_Рабочая программа Литературное чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Хабаровского края

Муниципальное образование городской округ г.Комсомольск -на- Амуре

МОУ СОШ № 50

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО начальных
классов
______________Ляшок К.П.
Протокол №1
от "30" 082022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Гранина Н.М.

______________Бензар И.Г.

Протокол №1

Приказ №195

от "30" 08 2022 г.

от "30" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4728655)
учебного предмета
«Литературное чтение»

для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Чумак Галина Владимировна
Учитель начальных классов

Комсомольск-на-Амуре 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,

эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений
И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка,
соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном
искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки,
считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные
произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со
словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства
выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр
фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная
идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).
Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия,
особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее
представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень,
зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое
восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании
природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах
художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и
др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и
др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга
чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В.
П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль
произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты
(произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение
сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф.
Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения:
части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки,
сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба
людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В.
Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М.
Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки,

сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в
художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и
животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере
произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение).
Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И.
Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве
писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей
в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению,
радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный
женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж.
Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство
тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как
источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация,
иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки.
Книга учебная, художественная, справочная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной
задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться
в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и
формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять
план текста (вопросный, номинативный);
— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь
между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
— осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой,
тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую
принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от
третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
— составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5
предложений);
— сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям,
предисловию, условным обозначениям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные практические
работы
работы

1.1.

О нашей Родине

6

0

0

01.09.2022
06.09.2022

Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы; задание на
поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается
истинная красота родной земли?;;
;
;

Устный
опрос;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.2.

Фольклор (устное народное творчество

16

0

0

07.09.2022
04.10.2022

Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные
— спокойно;;
медленно;;
чтобы убаюкать;;
хороводные — весело;;
радостно для передачи состояний разных явлений природы); выделение
ключевых слов;;
;

Устный
опрос;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.3.

Звуки и краски родной природы в
разные времена года (осень)

8

0

1

05.10.2022
18.10.2022

Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью
дышало…»;;
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;;
А. Н. Плещеев «Осень»;;
К. Д. Бальмонт «Осень»;;
В. Я. Брюсов «Сухие листья;;
сухие листья…»;;
А. К. Толстой «Осень Обсыпается весь наш бедный сад…»; Е.;
Ф. Трутнева «Осень»;;
В. Ю. Голяховский «Листопад»;;
И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов);;
выражение своего отношения к пейзажной лирике;;
;
;

Практическая
работа;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.4.

О детях и дружбе

12

0

1

19.10.2022
07.11.2022

Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному
алгоритму;;

Практическая
работа;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.5.

Мир сказок

12

0

1

08.11.2022
28.11.2022

Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию
прочитанного произведения;;

Практическая
работа;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.6.

Звуки и краски родной природы в
разные времена года (зима)

12

0

0

01.12.2022
21.12.2022

Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А.;
С.;;
Пушкин «Вот север;;
тучи нагоняя…»;
«Зима! Крестьянин;;
торжествуя…»;;
С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…»;;
Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»;;
И. З. Суриков «Первый снег»;;
И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»;;
А. А. Прокофьев «Как на горке;;
на горе…»;;
З. Н. Александрова «Снежок»;;
(по выбору 2—3 произведения);;
обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин
природы;;
;

Устный
опрос;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.7.

О братьях наших меньших

18

0

0

22.12.2022
01.02.2023

Задание на сравнение описания героя-животного в;;
художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия;;
определение цели сообщения;;
;
;

устный
опрос;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.8.

Звуки и краски родной природы в
разные времена года (весна и лето)

18

0

1

02.02.2023
06.03.2023

Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Гонимы вешними
лучами…»;;
В. А. Жуковский «Жаворонок»;
«Приход весны»;;
А. Н. Плещеев «Весна»;;
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»;;
А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…»;;
С. Я. Маршак «Весенняя песенка»;;
А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2—3 произведения);;
выражение своего отношения к пейзажной лирике;;
;
;

Практическая
работа;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.9.

О наших близких, о семье

13

0

0

29.03.2023
10.04.2023

Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию
прочитанного произведения;
Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли
произведения;;
соотнесение главной мысли с пословицей;;
ответы на вопросы;;
используя изучающее и поисковое выборочное чтение;;
;

Устный
опрос;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.10.

Зарубежная литература

11

0

0

04.05.2023

Пересказ (устно) содержания сказки выборочно;
Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию
прочитанного произведения;;

Устный
опрос;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.11.

