ПРИМЕРНАЯ ВСЕОБЩАЯ 9+

ФГОС
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебнику

Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова
под редакцией С.П. Карпова

«Всеобщая история. История Нового времени.
1801–1914»
для 9 класса общеобразовательных учреждений

Автор-составитель
Т.Д. Стецюра

Соответствует
Федеральному государственному
образовательному стандарту

Москва
1

«Русское слово»
2018
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Планируемые результаты освоения курса на основе ПООП ООО
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Кроме того, реализация ФГОС предполагает в результате освоения основной образовательной программы достижения, помимо предметных результатов, о которых речь пойдёт речь ниже, личностных
и метапредметных результатов. Для курса всеобщей истории 9 класса отметим следующее направления
планируемых результатов.
Личностные результаты:

• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализа- ции
человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого
периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
• освоение гуманистических ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека,
культурам разных народов, живущих за рубежом и в России;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны;
• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучению
и познанию;
• развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
мировых тради- циях и народов России);
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и др.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы,
ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата
с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из
одной формы в другую;
• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
следова- ние морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

2

Планируемые предметные результаты освоения курса всеобщей истории на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося сформированы:

• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как
не- обходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности
исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой
истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений
прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других
народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных па- мятников своей страны и мира.
Выпускник научится:

— локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
— использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время,
об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях
значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
— анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени;
— составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях
всеобщей истории Нового времени;
— систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе
по всеобщей истории Нового времени;
— раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития государств мира в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «республика», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового
времени;
— объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени
(социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
— сопоставлять развитие государств в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
— давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:

— используя историческую карту, характеризовать государств в Новое время;
— использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
— сравнивать развитие государств в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
— применять знания по истории при составлении описаний исторических и культурных памятников,
объектов культурно-исторического наследия.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Р а з д е л I . РЕВОЛЮЦИИ И РЕАКЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ И МИРОВОМ
РАЗВИТИИ (5 ч.)
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение
империи. Венский конгресс; Ш.М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы
и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815–1849 гг.:
соци- альные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных,
либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Р а з д е л II. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ (3
ч.)
Страны Европы во второй половине ХIХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого
государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение
Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Р а з д е л III. ЕВРОПА НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (3 ч.)
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет.
Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение
и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Р а з д е л IV. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ В. (6
ч.)
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США во
второй половине ХIХ в.
Великобритания и её доминионы.
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861–1865). А. Линкольн.
Страны Западной и Центральной Европы
Государства Южной и Юго-Восточной
Европы Япония на пути модернизации.

Р а з д е л V. ВОСТОК В ОРБИТЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА. ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (6 ч.)
Страны Азии в ХIХ в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

4

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Р а з д е л VI. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ
АРЕНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (1 ч.)
Международные отношения в конце XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи.
Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира.
Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX–XX вв. Формирование
во- енно-политических блоков великих держав.
Новейшая история. Мир в 1900–1914 гг.

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Страны Европы и США в 1900–1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие.
Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения.
Международные конфликты начала ХХ века. Предпосылки и причины Первой мировой войны.

Р а з д е л VII. НАУКА, КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В XIX — НАЧАЛЕ XX В. (2
ч.)
Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей.
Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение
кинематографа.
Историческое и культурное наследие Нового времени. Деятели культуры: жизнь и
творчество. Резерв (2 ч.)

Календарно-тематическое и поурочное планирование
№ Тема урока (мауро- териалы учебка
ника)

Тип урока

Цели урока

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии

15

Империя Наполеона I.
&1

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление о внутренней
и внешней политике
Франции в первой десятилетие XIX в.

1. Найти в учебнике ответы на вопрос: «Почему во Франции стало возможным установление
единоличной власти Наполеона Бонапарта?»
2. Выполнение задания № 2 стр. 15, обратить
внимание на полномочия консула и императора.
3. Анализ исторической карты — задание № 6
на стр. 15 — характеристика успехов внешней
политики Наполеона.
4. Работа с таблицей. «Хроника военных компаний Наполеона Бонапарта в 1799–1815 гг.».

Народы против
Французской
империи
&2

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление о нарастании
кризисных явлений во
Французской империи
в 1807–1811 гг.

1. Выявление важнейших социально-политических процессов на захваченных территориях
на основе рассказа учителя.
2. Знакомство с текстами о восстании в Испании — материал учебника (п. 2 § 2, репродукция картины художника Ф. Гойя «3 мая 1808 г.
в Мадриде: расстрел повстанцев», а также
воспоминания генерала Лежёна). Такой анализ
поможет проиллюстрировать тезис предыдущей
работы.
3. С помощью исторических примеров подтвердить существование противоречий между Францией и Россией (на основе текста учебника).

Поход в Россию и крушение Французской империи
&3

Комбинированный

Сформировать преставление о причинах и последствиях крушения
империи Наполеона.

1. Работа с исторической картой «Нашествие
армии Наполеона на Россию» — определение
целей и стратегических планов похода против
России.
2. Работа с дополнительными информационными источниками: анализ фрагмента фильма
«Война и мир», реж. С. Бондарчук — «Наполеон в Москве».
С помощью иллюстративного материала учеб

Дата
проведения
план факт

Продолжение табл.
ника определить значение предпринятого русской армией манёвра.
3. Работа с учебником. Выявление причин поражения армии Наполеона.
4. Анализ исторического документа «Заключительный акт Венского конгресса». Определение
основных итогов наполеоновского периода в истории: реставрация монархии, возвращение к границам 1792 г, создание Священного союза с целью
поддержания монархических устоев в Европе.

16

Священный
союз и революционное
движение в Европе в 1820–
1830-е гг.
&4

Урок самостоятельного освоения знаний
и умений.

Сформировать представление обучающихся
о росте национальноосвободительного движения в Европе после
наполеоновских войн

Практикум работы с учебником.
Групповая работа на основании текста учебника

Освободительное движение
в Латинской
Америке в первой половине
XIX в.
&5

Урок общеметодологической
направленности

Сформировать представление о подъёме
национально-освободительного движения
в Латинской Америке
в первой трети XIX в.

1. Анализ политической карты Латинской Америки — определение принадлежности тех или
иных колоний метрополиям.
2. Выделение причин подъёма национально-освободительного движения с опорой на
учебник.
3. Доклады обучающихся — «Симон Боливар»,
«Мигель Идальго», «Хосе Морелос», «Мануэль
Бельграно» и «Хосе Сан Мартин»
4. Анализ исторического источника — «Доктрина Монро»
Сравнение общественно-исторических процессов в Европе и Латинской Америки. Необходимо создать условия для того, чтобы обучающиеся вышли на уровень обобщения этих
процессов, сформировали представления об
общности и закономерности

Раздел 2. Становление национальных государств в Европе
Урок отработки
Революции
в 1848–1849 гг. умений и реф

Сформировать представления обучающих

Фасилитированная дискуссия. Обсуждение
вопроса: «Почему революции 1848–1849
гг.

лексии

ся о революционных
событиях в Европе
в 1848–1849 гг.

в Европе оказались незавершёнными?»

Начало объУрок открытия
единения Ита- нового знания
лии и Германии
&7

Сформировать представление обучающихся
о характере исторических процессов, приведших к объединению
Италии и Германии.

1. Выявление причин процессов объединения
Италии и Германии, обозначая общее и уникальное.
2. Обозначение основных исторических событий в ходе процессов объединения.
3. Анализ исторических карт «Объединение
Италии»
(стр.
55
учебника)
и
«Объединение
Германии»
(стр.
64
учебника).

Внутренняя
политика
Наполеона III.
Франко-прусская война
и Парижская
коммуна
&8

Сформировать представления об истории
франко-прусской войны
и парижской коммуны

1. Работа с текстом учебника — составление
исторической справки о франко-прусской войне. Выделение причин, особенностей, исторического значения франко-прусской войны.
2. Анализ фрагмента исторического источника
Конституции Германии 1871. Определение полномочий императора и канцлера (стр. 63)
3. Анализ иллюстративного материала параграфа.
4. Использование дополнительных источников
информации: анализ фрагментов художественного фильма (по выбору учителя) — определения специфики исторического феномена
«Парижская коммуна».

