Программа внеурочной деятельности «Ритмика и танец» Ступень обучения: начальное общее образование , 1-2 классы Количество часов: 68 Уровень базовый Учитель: Бабуева Ч.Б. г. Комсомольск-на-Амуре 2023 – 2024 гг. Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения предмета ритмики. 3. Содержание предмета ритмики. 4. Календарно-тематическое планирование. 5. Средства, необходимые для реализации программы. 6. Литература. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа по ритмике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы по учебным предметам и рабочим программам: И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. Направленность программы – художественно-эстетическая. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. В этом и новизна, и актуальность, и педагогическая целесообразность предмета ритмики. Восприятие музыки – активный слуха - двигательный процесс. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика). Репертуар музыкальных произведений, и само восприятие музыки, анализ музыкальных произведений расширяют и углубляют музыкальный кругозор ребенка, пополняя знания о музыке, эпохе, композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных терминах, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания и культуры ребенка. Занятия ритмики проходят под музыкальное сопровождение, это способствует глубокому воздействию на центры нервной системы ребенка, естественно вовлекая его в процесс эмоционального переживания музыки. Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Данная программа построена с учетом анатомофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста их индивидуальных физических возможностей. Занятия принесут детям радость от общения с музыкой, разовьют творческие способности. Целью занятий ритмикой является формирование основ здорового образа жизни, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию школьников. Задачи программы: 1. Развивать основы музыкальной культуры. 2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении. 3. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движении, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности. 4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкально-ритмические чувства). 5. Учить детей: определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), определять виды ритмики (танец, игра, упражнение). понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.). 6. Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой музыкального произведения. 7. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах-играх, хороводах, упражнениях. 8. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды. Программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; задачам образования – развитию способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, мета предметные и личностные результаты обучения. Урок в начальной школе состоит из 5 частей: 1часть: Разминка 2 часть: Упражнения на совершенствование навыков основных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков и т.д.) 3 часть: Партерная гимнастика. 4 часть: Танцевальные композиции. 5 часть: Музыкальные игры. Результаты работы показываются в форме открытого занятия, а также на школьных праздниках, фестивалях. В учебном плане образовательного учреждения на изучение предмета «Ритмика» отводится 1 час в неделю, в 1 классе 33 часа, во 2 классе 34 часа. Продолжительность урока ритмики - 40 минут. Предметными результатами изучения учениками курса ритмики являются: 1. формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса. 2. эмоциональное восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; 3. положительное отношение к предмету ритмики, желание передавать содержание музыки в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения; 4. выразительное исполнение музыкально-ритмических композиций в соответствии с характером, средствами музыкальной выразительности, формой музыкального произведения; 5. выполнение детьми различных творческих заданий по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных) на основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, галопа). 6. развитие у детей пространственного мышления и пространственное воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций. 7. умение общаться в танце с партнером, слаженно исполнять танцевальные композиции в коллективе. Мета предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1. принимать учебную задачу; 2. понимать позицию слушателя при восприятии музыкальных образов, характерных особенностей танцев; 3. осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкально-ритмической деятельности; 4. адекватно воспринимать предложения учителя; 5. принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; 6. принимать позицию исполнителя музыкально- ритмических упражнений, композиций, танцев; 7. воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей в отношении исполнения музыкально-ритмических композиций, танцев. Познавательные УУД: 1. ориентироваться в информационном материале предмета ритмики, осуществлять поиск нужной информации в Музыкальном словаре и других справочниках; 2. использовать простые символические варианты музыкальной записи (термины, основные музыкально-теоретические понятия); 3. первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; 4. находить в музыкальном тексте разные части; 5. понимать содержание музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения; 6. составлять простое схематическое изображение формы музыкального произведения. Коммуникативные УУД: 1. воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; 2. учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; 3. принимать участие в коллективной музыкально - ритмической деятельности, учиться общаться в паре с партнером; 4. понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети танцуют и т.д.); 5. контролировать свои действия в коллективной работе; 6. исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); 7. использовать простые речевые средства для передачи мелодии, движения при исполнении движений под музыку; 8. следить за действиями других участников в процессе музыкально-ритмической деятельности. Предметными результатами изучения курса ритмики в 1-м классе являются формирование следующих умений: 1. воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания; 2. различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши; 3. выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию; 4. воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения в движении; 5. отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов; 6. воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях, творческих заданиях; 7. слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения; 8. находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей; 9. различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.). 