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

2

0

0

20.05.2024
24.05.2024

Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных понятий;;

Устный
опрос;

МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

0

4

Резервное время

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Знакомство с учебником по 1
литературному чтению.

0

0

01.09.2022 Устный
опрос;

2.

Знакомство с названием
раздела. Прогнозирование
содержания раздела.

1

0

0

02.09.2022 Устный
опрос;

3.

Мы идем в библиотеку.
Проект "О чем может
рассказать школьная
библиотека".

1

0

0

05.09.2022 Устный
опрос;

4.

Старинные и современные
книги. Сообщение
"Старинные книги Древней
Руси".

1

0

0

07.09.2022 Устный
опрос;

5.

Знакомство с названием
раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
Речевая разминка.
А.Шибаев "Вспомни
сказку".

1

0

0

08.09.2022 Устный
опрос;

6.

Пословицы и поговорки.
Пословицы русского
народа.

1

0

0

09.09.2022 Устный
опрос;

7.

Русские народные песни.
Образ деревьев в русских
народных песнях.

1

0

0

12.09.2022 Устный
опрос;

8.

Потешки и прибаутки малые жанры устного
народного творчества.
Отличие прибаутки от
потешки. Слово как
средство создания образа.

1

0

0

14.09.2022 Устный
опрос;

9.

Считалки и небылицы малые жанры устного
народного творчества.
Ритм- основа считалки.
Сравнение считалки и
небылицы.

1

0

0

15.09.2022 Устный
опрос;

10.

Загадки - малый жанр
устного народного
творчества. Распределение
загадок по тематическим
группам

1

0

0

16.09.2022 Устный
опрос;

11.

Народная сказка произведение устного
народного творчества.

1

0

0

19.09.2022 Устный
опрос;

12.

"Петушок и бобовое
зернышко".

1

0

0

20.09.2022 Устный
опрос;

13.

"У страха глаза велики".
Обучение подробному
пересказу сказки.

1

0

0

22.09.2022 Устный
опрос;

14.

"Лиса и тетерев"

1

0

0

23.09.2022 Устный
опрос;

15.

"Каша из топора".

1

0

0

26.09.2022 Устный
опрос;

16.

"Лиса и журавль".

1

0

0

27.09.2022 Устный
опрос;

17.

Гуси-лебеди".

1

0

0

29.09.2022 Устный
опрос;

18.

Внеклассное чтение.
Русские народные сказки.
Тест.

1

0

0

30.09.2022 Тестирование;

19.

Обобщение по разделу
"Устное народное
творчество".

1

0

0

03.10.2022 Устный
опрос;

20.

Проверим и оценим свои
достижения.

1

0

0

04.10.2022 Устный
опрос;

21.

Знакомство с названием
раздела. Картины осенней
природы. Речевая разминка

1

0

0

06.10.2022 Устный
опрос;

22.

Ф.Тютчев "Есть в осени
первоначальной".
К.Бальмонт "Поспевает
брусника".

1

0

0

07.10.2022 Устный
опрос;

23.

А.Плещеев "Осень
наступила". А.Фет
"Ласточки пропали".

1

0

0

10.10.2022 Устный
опрос;

24.

А.Толстой. "Осень.
Обсыпается весь наш
бедный сад". С.Есенин
"Закружилась листва
золотая".

1

0

0

11.10.2022 Устный
опрос;

25.

В.Брюсов "Сухие листья",
И.Токмакова "Опустел
скворечник".

1

0

0

13.10.2022 Устный
опрос;

26.

А.Береснев "Хитрые
грибы", "Грибы".

1

0

0

14.10.2022 Устный
опрос;

27.

В каждом зернышке
пшеницы" по В.Орлову,
"Блокадный хлеб".

1

0

0

17.10.2022 Устный
опрос;

28.

М.Пришвин "Осеннее
утро".

1

0

0

18.10.2022 Устный
опрос;

29.

Обобщение по разделу
"Люблю природу русскую.
Осень". Тест

1

0

0

20.10.2022 Тестирование;

30.

Внеклассное чтение.
Русские писатели об осени

1

0

0

21.10.2022 Устный
опрос;

31.

Проверим и оценим свои
достижения

1

0

0

24.10.2022 Устный
опрос;

32.

Знакомство с названием
раздела. Речевая разминка.
И.Токмакова "Десять
птичек- стайка",
Ю.Могутин "Над
речушкою".

1

0

0

25.10.2022 Устный
опрос;

33.

А.С.Пушкин - великий
русский писатель.
Вступление к поэме
"Руслан и Людмила".

1

0

0

27.10.2022 Устный
опрос;

34.

А.С.Пушкин "Сказка о
рыбаке и рыбке". Картины
моря в сказке". Сравнение
литературной и народной
сказок.

