ФГОС ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова под редакцией С.П. Карпова «Всеобщая история. История Нового времени. 1801–1914» для 9 класса общеобразовательных учреждений Автор-составитель Т.Д. Стецюра Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту Москва 1 «Русское слово» 2018 ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Планируемые результаты освоения курса на основе ПООП ООО Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, реализация ФГОС предполагает в результате освоения основной образовательной программы достижения, помимо предметных результатов, о которых речь пойдёт речь ниже, личностных и метапредметных результатов. Для курса всеобщей истории 9 класса отметим следующее направления планируемых результатов. Личностные результаты: • формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализа- ции человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире; • приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса; • освоение гуманистических ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих за рубежом и в России; • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны; • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучению и познанию; • развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных мировых тради- циях и народов России); • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и др. Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются: • способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; • способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы; • умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; • овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи; • готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следова- ние морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.). 2 Планируемые предметные результаты освоения курса всеобщей истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы: • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как не- обходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных па- мятников своей страны и мира. Выпускник научится: — локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; — использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; — анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени; — составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени; — систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени; — раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития государств мира в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «республика», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; — объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); — сопоставлять развитие государств в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; — давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: — используя историческую карту, характеризовать государств в Новое время; — использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); — сравнивать развитие государств в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; — применять знания по истории при составлении описаний исторических и культурных памятников, объектов культурно-исторического наследия. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Р а з д е л I . РЕВОЛЮЦИИ И РЕАКЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ И МИРОВОМ РАЗВИТИИ (5 ч.) Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М. Талейран. Священный союз. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815–1849 гг.: соци- альные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма. Р а з д е л II. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ (3 ч.) Страны Европы во второй половине ХIХ в. Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Р а з д е л III. ЕВРОПА НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (3 ч.) Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Р а з д е л IV. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ В. (6 ч.) Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США во второй половине ХIХ в. Великобритания и её доминионы. Соединённые Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861–1865). А. Линкольн. Страны Западной и Центральной Европы Государства Южной и Юго-Восточной Европы Япония на пути модернизации. Р а з д е л V. ВОСТОК В ОРБИТЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (6 ч.) Страны Азии в ХIХ в. Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. 4 Война за независимость в Латинской Америке Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Народы Африки в Новое время Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов. Р а з д е л VI. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (1 ч.) Международные отношения в конце XIX в. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX–XX вв. Формирование во- енно-политических блоков великих держав. Новейшая история. Мир в 1900–1914 гг. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Страны Европы и США в 1900–1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Международные конфликты начала ХХ века. Предпосылки и причины Первой мировой войны. Р а з д е л VII. НАУКА, КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В XIX — НАЧАЛЕ XX В. (2 ч.) Развитие культуры в XIX в. Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Историческое и культурное наследие Нового времени. Деятели культуры: жизнь и творчество. Резерв (2 ч.) Календарно-тематическое и поурочное планирование № Тема урока (мауро- териалы учебка ника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся Раздел 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии 15 Империя Наполеона I. &1 Урок открытия нового знания Сформировать представление о внутренней и внешней политике Франции в первой десятилетие XIX в. 1. Найти в учебнике ответы на вопрос: «Почему во Франции стало возможным установление единоличной власти Наполеона Бонапарта?» 2. Выполнение задания № 2 стр. 15, обратить внимание на полномочия консула и императора. 3. Анализ исторической карты — задание № 6 на стр. 15 — характеристика успехов внешней политики Наполеона. 