в Европе
&6

17

Урок открытия
нового знания

Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы
Рост промышленного
производства
и зарождение
рабочего дви

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление о зарождении
и становлении индустриального общества

1. Заполнение таблицы о проявлениях промышленного переворота в отдельных отраслях
(задание № 2 стр. 78 учебника)
2. Создание ленты времени технических изобретений.

Продолжение табл.
жения в первой половине
XIX в.
&9

3. Фасилитированная дискуссия на тему:
«На- чало рабочего движения и чартизм в
Великоб- ритании»

ИндустриальУрок открытия
ные страны во нового знания
второй половине XIX — начале XX в.
& 10

Сформировать представление об основополагающих исторических
процессах, протекавших в странах «первого
эшелона» на рубеже
XIX и ХХ в.

1. Заполнение таблицы: «Профсоюзное движение в конце XIX — начале XX в.» (численный
рост, организационные формы, тактика движения и др.).
2. Обсуждение на тему: «Монополи:
предпо- сылки возникновения,
разновидности, пос- ледствия
деятельности».

Консервативные, либеральные и социалистические
идеи в XIX в.
& 11

Сформировать представление об идеологическом спектре политической системы XIX в.

1. Систематизация в таблице информации об
основных идейных течениях XIX в. (задание
№ 1, стр. 94 учебника).
2. Выступление с сообщениями об одном
из идеологов каждого политического
течения (на выбор)

Урок-практикум
работы с учебником

Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX — начале ХХ в.
18

Великобритания и её доминионы.
& 12

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление о Великобритании «викторианской
эпохи»

1. Характеристика политических и социальных
реформ, проведённых в Великобритании во
второй половине XIX — начале XX в.
2. Обсуждение на тему: «Портрет
исторической эпохи: викторианская Англия»
(задание № 2, стр. 104 учебника)
3. Составление исторического портрета одного
из крупных политических деятелей Великобритании второй половины XIX — начала XX в.

США во второй половине
XIX
—
начале XX в.
& 13

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление о социальноэкономическом и политическом развитии
США во второй половине XIX в.

1. Работа с исторической картой «Гражданская
война в США (1861–1865)
2. Составление исторической справки (суждение эксперта) по теме: «Причины
быстрого экономического развития США в
последней трети XIX в.» (задание № 8 стр.
115)
3. Работа с историческим источником (стр. 111)

Страны Западной и Цент

Урок отработки
умений и реф

Сформировать исторический образ Западной

1. Анализ исторических источников, представленных в параграфе.

ральной Европы в конце
XIX — начале
XX в.
& 14

лексии

19

и Центральной Европы
в XIX в.

2. Составление таблицы: «Сравнительная
характеристика Франции, Англии и АвстроВенгрии в последней трети XIX — начале XX в.»
(задание № 1, стр. 123)

Государства
Урок проектной
Южной и Юго- деятельности
Восточной
Европы
& 15

Развитие познавательного интереса к изучению истории малых
и средних стран Европы

1. Обсуждение на тему: «Проблемы внутреннего развития Балканских стран после обретения
ими независимости».
2. Работа над проектом: «Восточный вопрос
в России и Балканские войны 1912–1913 гг.»

Япония на
пути модернизации.
& 16

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление о «реформации Мэйдзи в Японии»

1. Составление исторического портрета императора Муцухито, с опорой на текст учебника
и дополнительные источники.
2. Работа с исторической картой: « Япония
в конце XIX — начале XX в.», характеристика
внешней политики Японии.
3. Рассмотрение проблемы: «Модернизация
в Японии: новые веяния и традиции»

Обобщение
и закрепление
по разделам
1–4

Повторительнообобщающий

Сформировать умение
применять полученные
знания

Решение познавательных задач

Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX — начале ХХ в.
Индия под
властью англичан
& 17

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление об особенностях социально- экономического развития
Индии под власти британской короны

1. Работа с картой на стр. 148–149. Определение территорий Индии, захваченных Великобританией в первой половине XX в.
2. Составление исторического портрета
М.К. Ганди.
3. Характеристика восстания сипаев.