1

0

0

28.10.2022 Устный
опрос;

35.

А.С.Пушкин "Сказка о
рыбаке и рыбке".
Характеристика героев
произведения

1

0

0

07.11.2022 Устный
опрос;

36.

Внеклассное чтение.
Произведения
А.С.Пушкина

1

0

0

08.11.2022 Устный
опрос;

37.

И.А.Крылов. Басня "Лебедь, 1
Щука и Рак".

0

0

10.11.2022 Устный
опрос;

38.

И.А.Крылов. Басня
"Стрекоза и Муравей".
Чтение по ролям.

1

0

0

11.11.2022 Устный
опрос;

39.

Внеклассное чтение.
И.А.Крылов. Басни.

1

0

0

14.11.2022 Устный
опрос;

40.

Л.Н.Толстой "Котенок".
Развитие речи: обучение
подробному пересказу.

1

0

0

15.11.2022 Устный
опрос;

41.

Л.Н.Толстой. "Правда всего 1
дороже".

0

0

17.11.2022 Устный
опрос;

42.

Л.Н.Толстой "Филипок".

1

0

0

18.11.2022 Устный
опрос;

43.

Внеклассное чтение.
Рассказы Л.Н.Толстого.

1

0

0

21.11.2022 Устный
опрос;

44.

Обобщение по разделу
"Русские писатели".

1

0

0

22.11.2022 Устный
опрос;

45.

Проверим и оценим свои
достижения.

1

0

0

24.11.2022 Устный
опрос;

46.

Знакомство с названием
раздела. Речевая разминка.
С.Брезкун "Грянул гром",
"М.Бородицкая "Грачиха
говорит грачу".

1

0

0

25.11.2022 Устный
опрос;

47.

Внеклассное чтение.
Рассказы о животных.

1

0

0

28.11.2022 Устный
опрос;

48.

И.Пивоварова "Жила-была
собака".

1

0

0

29.11.2022 Устный
опрос;

49.

В.Берестов "Кошкин
щенок".

1

0

0

01.12.2022 Устный
опрос;

50.

М.Пришвин "Ребята и
утята". Развитие речи:
обучение выборочному
пересказу.

1

0

0

02.12.2022 Устный
опрос;

51.

Е.Чарушин "Страшный
рассказ".

1

0

0

05.12.2022 Устный
опрос;

52.

Внеклассное чтение. Е. и Н. 1
Чарушины

0

0

06.12.2022 Устный
опрос;

53.

Б.Житков "Храбрый
утенок".

1

0

0

08.12.2022 Устный
опрос;

54.

В.Бианки "Музыкант".

1

0

0

09.12.2022 Устный
опрос;

55.

В.Бианки "Сова".

1

0

0

12.12.2022 Устный
опрос;

56.

Внеклассное чтение.
Рассказы В.Бианки.

1

0

0

13.12.2022 Устный
опрос;

57.

Е.Благинина "Мороз".

1

0

0

15.12.2022 Устный
опрос;

58.

Обобщение по разделу "О
братьях наших меньших".
Проверим и оценим свои
достижения

1

0

0

16.12.2022 Устный
опрос;

59.

Знакомство с названием
1
раздела. Речевая разминка.
А.Прокофьев "Как на горке,
на горе".

0

0

19.12.2022 Устный
опрос;

60.

И.Бунин "Первый снег"

1

0

0

20.12.2022 Устный
опрос;

61.

К.Бальмонт "Снежинка",
Я.Аким "Утром кот принес
на лапах".

1

0

0

22.12.2022 Устный
опрос;

62.

Внеклассное чтение. Стихи
русских поэтов о зиме.

1

0

0

23.12.2022 Устный
опрос;

63.

Ф.Тютчев "Чародейкою
Зимою околдован лес
стоит".

1

0

0

26.12.2022 Устный
опрос;

64.

С.Есенин "Поет зима аукает", С.Есенин "Береза".

1

0

0

27.12.2022 Устный
опрос;

65.

А.С.Пушкин "Вот север,
тучи нагоняя", "Зима,
крестьянин, торжествуя".

1

0

0

10.01.2023 Устный
опрос;

66.

Русская народная сказка
"Два мороза".

1

0

0

12.01.2023 Устный
опрос;

67.

Русская народная сказка
"Два мороза".

1

0

0

13.01.2023 Устный
опрос;

68.

Обобщение по разделу
"Люблю природу русскую.
Зима". Проверим и оценим
свои достижения.

1

0

0

16.01.2023 Устный
опрос;

69.

Знакомство с названием
раздела. Речевая
разминка.К.И.Чуковский
"Путаница

1

0

0

17.01.2023 Устный
опрос;

70.