4. Работа с таблицей. «Хроника военных компаний Наполеона Бонапарта в 1799–1815 гг.». Народы против Французской империи &2 Урок открытия нового знания Сформировать представление о нарастании кризисных явлений во Французской империи в 1807–1811 гг. 1. Выявление важнейших социально-политических процессов на захваченных территориях на основе рассказа учителя. 2. Знакомство с текстами о восстании в Испании — материал учебника (п. 2 § 2, репродукция картины художника Ф. Гойя «3 мая 1808 г. в Мадриде: расстрел повстанцев», а также воспоминания генерала Лежёна). Такой анализ поможет проиллюстрировать тезис предыдущей работы. 3. С помощью исторических примеров подтвердить существование противоречий между Францией и Россией (на основе текста учебника). Поход в Россию и крушение Французской империи &3 Комбинированный Сформировать преставление о причинах и последствиях крушения империи Наполеона. 1. Работа с исторической картой «Нашествие армии Наполеона на Россию» — определение целей и стратегических планов похода против России. 2. Работа с дополнительными информационными источниками: анализ фрагмента фильма «Война и мир», реж. С. Бондарчук — «Наполеон в Москве». С помощью иллюстративного материала учеб Дата проведения план факт Продолжение табл. ника определить значение предпринятого русской армией манёвра. 3. Работа с учебником. Выявление причин поражения армии Наполеона. 4. Анализ исторического документа «Заключительный акт Венского конгресса». Определение основных итогов наполеоновского периода в истории: реставрация монархии, возвращение к границам 1792 г, создание Священного союза с целью поддержания монархических устоев в Европе. 16 Священный союз и революционное движение в Европе в 1820– 1830-е гг. &4 Урок самостоятельного освоения знаний и умений. Сформировать представление обучающихся о росте национальноосвободительного движения в Европе после наполеоновских войн Практикум работы с учебником. Групповая работа на основании текста учебника Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX в. &5 Урок общеметодологической направленности Сформировать представление о подъёме национально-освободительного движения в Латинской Америке в первой трети XIX в. 1. Анализ политической карты Латинской Америки — определение принадлежности тех или иных колоний метрополиям. 2. Выделение причин подъёма национально-освободительного движения с опорой на учебник. 3. Доклады обучающихся — «Симон Боливар», «Мигель Идальго», «Хосе Морелос», «Мануэль Бельграно» и «Хосе Сан Мартин» 4. Анализ исторического источника — «Доктрина Монро» Сравнение общественно-исторических процессов в Европе и Латинской Америки. Необходимо создать условия для того, чтобы обучающиеся вышли на уровень обобщения этих процессов, сформировали представления об общности и закономерности Раздел 2. Становление национальных государств в Европе Урок отработки Революции в 1848–1849 гг. умений и реф Сформировать представления обучающих Фасилитированная дискуссия. Обсуждение вопроса: «Почему революции 1848–1849 гг. лексии ся о революционных событиях в Европе в 1848–1849 гг. в Европе оказались незавершёнными?» Начало объУрок открытия единения Ита- нового знания лии и Германии &7 Сформировать представление обучающихся о характере исторических процессов, приведших к объединению Италии и Германии. 1. Выявление причин процессов объединения Италии и Германии, обозначая общее и уникальное. 2. Обозначение основных исторических событий в ходе процессов объединения. 3. Анализ исторических карт «Объединение Италии» (стр. 55 учебника) и «Объединение Германии» (стр. 64 учебника). Внутренняя политика Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна &8 Сформировать представления об истории франко-прусской войны и парижской коммуны 1. Работа с текстом учебника — составление исторической справки о франко-прусской войне. Выделение причин, особенностей, исторического значения франко-прусской войны. 2. Анализ фрагмента исторического источника Конституции Германии 1871. Определение полномочий императора и канцлера (стр. 63) 3. Анализ иллюстративного материала параграфа. 4. Использование дополнительных источников информации: анализ фрагментов художественного фильма (по выбору учителя) — определения специфики исторического феномена «Парижская коммуна». в Европе &6 17 Урок открытия нового знания Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы Рост промышленного производства и зарождение рабочего дви Урок открытия нового знания Сформировать представление о зарождении и становлении индустриального общества 1. Заполнение таблицы о проявлениях промышленного переворота в отдельных отраслях (задание № 2 стр. 78 учебника) 2. Создание ленты времени технических изобретений. Продолжение табл. жения в первой половине XIX в. &9 3. Фасилитированная дискуссия на тему: «На- чало рабочего движения и чартизм в Великоб- ритании» ИндустриальУрок открытия ные страны во нового знания второй половине XIX — начале XX в. & 10 Сформировать представление об основополагающих исторических процессах, протекавших в странах «первого эшелона» на рубеже XIX и ХХ в. 1. Заполнение таблицы: «Профсоюзное движение в конце XIX — начале XX в.» (численный рост, организационные формы, тактика движения и др.). 2. Обсуждение на тему: «Монополи: предпо- сылки возникновения, разновидности, пос- ледствия деятельности». Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX в. & 11 Сформировать представление об идеологическом спектре политической системы XIX в. 1. Систематизация в таблице информации об основных идейных течениях XIX в. (задание № 1, стр. 94 учебника). 