«Опиумные
войны» и закабаление Китая
индустриальными державами
& 18

Урок общеметодологической
направленности

Сформировать представление о социальноэкономическом и политическом развитии
Китая во второй половине XIX — начале XX в.

1. Систематизация материала об «опиумных
войнах», заполнение таблицы (задание № 2 стр.
155).
2. Характеристика китайской революции
1911–1913 гг.
3. Составление исторического портрета Сунь
Ятсена.

Окончание табл.

20

Османская империя и Персия в XIX —
начале XX в.
& 19

Урок открытия
нового знания

Сформировать представление о социально-экономическом
и политическом развитии региона Ближнего
Востока (на примере
Персии и Турции)

1. Работа с исторической картой (стр. 165). Определение границ Османской империи, этнического и языкового состава этого государства.
2. Заполнение таблицы (стр. 166, № 2). Определения характера преобразований в Османской
империи в XIX веке.
3. Анализ предоставленного учителем материала о том, в чём заключается особенность
движения младотурков.
4. Сравнительный анализ революций в Турции
и Персии. Заполнение таблицы.

Завершение
колониального
раздела мира
& 20

Урок-практикум

Сформировать представление о политической карте мира к началу
ХХ веке

1. Работа с исторической картой «Африка
в конце XIX начале XX в.»
2. Характеристика колониальных владений
Великобритании, Франции, Германии, США.
3. Анализ исторического источника, представленного в параграфе (стр.173)

Колониализм:
последствия
для метрополий и колоний
& 21

Урок отработки
умений и рефлексии

Сформировать представление о неоднозначных последствиях колониализма

1. Характеристика процессов модернизации
в странах Азии.
2. Обсуждение на тему: «Место и значение
традиций в странах Востока в конце XIX начале
XX в.»
3. Сообщение на тему: «Миссионерство в странах Африки в XIX начале XX в.»

Латинская
Америка в мировой индустриальной
цивилизации
& 22

Урок рассмотрения проблемы

Сформировать представление о ключевых
противоречиях в развитии государств Латинской Америки на рубеже
XIX и XX

Рассмотрение проблемы: «Почему после освободительных революций в латиноамериканских
странах установились в основном дикторские
режимы».

Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX — начале ХХ в.
Военно-политические
союзы и международные
конфликты на
рубеже XIX–

Урок открытия
нового знания

Сформировать представления о формировании военно-политических союзов в Европе
в конце XIX — начале
XX вв. и нарастании

ХХ вв.
& 23

международной напряжённости накануне
Первой мировой войны

1. Составление хроники создания Тройственного союза и Антанты
2. Обсуждение
вопроса:
«
Внешнеполитичес- кие интересы ведущих
держав мира на рубеже XIX–ХХ вв.»
3. Работа с иллюстративным материалом параграфа

Раздел 7. Наука. Культура и искусство в XIX — начале ХХ в.
Урок проектной
деятельности

Сформировать представление о формировании научной картины
мира в XIX веке

Подготовка и защита проектов:
1. «Развитие военной техники в конце XIX —
начале XX вв.»; «Транспорт в конце XIX — начале XX вв.»;
2. «Научные открытия и технические изобретения, их взаимосвязь»

Культурное наследие XIX —
начала XX в.
& 25

Урок-практикум

Сформировать представление о динамике
в развитии культуры
и искусства в
контексте
общественно-исторического развития человечества

Подготовка и защита проектов:
1. «Импрессионизм в европейской и российской живописи XIX в.»
2. «Реализм в европейской и российской живописи XIX в.».
3. «Появление массовой культуры»

Повторительно- обобщающий урок «Новая история
XIX — начала
XX в.»

Повторительнообобщающий

Сформировать представления об общих
тенденциях исторического процесса
«долгого» XIX в.

1. Анализ исторических карт, исторических
источников, иллюстративного материала, художественных образов;
2. Систематизация, обобщение, формулирование выводов;
3. Проведение исторических параллелей, формулирование ключевых «трудных» вопросов,
а также «уроков истории».

Контрольнооценочный
урок

Урок развивающего контроля

Контроль и оценка
образовательных достижений обучающихся.

Тестирование
Решение познавательных задач

21

Технический
прогресс и развитие научной
картины мира
& 24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».