МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Муниципальное образование городской округ г.Комсомольск -на- Амуре МОУ СОШ № 50 РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО начальных классов ______________Ляшок К.П. Протокол №1 от "30" 08033 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Гранина Н.М. ______________Бензар И.Г. Протокол №1 Приказ №195 от "30" 08 2022 г. от "30" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4711115) учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса начального общего образования на 2022 -2023 учебный год Составитель: Чумак Галина Владимировна учитель начальных классов Комсомольск- на -Амуре 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета. — Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности. — Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся. — Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия: — ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); — на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); — различать символы РФ; — различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); — группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); — различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией: — различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; — читать информацию, представленную в схеме, таблице; — используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; — соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: — понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); — понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); — понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия: — следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; — контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; — оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность: — строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; — оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; — проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; — определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; — узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; — распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; — приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; — проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; — приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; — описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); — описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; — группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; — сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; — ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; — создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; — использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; — соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; — соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; — соблюдать режим дня и питания; — безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; — безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. 1 0 0 07.09.2022 Рассказ учителя, рассматривание Устный опрос; иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регион на карте РФ; Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»; Дидактическая игра по теме «Профессии города и села»; Логическая задача по теме «Разделим картинки на три группы: профессии, которые есть только в городе; профессии села; профессии, которые есть и в селе, и в городе»; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.2. Государственные символы России, символика своего региона. 1 0 0 09.09.2022 ; Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.3. Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. 2 0 0 14.09.2022 Дидактическая игра по теме «Профессии города и села»; Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»;; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами;; проводим экскурсии по Москве;; Санкт-Петербургу; ; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; Работа с картой: Россия; Москва; Санкт-Петербург; наш регион на карте РФ;; 1.4. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. 1 0 0 21.09.2022 Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами; проводим экскурсии по Москве; Санкт-Петербургу»;; Работа с картой: Россия;; Москва;; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.5. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. 2 1 0 23.09.2022 Составление сообщения об истории родного Тестирование; края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»; Дидактическая игра по теме «Профессии города и села»; Логическая задача по теме «Разделим картинки на три группы: профессии, которые есть только в городе; профессии села; профессии, которые есть и в селе, и в городе»; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами; проводим экскурсии по Москве; Санкт-Петербургу»;; Работа с картой: Россия;; Москва;; ; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; Работа с картой: Россия; Москва; Санкт-Петербург; наш регион на карте РФ;; 1.6. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. 1 0 1 30.09.2022 ; Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами; проводим экскурсии по Москве; Санкт-Петербургу»;; Работа с картой: Россия;; Москва;; ; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 Практическая работа; 1.7. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. 1 0 0 05.10.2022 Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых; с; использованием дополнительных источников информации; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.8. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. 1 0 0 07.10.2022 Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых; с; использованием дополнительных источников информации; ; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.9. Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. 2 0 1 12.10.2022 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга; расскажем о своей семье»;; Обсуждение обязанностей в семье; семейных традиций; совместный труд и отдых;; Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»; ; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.10. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. 1 0 0 19.10.2022 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга; расскажем о своей семье»;; Обсуждение обязанностей в семье; семейных традиций; совместный труд и отдых;; Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.11. Правила культурного поведения в общественных местах. 1 0 1 21.10.2022 Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых; с; использованием дополнительных источников информации; ; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.12 Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Итого по разделу 2 1 0 26.10.2022 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга; расскажем о своей семье»;; Обсуждение обязанностей в семье; семейных традиций; совместный труд и отдых;; Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»; ; Контрольная работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 16 Раздел 2. Человек и природа. 2.1. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. 3 0 1 09.11.2022 Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»;; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.2. Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. 3 0 0 18.11.2022 Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»;; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.3. Изображения Земли: глобус, карта, план. 3 0 1 07.12.2022 Рассказ учителя; работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.4. Карта мира. Материки, океаны. 3 1 0 16.12.2022 Рассказ учителя; работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Контрольная работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.5. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. 3 0 1 28.12.2022 Практическая работа с картой: «Как; показывать объекты на настенной карте»; ; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.6. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. 