Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 681000: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Краснофлотская 44, корп 2. mail: sch50kms@yandex.ru;тел:8(4217)527-228 Принят решением Педагогического совета протокол № 10 от 22.05.2024 Утверждаю директор МОУ СОШ №50 ___________________И.Г.Бензар приказ № 212 от 21.06.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №50 для учащихся с ОВЗ (обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.1) (ФГОС) на 2024-2025 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре 2024г. Учебный план МОУ СОШ №50, реализующий АООП НОО, является важнейшим нормативным документом по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Учебный план начального общего образования определяет: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся; структуру обязательных предметных областей; перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения); учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. общий объем нагрузки и максимальный объум аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план начального общего образования для учащихся с ОВЗ является частью организационного раздела основной образовательной программы и формируется в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (c изменениями от 04.08.2023); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 21.05.2021 № 286 (с изменениями приказы Минобрнауки РФ от 18 июля 2022 года N 569, от 8 ноября 2022 года N 955); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598; Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115; Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 50 для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1); Рекомендациями по введению ФГОС для детей с ОВЗ (письмо МКУ «Информационнометодический центр г. Комсомольска-на-Амуре» от 03.10.2016 № 01-11/32); Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28). Продолжительность обучения в начальной школе – 4 года. Для выполнения АООП НОО и реализации ФГОС обучение в 1-4 классах ведется по УМК «Школа России». В учебном плане выделяются 2 раздела: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. В обязательной части реализуются основные общеобразовательные образовательные программы, обеспечивающие единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирующие овладение выпускниками образовательного учреждения ФГОС содержания образования обучающихся. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлена коррекционными курсами, предназначенными для реализации задач коррекционной подготовки. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МОУ СОШ 50. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими, психо-коррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Особенностью учебного плана коррекционно-развивающих классов для учащихся, имеющих заключение ПМПК «Обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) в образовательной организации» является дифференцированность и разнонаправленность. Учебный план сохраняет единое образовательное пространство страны, позволяет удовлетворить образовательные потребности населения, гарантирует овладение выпускниками с ОВЗ необходимого объема знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования на ступени основного общего образования. Для реализации образовательных задач в начальной школе для обучающихся задержкой психического развития по варианту 7.1 содержание образования представлено теми же образовательными областями, что и у обучающихся без ограниченных возможностей здоровья, но в учебный план включены коррекционные занятия. Коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 20 минут, на групповые занятия – 40 минут. В связи с низким уровнем сформированности учебных умений и навыков обучающихся, коррекционные (индивидуально-групповые) занятия направлены на коррекцию индивидуальных недостатков познавательной деятельности, для восстановления пробелов в знаниях по учебным предметам и распределены следующим образом: 3 часа в неделю – коррекция психических процессов и 2 часа в неделю – коррекция речи. Такая программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; осуществляет индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учетом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); дает возможность учащимся освоить основную образовательную программу; обеспечивает интеграцию учащихся в образовательном учреждении. Формы промежуточной аттестации В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объѐма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Проведение промежуточной аттестации закреплено локальным актом школы – Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Решением педагогического совета ОУ устанавливаются форма, порядок проведения, периодичность и система оценок при промежуточной аттестации обучающихся за год не позднее 3-х месяцев до проведения годовой промежуточной аттестации. Данное решение утверждается приказом руководителя Учреждения и в 3-х дневный срок доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей). Годовая промежуточная аттестация обучающихся 2-4х классов проводится на основе контрольных диагностических работ (математика, русский язык) и комплексной работы по окружающему миру. Контрольные мероприятия проводятся в период с 20 апреля по 30 мая текущего учебного года по расписанию, утвержденному директором школы. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного расписания. От годовой промежуточной аттестации на основании справок из медицинских учреждений освобождаются дети-инвалиды, а также обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что они успевают по всем предметам. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится в течение учебного периода (четверть) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем (разделов) образовательной программы учебного предмета за оцениваемый период, прочности предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. Порядок, формы, периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся определены рабочей программой учебного предмета. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости обучающихся (письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю директора по УВР за каждую четверть, утверждается директором школы и является открытым для всех педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей). Текущий контроль успеваемости обучающихся 1х классов и 1-2 четверти 2х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе. Успеваемость всех обучающихся 3-4 классов и 3-4 четверти 2х классов подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной шкале. Учебный план НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. 5-и дневная неделя Предметные Учебные Кол-во часов в нед./год области предметы 1 2 3Г 4 Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5/165 5/170 5/170 5/170 литературное Литературное 4/132 4/136 4/136 4/136 чтение чтение Иностранные языки Иностранный язык (английский язык) Математика Всего 20/675 16/540 - 2/68 2/68 2/68 6/204 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 - - - 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Изобразительное искусство Труд (технология) Адаптивная физическая культура 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 2/66 2/68 3/102 2/68 8/270 22/748 23/782 23/782 88/2972 1 1 0 0 2/67 0,5/16,5 0,5/16,5 0,5/17 0,5/17 - - 1/33,5 1/33,5 ИТОГО: 21/693 Максимально допустимая недельная 21 нагрузка Внеурочная деятельность 10 23/782 23 23/782 23 23/782 23 90/3039 90 10 10 10 40 5 3 2 5/165 5 3 2 5/170 5 3 2 5/170 5 3 2 5/170 25 12 8 25/675 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура ИТОГО: 20/660 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Смысловое чтение Математическая грамотность Коррекционно-развивающие занятия: Коррекция психических процессов Коррекция речи Направления внеурочной деятельности Направленность Название курса I Развитие ценностного отношения к Родине, природе, человеку, 1. Разговоры о важном культуре, знаниям, здоровью. 2. Дополнительн II Реализация ые занятия для интеллектуальн школьников (в ых и том числе для социокультурных детей с ОВЗ), потребностей испытывающи обучающихся. е затруднения в освоении учебных программ 3. Абилимпикс III Занятие по функциональной грамотности школьников . 1/33 1/34 - 1/34 3/101 - - 1/34 - 1/34 4. Семьеведение 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 4. Финансовая грамотность 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 5. Школа IV Занятие направленные на безопасности удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся .