Ритмика и танец 1-2 кл 2023-24

Программа внеурочной деятельности
«Ритмика и танец»
Ступень обучения: начальное общее образование , 1-2 классы
Количество часов: 68
Уровень базовый
Учитель: Бабуева Ч.Б.

г. Комсомольск-на-Амуре
2023 – 2024 гг.

Содержание

1. Пояснительная записка.
2. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения предмета
ритмики.
3. Содержание предмета ритмики.
4. Календарно-тематическое планирование.
5. Средства, необходимые для реализации программы.
6. Литература.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
программы по учебным предметам и рабочим программам: И.А. Винер, Н.М. Горбулина,
О.Д. Цыганкова.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать
ритм и гармонично развивают тело.
С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей
и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Ритмика –
исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее
характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения
используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное
содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих
движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. В этом и
новизна, и актуальность, и педагогическая целесообразность предмета ритмики.
Восприятие музыки – активный слуха - двигательный процесс. Через движение ребенок
ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной
выразительности (ритм, темп, динамика). Репертуар музыкальных произведений, и само
восприятие музыки, анализ музыкальных произведений расширяют и углубляют
музыкальный кругозор ребенка, пополняя знания о музыке, эпохе, композиторах, средствах
музыкальной выразительности, музыкальных терминах, способствуют формированию
музыкально-эстетического сознания и культуры ребенка. Занятия ритмики проходят под
музыкальное сопровождение, это способствует глубокому воздействию на центры нервной
системы ребенка, естественно вовлекая его в процесс эмоционального переживания
музыки.
Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у
детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные
музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и
выразительность жестов. Ритмика способствует правильному физическому развитию и
укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и
общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память,
обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной,
гармонически развитой личности. Данная программа построена с учетом анатомофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста их индивидуальных
физических возможностей. Занятия принесут детям радость от общения с музыкой,
разовьют творческие способности.
Целью занятий ритмикой является формирование основ здорового образа жизни,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию
школьников.
Задачи программы:
1. Развивать основы музыкальной культуры.
2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического
сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать
музыку в движении.
3. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в
движении, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами
музыкальной выразительности.
4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку,
музыкально-ритмические чувства).

5. Учить детей:
 определять музыкальные жанры (танец, марш, песня),
 определять виды ритмики (танец, игра, упражнение).
 понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки,
быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно-громкая, тихая
музыка и т.д.).
6. Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой
музыкального произведения.
7. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в
танцах-играх, хороводах, упражнениях.
8. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.
Программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают
требованиям, заложенным в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования:
 общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на
основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира,
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного
процесса;
 задачам образования – развитию способностей к художественно - образному,
эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства,
выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему
миру, опоре на предметные, мета предметные и личностные результаты
обучения.
Урок в начальной школе состоит из 5 частей:
1часть: Разминка
2 часть: Упражнения на совершенствование навыков основных движений (все виды
ходьбы, бега, подскоков и т.д.)
3 часть: Партерная гимнастика.
4

часть: Танцевальные композиции.

5

часть: Музыкальные игры.

Результаты работы показываются в форме открытого занятия, а также на школьных
праздниках, фестивалях.
В учебном плане образовательного учреждения на изучение предмета «Ритмика»
отводится 1 час в неделю, в 1 классе 33 часа, во 2 классе 34 часа. Продолжительность урока
ритмики - 40 минут.
Предметными результатами изучения учениками курса ритмики являются:
1. формирование
музыкальной
культуры,
развитие
эмоциональной
заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления,
воображения, вкуса.
2. эмоциональное восприятие музыкального произведения, определение основного
настроения и характера;

3. положительное отношение к предмету ритмики, желание передавать содержание
музыки в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности,
формой музыкального произведения;
4. выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций в соответствии с
характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального
произведения;
5. выполнение детьми различных творческих заданий по созданию музыкальных
этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды
ходьбы, бега, подскоков, галопа).
6. развитие у детей пространственного мышления и пространственное воображения в
творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов,
танцевальных композиций.
7. умение общаться в танце с партнером, слаженно исполнять танцевальные
композиции в коллективе.
Мета предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. принимать учебную задачу;
2. понимать позицию слушателя при восприятии музыкальных образов, характерных
особенностей танцев;
3. осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него
видах музыкально-ритмической деятельности;
4. адекватно воспринимать предложения учителя;
5. принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
6. принимать позицию исполнителя музыкально- ритмических упражнений,
композиций, танцев;
7. воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей в отношении
исполнения музыкально-ритмических композиций, танцев.
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в информационном материале предмета ритмики, осуществлять
поиск нужной информации в Музыкальном словаре и других справочниках;
2. использовать простые символические варианты музыкальной записи (термины,
основные музыкально-теоретические понятия);
3. первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
4. находить в музыкальном тексте разные части;
5. понимать содержание музыки, средства музыкальной выразительности, форму
музыкального произведения;
6. составлять простое схематическое изображение формы музыкального произведения.
Коммуникативные УУД:
1. воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
2. учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
3. принимать участие в коллективной музыкально - ритмической деятельности,
учиться общаться в паре с партнером;
4. понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают,
учитель аккомпанирует, дети танцуют и т.д.);
5. контролировать свои действия в коллективной работе;
6. исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные
функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
7. использовать простые речевые средства для передачи мелодии, движения при
исполнении движений под музыку;
8. следить за действиями других участников в процессе музыкально-ритмической
деятельности.

Предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются
формирование следующих умений:
1. воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;
2. различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
3. выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию;
4. воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального
произведения в движении;
5. отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
6. воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях,
творческих заданиях;
7. слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные
части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики,
настроения;
8. находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
9. различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения
(форте – пиано и др.).
10. выразительно исполнять музыкально-ритмические задания, упражнения,
композиции, игры;
11. воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко,
тихо) особенности музыки;
12. развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в
творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов,
танцевальных композиций.
2-й класс.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса ритмики во
2-м классе является формирование следующих умений:
1. формирование музыкальной культуры, активизации музыкального восприятия,
мышления, воображения и других психических процессов учащихся;
2. формирование ощущения свободы движений в передаче музыкально-образного
содержания и характерных особенностей музыки.
3. развитие инициативы и самостоятельности в выполнении творческих заданий по
созданию музыкальных этюдов на основе сформированных движений.
4. развитие у детей пространственного воображения в творческих заданиях по
созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.
Мета предметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
2. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией
учителя;
3. эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев
музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
4. выполнять действия в устной форме;
5. осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической
деятельности;
6. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в музыкальноритмических упражнениях, композициях, танцах, играх, импровизациях;
7. выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
8. выразительно выполнять музыкально-ритмические движения.
Познавательные УУД:

1. осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения,
полученные от взрослых (Музыкальный словарик, справочники, задания «Вспомни,
что ты знаешь о хороводе»);
2. расширять свои представления о музыке и средствах музыкальной выразительности,
теоретических знаниях;
3. пространственные ориентации в способах решения исполнительской задачи;
4. использовать простые символические варианты музыкальной записи, в том числе
карточки ритма;
5. читать простое схематическое изображение рисунка танца;
6. различать условные обозначения сравнивать разные части музыкального текста;
7. осуществлять поиск дополнительной информации о танцах, эпохе и т.д.
8. работать с музыкальными текстами: анализировать их, слышать ритмические
особенности, темп, форму произведения;
9. соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым
средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).
Коммуникативные УУД:
1. использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
2. исполнять музыкально- ритмические движения, танцы со сверстниками;
3. учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
4. принимать участие в коллективных импровизациях, инсценировках;
5. следить за действиями других участников в процессе коллективной музыкальноритмической деятельности;
6. контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
7. выражать свое мнение о музыке и танцах в процессе работы над исполнением
музыкально-ритмических движений.
Предметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются
формирование следующих умений:
1. эмоциональное восприятие музыки разнообразного содержания, различных жанров;
2. умение различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню,
танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
3. умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
доступного содержания;
4. различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
5. размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о разнообразии
чувств, передаваемых в музыке;
6. передавать содержание музыки, ее образа и характерные особенности танцев,
упражнений в движении;
7. выражать свои эмоции в музыкально-ритмической деятельности;
8. передавать характерные особенности танцев в коллективном исполнении;
9. воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые
ритмические группы;
10. сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
11. выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая смену
настроения в движении.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РИТМИКИ

1. Комплекс ритмической и партерной (упражнения на коврах) гимнастики.
2. Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами.
3. Детские спортивно-эстрадные танцы, народные, бальные и современные танцы.
4. Игровое танцевальное творчество.
4. Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№
Дата
Название темы
Кол-во
урока
часов
1
1
Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок, что такое
1
неделя «Ритмика». Основные понятия: громко - тихо, медленно и
быстро.
2
2
Ритмико-гимнастический комплекс. Знакомство с точками
1
неделя зала. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне.
Поклон (Приветствие). Музыкальные игры.
3
3
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука » 1
неделя изучение позиций рук. Ходы, проходки, прыжки по диагонали
танцевального зала. Танцевальная композиция «Ладошки».
Музыкальные игры.
4-5 4-5
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука » 2
неделя изучение позиций рук. Ходы, проходки, прыжки по диагонали
танцевального зала. Танцевальная композиция «Ладошки».
Музыкальные игры.
6
6
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука»1
неделя изучение позиций ног (1-3).Партерная гимнастика.
Танцевальная композиция «Ладошки». Музыкальные игры.
7
7
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука»1
неделя изучение позиций ног(1-3). Ходы, проходки, прыжки по
диагонали танцевального зала. Танцевальная композиция
«Ладошки». Музыкальные игры.
8
8
Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
1
неделя ног. Движения на развитие координации. Бег и прыжки.
Партерная гимнастика. Танцевальная композиция «Тучка».
Музыкальные игры.
9
9
Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
1
неделя ног. Партерная гимнастика. Изучение поворотов: на месте, с
продвижением вперёд и назад. Танцевальная композиция
«Тучка». Музыкальные игры.
10-11 10-11 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
2
неделя ног. Партерная гимнастика. Изучение поворотов: на месте, с
продвижением вперёд, назад, вправо и лево. Танцевальная
композиция «Тучка». Музыкальные игры.
12 12
Ритмико-гимнастический комплекс. Изучение позиций ног (41
неделя 5). Ходы, проходки , прыжки по диагонали танцевального зала.
Танцевальный шаг – подскок. Разучивание танцевального
этюда «Скоро, скоро новый год». Музыкальные игры.
13 13
Ритмико-гимнастический комплекс. Изучение позиций ног (41
неделя 5). Ходы, проходки , прыжки по диагонали танцевального зала.
Танцевальный шаг – подскок. Разучивание танцевального
этюда «Скоро, скоро новый год» . Музыкальные игры.

14
15

16
17-19
20-21

22-23

24-25

26

27-30

31
32
33

14
Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Партерная гимнастика. Разучивание танцевального этюда
«Скоро, скоро новый год». Музыкальные игры.
15
Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Бег и прыжки. Танцевальный шаг – галоп. Разучивание
танцевального этюда «Скоро, скоро новый год». Музыкальные
игры.
16
Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Партерная гимнастика. Разучивание танцевального этюда
«Барбарики». Музыкальные игры.
17-19 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Бег и прыжки. Танцевальный шаг – полька. Разучивание
танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры.
20-21 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Бег и прыжки. Танцевальный шаг – полька. Работа в
парах. Разучивание танцевального этюда «Барбарики».
Музыкальные игры.
22-23 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Бег и прыжки. Знакомство с рисунком танца (исполнение
комбинаций движений по кругу и диагонали). Разучивание
танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры.
24-25 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Бег и прыжки. Знакомство с рисунком танца (исполнение
комбинаций движений по кругу и диагонали). Разучивание
танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры.
26
Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Партерная гимнастика. Знакомство с рисунком танца
(исполнение комбинаций движений по линиям). Разучивание
танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры.
27-30 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и
неделя ног. Бег, прыжки, ходы и проходки. Знакомство с рисунком
танца (исполнение комбинаций движений по линиям).
Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные
игры.
31
Ритмико-гимнастический комплекс. Закрепление пройденного
неделя материла. Исполнение танцевальных этюдов «Ладошки»,
«Тучка», «Барбарики». Музыкальные игры.
32
Ритмико-гимнастический комплекс. Закрепление пройденного
неделя материла. Исполнение танцевальных этюдов «Ладошки»,
«Тучка», «Барбарики». Музыкальные игры.
33
Итоговая работа
неделя
ИТОГО
Календарно-тематическое планирование
2 класс