2. Выступление с сообщениями об одном из идеологов каждого политического течения (на выбор) Урок-практикум работы с учебником Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX — начале ХХ в. 18 Великобритания и её доминионы. & 12 Урок открытия нового знания Сформировать представление о Великобритании «викторианской эпохи» 1. Характеристика политических и социальных реформ, проведённых в Великобритании во второй половине XIX — начале XX в. 2. Обсуждение на тему: «Портрет исторической эпохи: викторианская Англия» (задание № 2, стр. 104 учебника) 3. Составление исторического портрета одного из крупных политических деятелей Великобритании второй половины XIX — начала XX в. США во второй половине XIX — начале XX в. & 13 Урок открытия нового знания Сформировать представление о социальноэкономическом и политическом развитии США во второй половине XIX в. 1. Работа с исторической картой «Гражданская война в США (1861–1865) 2. Составление исторической справки (суждение эксперта) по теме: «Причины быстрого экономического развития США в последней трети XIX в.» (задание № 8 стр. 115) 3. Работа с историческим источником (стр. 111) Страны Западной и Цент Урок отработки умений и реф Сформировать исторический образ Западной 1. Анализ исторических источников, представленных в параграфе. ральной Европы в конце XIX — начале XX в. & 14 лексии 19 и Центральной Европы в XIX в. 2. Составление таблицы: «Сравнительная характеристика Франции, Англии и АвстроВенгрии в последней трети XIX — начале XX в.» (задание № 1, стр. 123) Государства Урок проектной Южной и Юго- деятельности Восточной Европы & 15 Развитие познавательного интереса к изучению истории малых и средних стран Европы 1. Обсуждение на тему: «Проблемы внутреннего развития Балканских стран после обретения ими независимости». 2. Работа над проектом: «Восточный вопрос в России и Балканские войны 1912–1913 гг.» Япония на пути модернизации. & 16 Урок открытия нового знания Сформировать представление о «реформации Мэйдзи в Японии» 1. Составление исторического портрета императора Муцухито, с опорой на текст учебника и дополнительные источники. 2. Работа с исторической картой: « Япония в конце XIX — начале XX в.», характеристика внешней политики Японии. 3. Рассмотрение проблемы: «Модернизация в Японии: новые веяния и традиции» Обобщение и закрепление по разделам 1–4 Повторительнообобщающий Сформировать умение применять полученные знания Решение познавательных задач Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX — начале ХХ в. Индия под властью англичан & 17 Урок открытия нового знания Сформировать представление об особенностях социально- экономического развития Индии под власти британской короны 1. Работа с картой на стр. 148–149. Определение территорий Индии, захваченных Великобританией в первой половине XX в. 2. Составление исторического портрета М.К. Ганди. 3. Характеристика восстания сипаев. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами & 18 Урок общеметодологической направленности Сформировать представление о социальноэкономическом и политическом развитии Китая во второй половине XIX — начале XX в. 1. Систематизация материала об «опиумных войнах», заполнение таблицы (задание № 2 стр. 155). 2. Характеристика китайской революции 1911–1913 гг. 3. Составление исторического портрета Сунь Ятсена. Окончание табл. 20 Османская империя и Персия в XIX — начале XX в. & 19 Урок открытия нового знания Сформировать представление о социально-экономическом и политическом развитии региона Ближнего Востока (на примере Персии и Турции) 1. Работа с исторической картой (стр. 165). Определение границ Османской империи, этнического и языкового состава этого государства. 2. Заполнение таблицы (стр. 166, № 2). Определения характера преобразований в Османской империи в XIX веке. 3. Анализ предоставленного учителем материала о том, в чём заключается особенность движения младотурков. 4. Сравнительный анализ революций в Турции и Персии. Заполнение таблицы. Завершение колониального раздела мира & 20 Урок-практикум Сформировать представление о политической карте мира к началу ХХ веке 1. Работа с исторической картой «Африка в конце XIX начале XX в.» 2. Характеристика колониальных владений Великобритании, Франции, Германии, США. 3. Анализ исторического источника, представленного в параграфе (стр.173) Колониализм: последствия для метрополий и колоний & 21 Урок отработки умений и рефлексии Сформировать представление о неоднозначных последствиях колониализма 1. Характеристика процессов модернизации в странах Азии. 2. Обсуждение на тему: «Место и значение традиций в странах Востока в конце XIX начале XX в.» 3. Сообщение на тему: «Миссионерство в странах Африки в XIX начале XX в.» Латинская Америка в мировой индустриальной цивилизации & 22 Урок рассмотрения проблемы Сформировать представление о ключевых противоречиях в развитии государств Латинской Америки на рубеже XIX и XX Рассмотрение проблемы: «Почему после освободительных революций в латиноамериканских странах установились в основном дикторские режимы». Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX — начале ХХ в. Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX– Урок открытия нового знания Сформировать представления о формировании военно-политических союзов в Европе в конце XIX — начале XX вв. и нарастании ХХ вв. & 23 международной напряжённости накануне Первой мировой войны 1. Составление хроники создания Тройственного союза и Антанты 2. Обсуждение вопроса: « Внешнеполитичес- кие интересы ведущих держав мира на рубеже XIX–ХХ вв.» 3. Работа с иллюстративным материалом параграфа Раздел 7. Наука. Культура и искусство в XIX — начале ХХ в. Урок проектной деятельности Сформировать представление о формировании научной картины мира в XIX веке Подготовка и защита проектов: 1. «Развитие военной техники в конце XIX — начале XX вв.»; «Транспорт в конце XIX — начале XX вв.»; 2. «Научные открытия и технические изобретения, их взаимосвязь» Культурное наследие XIX — начала XX в. & 25 Урок-практикум Сформировать представление о динамике в развитии культуры и искусства в контексте общественно-исторического развития человечества Подготовка и защита проектов: 1. «Импрессионизм в европейской и российской живописи XIX в.» 2. «Реализм в европейской и российской живописи XIX в.». 3. «Появление массовой культуры» Повторительно- обобщающий урок «Новая история XIX — начала XX в.» Повторительнообобщающий Сформировать представления об общих тенденциях исторического процесса «долгого» XIX в. 1. Анализ исторических карт, исторических источников, иллюстративного материала, художественных образов; 2. Систематизация, обобщение, формулирование выводов; 3. Проведение исторических параллелей, формулирование ключевых «трудных» вопросов, а также «уроков истории». Контрольнооценочный урок Урок развивающего контроля Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся. Тестирование Решение познавательных задач 21 Технический прогресс и развитие научной картины мира & 24