10. выразительно исполнять музыкально-ритмические задания, упражнения, композиции, игры; 11. воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки; 12. развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций. 2-й класс. Личностными результатами изучения предметно-методического курса ритмики во 2-м классе является формирование следующих умений: 1. формирование музыкальной культуры, активизации музыкального восприятия, мышления, воображения и других психических процессов учащихся; 2. формирование ощущения свободы движений в передаче музыкально-образного содержания и характерных особенностей музыки. 3. развитие инициативы и самостоятельности в выполнении творческих заданий по созданию музыкальных этюдов на основе сформированных движений. 4. развитие у детей пространственного воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций. Мета предметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; 2. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; 3. эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; 4. выполнять действия в устной форме; 5. осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической деятельности; 6. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в музыкальноритмических упражнениях, композициях, танцах, играх, импровизациях; 7. выполнять действия в опоре на заданный ориентир; 8. выразительно выполнять музыкально-ритмические движения. Познавательные УУД: 1. осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения, полученные от взрослых (Музыкальный словарик, справочники, задания «Вспомни, что ты знаешь о хороводе»); 2. расширять свои представления о музыке и средствах музыкальной выразительности, теоретических знаниях; 3. пространственные ориентации в способах решения исполнительской задачи; 4. использовать простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; 5. читать простое схематическое изображение рисунка танца; 6. различать условные обозначения сравнивать разные части музыкального текста; 7. осуществлять поиск дополнительной информации о танцах, эпохе и т.д. 8. работать с музыкальными текстами: анализировать их, слышать ритмические особенности, темп, форму произведения; 9. соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия). Коммуникативные УУД: 1. использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; 2. исполнять музыкально- ритмические движения, танцы со сверстниками; 3. учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; 4. принимать участие в коллективных импровизациях, инсценировках; 5. следить за действиями других участников в процессе коллективной музыкальноритмической деятельности; 6. контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат). 7. выражать свое мнение о музыке и танцах в процессе работы над исполнением музыкально-ритмических движений. Предметными результатами изучения курса ритмики во 2-м классе являются формирование следующих умений: 1. эмоциональное восприятие музыки разнообразного содержания, различных жанров; 2. умение различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню, танец, марш; воспринимать их характерные особенности; 3. умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания; 4. различать жанры народной музыки и основные ее особенности; 5. размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о разнообразии чувств, передаваемых в музыке; 6. передавать содержание музыки, ее образа и характерные особенности танцев, упражнений в движении; 7. выражать свои эмоции в музыкально-ритмической деятельности; 8. передавать характерные особенности танцев в коллективном исполнении; 9. воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы; 10. сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки; 11. выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая смену настроения в движении. 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РИТМИКИ 1. Комплекс ритмической и партерной (упражнения на коврах) гимнастики. 2. Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами. 3. Детские спортивно-эстрадные танцы, народные, бальные и современные танцы. 4. Игровое танцевальное творчество. 4. Календарно-тематическое планирование. 1 класс. № Дата Название темы Кол-во урока часов 1 1 Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок, что такое 1 неделя «Ритмика». Основные понятия: громко - тихо, медленно и быстро. 2 2 Ритмико-гимнастический комплекс. Знакомство с точками 1 неделя зала. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Поклон (Приветствие). Музыкальные игры. 3 3 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука » 1 неделя изучение позиций рук. Ходы, проходки, прыжки по диагонали танцевального зала. Танцевальная композиция «Ладошки». Музыкальные игры. 4-5 4-5 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука » 2 неделя изучение позиций рук. Ходы, проходки, прыжки по диагонали танцевального зала. Танцевальная композиция «Ладошки». Музыкальные игры. 6 6 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука»1 неделя изучение позиций ног (1-3).Партерная гимнастика. Танцевальная композиция «Ладошки». Музыкальные игры. 7 7 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука»1 неделя изучение позиций ног(1-3). Ходы, проходки, прыжки по диагонали танцевального зала. Танцевальная композиция «Ладошки». Музыкальные игры. 8 8 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и 1 неделя ног. Движения на развитие координации. Бег и прыжки. Партерная гимнастика. Танцевальная композиция «Тучка». Музыкальные игры. 9 9 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и 1 неделя ног. Партерная гимнастика. Изучение поворотов: на месте, с продвижением вперёд и назад. Танцевальная композиция «Тучка». Музыкальные игры. 10-11 10-11 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и 2 неделя ног. Партерная гимнастика. Изучение поворотов: на месте, с продвижением вперёд, назад, вправо и лево. Танцевальная композиция «Тучка». Музыкальные игры. 12 12 Ритмико-гимнастический комплекс. Изучение позиций ног (41 неделя 5). Ходы, проходки , прыжки по диагонали танцевального зала. Танцевальный шаг – подскок. Разучивание танцевального этюда «Скоро, скоро новый год». Музыкальные игры. 13 13 Ритмико-гимнастический комплекс. Изучение позиций ног (41 неделя 5). Ходы, проходки , прыжки по диагонали танцевального зала. Танцевальный шаг – подскок. Разучивание танцевального этюда «Скоро, скоро новый год» . Музыкальные игры. 14 15 16 17-19 20-21 22-23 24-25 26 27-30 31 32 33 14 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Партерная гимнастика. Разучивание танцевального этюда «Скоро, скоро новый год». Музыкальные игры. 15 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Бег и прыжки. Танцевальный шаг – галоп. Разучивание танцевального этюда «Скоро, скоро новый год». Музыкальные игры. 16 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Партерная гимнастика. Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры. 17-19 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Бег и прыжки. Танцевальный шаг – полька. Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры. 20-21 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Бег и прыжки. Танцевальный шаг – полька. Работа в парах. Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры. 22-23 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Бег и прыжки. Знакомство с рисунком танца (исполнение комбинаций движений по кругу и диагонали). Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры. 24-25 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Бег и прыжки. Знакомство с рисунком танца (исполнение комбинаций движений по кругу и диагонали). Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры. 26 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Партерная гимнастика. Знакомство с рисунком танца (исполнение комбинаций движений по линиям). Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры. 27-30 Ритмико-гимнастический комплекс. Повторение позиций рук и неделя ног. Бег, прыжки, ходы и проходки. Знакомство с рисунком танца (исполнение комбинаций движений по линиям). Разучивание танцевального этюда «Барбарики». Музыкальные игры. 31 Ритмико-гимнастический комплекс. Закрепление пройденного неделя материла. Исполнение танцевальных этюдов «Ладошки», «Тучка», «Барбарики». Музыкальные игры. 32 Ритмико-гимнастический комплекс. Закрепление пройденного неделя материла. Исполнение танцевальных этюдов «Ладошки», «Тучка», «Барбарики». Музыкальные игры. 33 Итоговая работа неделя ИТОГО Календарно-тематическое планирование 2 класс 1 1 1 3 2 2 2 1 4 1 1 1 33 № Дата урока 1 1 неделя 2 3-4 5-9 10-11 12 13-14 15-19 20-23 24 25 Название темы Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений и разучивании танцев. Что такое ритмика. Основные понятия о стилях и видах танцевального искусства. 2 неделя Ритмико-гимнастический комплекс. Определение точек зала, основные понятия перемещения по залу (по линии танца и против линии танца). Поклон (Приветствие). Музыкальные игры. 3-4 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » позиции рук и ног. Ходы, проходки, прыжки по кругу. Знакомство с танцевальной композицией «Полька». Музыкальные игры. 5-9 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » позиции рук и ног. Ходы, проходки, прыжки по кругу. Знакомство с танцевальной композицией «Полька». Основные шаги танца. Музыкальные игры. 10-11 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » плие по 1 и 2 поз. Ходы, проходки, прыжки по кругу. Знакомство с танцевальной композицией «Полька». Основные шаги танца. Музыкальные игры. 12 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » плие по 1 и 2 поз. Партерная гимнастика. Знакомство с танцевальной композицией «Полька». Основные шаги танца-подскок. Музыкальные игры. 13-14 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » релеве. Партерная гимнастика. Танцевальная композиция «Полька». Основные шаги танца - галоп. Музыкальные игры. 15-19 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » плие и релеве. Ходы, проходки, прыжки по кругу. Танцевальная композиция «Полька». Основные шаги танца – галоп (с продвижением спиной и лицом к центру круга). Музыкальные игры. 20-23 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » батман тендю. Ходы, проходки, прыжки по кругу. Знакомство с танцевальной композицией «Поварята». Работа в парах. Музыкальные игры. 24 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя » батман тендю (крестом). Ходы, проходки, прыжки по кругу. Знакомство с танцевальной композицией «Поварята». Работа в парах. Музыкальные игры. 25 Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука неделя ». Пор де бра 1 и 2 форма. Партерная гимнастика. Танцевальная композиция «Поварята». Музыкальные игры. Кол-во часов 1 1 2 5 2 1 2 5 4 1 1 26-30 26-30 неделя 31 31 неделя 32 32 неделя 33 33 неделя 34 34 неделя Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука ». Пор де бра 1 и 2 форма Ходы, проходки, прыжки по кругу. «Поварята». Музыкальные игры. Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука ». Пор де бра 3 и 4 форма. Партерная гимнастика. Танцевальная композиция «Поварята». Музыкальные игры. Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука ». Пор де бра (1,2,3,4 форма). Ходы, проходки, прыжки по кругу. Танцевальная композиция «Поварята». Музыкальные игры. Ритмико-гимнастический комплекс. «Танцевальная азбука ». Повторение пройденного матерьяла. Ходы, проходки, прыжки по кругу. Танцевальная композиция «Полька», «Поварята». Музыкальные игры. Итоговая работа 5 1 ИТОГО 34 1 1 1 5. ЛИТЕРАТУРА. 1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981. 2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979. 3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984. 4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980. 5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984. 6. Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984. 7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980. 8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971. 9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975. 10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971. 11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969. 12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981. 13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979. 14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984. 15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989. 16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.