1
1

1
3
2

2

2

1

4

1
1
1
33

№

Дата

урока
1
1
неделя
2

3-4

5-9

10-11

12

13-14

15-19

20-23

24

25

Название темы

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке,
при выполнении упражнений и разучивании танцев. Что
такое ритмика. Основные понятия о стилях и видах
танцевального искусства.
2 неделя Ритмико-гимнастический комплекс. Определение точек
зала, основные понятия перемещения по залу (по линии
танца и против линии танца). Поклон (Приветствие).
Музыкальные игры.
3-4
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » позиции рук и ног. Ходы, проходки, прыжки по кругу.
Знакомство с танцевальной композицией «Полька».
Музыкальные игры.
5-9
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » позиции рук и ног. Ходы, проходки, прыжки по кругу.
Знакомство с танцевальной композицией «Полька».
Основные шаги танца. Музыкальные игры.
10-11
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » плие по 1 и 2 поз. Ходы, проходки, прыжки по кругу.
Знакомство с танцевальной композицией «Полька».
Основные шаги танца. Музыкальные игры.
12
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » плие по 1 и 2 поз. Партерная гимнастика. Знакомство с
танцевальной композицией «Полька». Основные шаги
танца-подскок. Музыкальные игры.
13-14
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » релеве. Партерная гимнастика. Танцевальная композиция
«Полька». Основные шаги танца - галоп. Музыкальные
игры.
15-19
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » плие и релеве. Ходы, проходки, прыжки по кругу.
Танцевальная композиция «Полька». Основные шаги танца
– галоп (с продвижением спиной и лицом к центру круга).
Музыкальные игры.
20-23
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » батман тендю. Ходы, проходки, прыжки по кругу.
Знакомство с танцевальной композицией «Поварята».
Работа в парах. Музыкальные игры.
24
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя » батман тендю (крестом). Ходы, проходки, прыжки по
кругу. Знакомство с танцевальной композицией
«Поварята». Работа в парах. Музыкальные игры.
25
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
неделя ». Пор де бра 1 и 2 форма. Партерная гимнастика.
Танцевальная композиция «Поварята». Музыкальные
игры.

Кол-во
часов
1

1

2

5

2

1

2

5

4

1

1

26-30 26-30
неделя
31

31
неделя

32

32
неделя

33

33
неделя

34

34
неделя

Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
». Пор де бра 1 и 2 форма Ходы, проходки, прыжки по
кругу. «Поварята». Музыкальные игры.
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
». Пор де бра 3 и 4 форма. Партерная гимнастика.
Танцевальная композиция «Поварята». Музыкальные
игры.
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
». Пор де бра (1,2,3,4 форма). Ходы, проходки, прыжки по
кругу. Танцевальная композиция «Поварята».
Музыкальные игры.
Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука
». Повторение пройденного матерьяла. Ходы, проходки,
прыжки по кругу. Танцевальная композиция «Полька»,
«Поварята». Музыкальные игры.
Итоговая работа

5

1

ИТОГО

34

1

1

1

5. ЛИТЕРАТУРА.
1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение,
1984.
4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский
композитор, 1984.
6. Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для
подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка,
1969.
12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей
младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей
дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор,
1979.
14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. –
М.: Музыка, 1984.
15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский
композитор, 1989.
16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский
композитор, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».