности

Стрелковая подготовка

Устный зачет, сдача нормативов,
контрольные соревнования

История Вооруженных Сил и
силовых структур России

Собеседование, познавательные игры,
викторины, проекты

Комплексный контроль знаний и умений осуществляется посредством
участия обучающихся в показательных выступлениях, в различных конкурсах,
смотрах, соревнованиях военно-спортивной и военнопатриотической
направленности, в учебно-полевых сборах и др.
Несмотря на широкое использование различных форм контроля,
важнейшей частью Программы является психодиагностика, предназначенная
для изучения индивидуальных особенностей обучающихся, уровня
сплоченности коллектива, оценки общего морально-психологического климата
коллектива.
Часть психодиагностических методик проводится самостоятельно, часть
- с привлечением школьного педагога-психолога. Психологическая
диагностика проводится в начале и в конце учебного года, или по
необходимости.
5. Методические рекомендации
Методика работы по Программе характеризуется общим поиском
эффективных педагогических технологий и форм,
позволяющих
конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств
24

подростков, решение их индивидуально-личностных проблем, так и на
совершенствование среды их жизнедеятельности.
Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и
укрепление своего здоровья, на формирование стойких и действенных
интересов к физической культуре, туризму и спорту, к военному делу,
профессиям военного, сотрудника правоохранительных органов, спасателя,
положительного отношения к службе в ВС РФ происходит лишь на основе
положительно-эмоционального отношения подростков как к своим
действиям, так и к тем взрослым людям, которые организуют их
деятельность, обучают, контролируют и т.п. Поэтому весьма значимым
является вопрос поиска и использования эмоционально привлекательных
форм и методов организации работы военно-патриотического клуба для
школьников.
При реализации Программы необходимо читывать тягу подростков к
романтике приключений, их стремление испытывать себя в трудных
ситуациях. Именно поэтому занятия должны проводиться на высоком
эмоциональном уровне, с использованием современных игровых,
соревновательных технологий и максимальным увеличением доли
практических занятий, особенно в природных условиях.
Наиболее привлекательными и ценными в воспитательном и
оздоровительном отношении является участие юнармейцев в таких
мероприятиях как школьный военно-спортивный праздник, посвященный
дню Защитника Отечества, День призывника, традиционная ежегодная
общешкольная военно-патриотическая игра «Равнение на Победу» и др.
Учитывая высокую степень самостоятельности и организованности
старшеклассников, рекомендуется активно использовать проектную форму,
коллективное и индивидуальное выполнение творческих работ поискового и
исследовательского характера.
Ежегодно из числа наиболее подготовленных юнармейцев
формируются команды для участия в районных, городских, областных и
окружных соревнованиях военно-спортивного и военно-патриотического
направления.
Достаточно подготовленные юнармейцы в качестве инструкторов
проводят подготовку команд классов для участия в школьных соревнованиях
и конкурсах.
Условия реализации Программы
- качественный подбор педагогов, работающих с юнармейцами;
- наличие современной учебно-материальной базы;
25

- постоянное повышение профессионального мастерства педагогов;
- эффективное взаимодействие ВПК «Орленок - 50» с воинскими
частями, военными комиссариатами, общественными организациями
военно-патриотической направленности и другими детскими и
юношескими военно-патриотическими клубами.
6. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Одним из важнейших условий эффективности реализации Программы
является наличия соответствующего материально-технического оснащения.
Для проведения учебных, тренировочных занятий ВПК «Орленок - 50»,
соревнований, различные мероприятия военно-спортивной и военнопатриотической направленности используется материально-техническая база
для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их
полготовки по основам военной службы МОУ СОШ № 50.
Материально-техническая база для обучения граждан начальным
знаниям в области обороны и их полготовки по основам военной службы
МОУ СОШ № 50 представляет собой совокупность помещений и площадок,
оснащенных учебным имуществом и оборудованных тренажерами и
различными материальными средствами обучения, используемыми для
формирования у учащихся широкого комплекса общих учебных и
предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими
познавательную, информационную, коммуникативную компетентности.
Материально-техническая база совершенствуется в соответствии с
требованиями, предъявляемые к оснащению образовательного процесса в
условиях ввода государственного стандарта по основам безопасности
жизнедеятельности, а также в соответствии с требованиями руководящих
нормативно-правовых документов Министерства образования и науки РФ и
Министерства обороны РФ.
В состав элементов материально-технической оснащенности, в
частности входит:
- кабинет ОБЖ (оборудование, учебно-методическая литература, учебнонаглядные пособия, медицинское имущество);
- стрелковый тир для пневматического оружия;

26

-

спортивный и тренажерный залы;
спортивный городок на школьном дворе;
общешкольный спортинвентарь;
пневматические винтовки;
массогабаритные макеты (5,45-мм) автомата Калашникова АК-74;
комплекты защитной и спортивной формы и др.

Оснащение кабинета ОБЖ, нормативно-правовые документы, учебная
литература для обучающихся и методическая литература для преподавателей,
учебно-наглядные пособия (наборы плакатов и электронных изданий,
средства индивидуальной защиты, приборы и др.), медицинское имущество
(индивидуальные средства медицинской защиты, сумка СМС, перевязочные
средства и шовные материалы, медицинские расходные предметы, приборы,
инвентарное санитарно-хозяйственное имущество и др.) соответствует
требованиям Приложения №1
Инструкции об
организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы (утв. совместными
приказами Минобороны РФ № 96 и Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 г.).

27

Список использованной литературы и пособий
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.,
Айрис- пресс, 2002.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование,
2005, № 4.
3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и
подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев.
- М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в
социалистическом обществе. - М., 2005.
5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе? Практическое пособие .-М.: АРКТИ, 2005
6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры /
Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.
7. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения,
музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т.
А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007.
8. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников, 2005, № 8.
9. Кофман А. Л. Программа дополнительного образования «Честь и
мужество» // Сборник «Программы дополнительного образования
детей». - М., 2006.
10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию
гражданственности: 5-10 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Организация военно-патриотического клуба (методическое пособие) /
под ред. Ю.В. Афанасьева, К.Р. Конюхова. - Москва, 2009.
12. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по
основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А.
Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И.
Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002.
13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование,
конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006.
14. Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и
молодёжью по программам духовно-нравственного и военнопатриотического воспитания / К.С. Поваров. - Москва: ИЭОПГКО,
2007.
15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе.— М., 2000.
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».