3 1 0 18.01.2023 Экскурсия в парк: сравнение деревьев; кустарников; трав;; Письменный контроль; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.7. Дикорастущие и культурные растения. 3 0 0 27.01.2023 Классификация растений (по; иллюстрациям): дикорастущие —культурные; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.8. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. 3 0 0 08.02.2023 Работа в группах с иллюстративным; материалом: составление коллективного рассказа по теме «Каким бывает растение в разные сезоны; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.9. Мир животных (фауна). 3 0 0 17.02.2023 Работа в группах с иллюстративным; материалом: составление коллективного рассказа по теме «Каким бывает растение в разные сезоны; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.10. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). 3 0 0 01.03.2023 Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»;; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.11. Сезонная жизнь животных. 1 1 0 10.03.2023 Ролевая игра по теме «Собрание в лесу —кто как готовится к зиме»;; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.12 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. 2 0 1 15.03.2023 Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»;; Просмотр и обсуждение иллюстраций; ; видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные; Красной книги»;; Рассказ учителя: «Растения и животные; нашего края; занесённые в Красную книгу; ; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 2.13 Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. 1 1 0 22.03.2023 Коллективное составление памятки по теме«Правила поведения в заповедных местах»;; Контрольная работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 Итого по разделу 34 Раздел 3. Правила безопасной жизни. 3.1. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). 2 0 0 04.04.2023 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; если не соблюдать правила; безопасности»; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 3.2. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 2 0 0 12.04.2023 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»;; Беседа по теме «Что может случиться на прогулке; на игровой площадке; дома и в школе; если не соблюдать правила; безопасности»; ; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 3.3. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). 2 0 0 19.04.2023 Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; Анализ дорожных ситуаций.;; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 3.4. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. 3 0 0 26.04.2023 Беседа по теме «Правила поведения в общественном транспорте»;; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 3.5. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 3 Итого по разделу 12 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 0 1 6 8 05.05.2023 Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Родная страна 1 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 2. Город и село. 1 0 0 09.09.2022 Устный опрос; 3. Наши проекты 1 0 1 14.09.2022 Практическая работа; 4. Природа и рукотворный мир 1 0 0 16.09.2022 Устный опрос; 5. Проверь себя. 1 1 0 21.09.2022 Контрольная работа; 6. Живая и неживая природа. 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 7. Явления природы 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 8. Что такое погода 1 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 9. Погода 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 10. Звёздное небо 1 0 1 07.10.2022 Практическая работа; 11. Заклянем в кладовые Земли 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 12. Про воздух… 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 13. И про воду 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 14. Какие бывают растения 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; 15. Какие бывают животные 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 16. Невидимые нити 1 0 0 28.10.2022 Устный опрос; 17. Дикорастущие и культурные 1 растения 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 18. Дикие и домашние животные 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 19. Комнатные растения 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос; 20. Животные живого уголка 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 21. Про кошек и собак 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 22. Красная книга 1 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 23. Будь природе другом 1 0 0 07.12.2022 Устный опрос; 24. Наши проекты «Красная книга» или «Возьмем под защиту» 1 0 1 09.12.2022 Практическая работа; 25. Проверим и оценим свои достижения 1 1 0 14.12.2022 Контрольная работа; 26. Что такое экономика 1 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 27. Из чего что сделано 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 28. Как построить дом 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 29. Какой бывает транспорт 1 0 0 28.12.2022 Устный опрос; 30. Культура и образование 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 31. Все профессии важны 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; 32. Наши проекты «Профессии» 1 0 1 18.01.2023 Практическая работа; 33. В гости к зиме 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; 34. Проверим и оценим свои достижения 1 1 0 25.01.2023 Контрольная работа; 35. Строение тема человека 1 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 36. Если хочешь быть здоров 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 37. Берегись автомобиля 1 0 0 03.02.2023 Устный опрос; 38. Домашние опасности 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 39. Пожар 1 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 40. На воде и в лесу 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 41. Опасные насекомые 1 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 42. Проверим и оценим свои достижения 1 1 0 22.02.2023 Контрольная работа; 43. Наша дружная семья. Проект«Родословная» 1 0 1 24.02.2023 Практическая работа; 44. 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 45. Правила вежливости 1 0 1 03.03.2023 Практическая работа; 46. Ты и твои друзья 1 0 0 08.03.2023 Устный опрос; 47. Мы – зрители и пассажиры 1 0 0 10.03.2023 Устный опрос; 48. Проверим и оценим свои достижения 1 1 0 15.03.2023 Контрольная работа; 49. Посмотри вокруг 1 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 50. Ориентирование на местности 1 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 51. Формы земной поверхности 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 52. Водные богатства 1 0 0 07.04.2023 Устный опрос; В школе 53. В гости к весне 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 54. Россия на карте 1 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 55. Россия на карте 1 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 56. Наши проекты «Города России» 1 0 1 21.04.2023 Практическая работа; 57. Путешествие по Москве 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; 58. Московский кремль 1 0 0 28.04.2023 Устный опрос; 59. Город на Неве 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 60. Путешествие по планете 1 0 0 05.05.2023 Устный опрос; 61. Путешествие по материкам 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 62. Путешествие по материкам 1 0 0 12.05.2023 Зачет; 63. Страны мира 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 64. Страны мира 1 0 0 18.05.2023 Устный опрос; 65. Наши проекты «Страны мира» 1 0 1 23.05.2023 Практическая работа; 66. Впереди лето 1 0 0 24.05.2023 Устный опрос; 67. Проверим себя и оценим свои достижения 1 1 0 26.05.2023 Контрольная работа; 68. Повторение. Страны мира. 1 0 0 31.05.2023 Тестирование; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс, коллекция презентаций, методические рекомендации, КИМ 2 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ PANDIA https://pandia.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/grade-790 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Коллекция учебных плакатов, мультимедийный компьютер, проектор, колонки. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Гербарий, термометр