Внеклассное чтение.
1
Творчество К.И.Чуковского

0

0

19.01.2023 Устный
опрос;

71.

К.И.Чуковский "Радость".

1

0

0

20.01.2023 Устный
опрос;

72.

К.И.Чуковский "Федорино
горе".

1

0

0

23.01.2023 Устный
опрос;

73.

.К.И.Чуковский "Федорино
горе

1

0

0

24.01.2023 Устный
опрос;

74.

Внеклассное чтение. Стихи
о детях.

1

0

0

26.01.2023 Устный
опрос;

75.

С.В.Михалков "Сила воли". 1

0

0

27.01.2023 Устный
опрос;

76.

С.В.Михалков "Мой
щенок"

1

0

0

30.01.2023 Устный
опрос;

77.

А.Л.Барто "Веревочка".

1

0

0

31.01.2023 Устный
опрос;

78.

Внеклассное чтение.
Творчество А.Л.Барто

1

0

0

02.02.2023 Устный
опрос;

79.

А.Л.Барто "Мы не заметили 1
жука", "Вовка - добрая
душа

0

0

03.02.2023 Устный
опрос;

80.

Н.Н.Носов "Затейники".

1

0

0

06.02.2023 Устный
опрос;

81.

Н.Н.Носов "Живая
шляпа".Развитие речи:
обучение выборочному
пересказу.

1

0

0

07.02.2023 Устный
опрос;

82.

Внеклассное чтение.
Рассказы Н.Н.Носова.

1

0

0

09.02.2023 Устный
опрос;

83.

В.Осеева "Синие
1
листья".Поговорим о самом
главном

0

0

10.02.2023 Устный
опрос;

84.

Н.Н.Носов "На горке".

1

0

0

13.02.2023 Устный
опрос;

85.

Обобщение по разделу
"Писатели - детям".
Проверим и оценим свои
достижения.

1

0

0

14.02.2023 Устный
опрос;

86.

Тест. Проверим себя. Чему
мы научились?

1

0

1

16.02.2023 Тестирование;

87.

Знакомство с названием
раздела. Речевая разминка.
Ю.Ермолаев "Два
пирожных".

1

0

0

17.02.2023 Устный
опрос;

88.

Внеклассное чтение.
Рассказы В.Осеевой.

1

0

0

20.02.2023 Устный
опрос;

89.

В Осеева "Волшебное
слово".Развитие речи:
обучение выборочному
пересказу.

1

0

0

21.02.2023 Устный
опрос;

90.

В.Осеева "Хорошее".

1

0

0

23.02.2023 Устный
опрос;

91.

В.Лунин "Я и Вовка".

1

0

0

24.02.2023 Устный
опрос;

92.

Э.Мошковская "Я ушел в
свою обиду", В.Берестов
"За игрой".

1

0

0

27.02.2023 Устный
опрос;

93.

В.Осеева "Почему?"

1

0

0

28.02.2023 Устный
опрос;

94.

В.Осеева "Почему?"
Составление диалога с
другом

1

0

0

02.03.2023 Устный
опрос;

95.

Внеклассное чтение. Книги
о друзьях.

1

0

0

03.03.2023 Устный
опрос;

96.

Обобщение по разделу "Я и 1
мои друзья". Проверим себя
и проверим свои
достижения.

0

0

06.03.2023 Устный
опрос;

97.

Знакомство с названием
1
раздела. Речевая разминка.
Ф.И.Тютчев "Зима недаром
злится".

0

0

07.03.2023 Устный
опрос;

98.

Ф.И.Тютчев "Весенние
воды

1

0

0

09.03.2023 Устный
опрос;

99.

А.Плещеев "Весна",
1
С.Дрожжин "Весеннее
царство". А.Блок "На лугу".

0

0

10.03.2023 Устный
опрос;

100. Внеклассное чтение. Стихи
русских поэтов о
весне.

1

0

0

13.03.2023 Устный
опрос;

101. . А.Плещеев "В бурю".

1

0

0

14.03.2023 Устный
опрос;

102. . И.Бунин "Матери".

1

0

0

16.03.2023 Устный
опрос;

103. Е.Благинина "Посидим в
тишине".

1

0

0

17.03.2023 Устный
опрос;

104. . Э.Мошковская "Я маму
мою обидел".

1

0

0

20.03.2023 Устный
опрос;

105. С.Васильев "Белая береза". 1
Тест. Произведения о весне

0

1

21.03.2023 Тестирование;

106. Обобщение по разделу "Я и 1
мои друзья". Проверим себя
и оценим свои достижения

0

0

23.03.2023 Устный
опрос;

107. Знакомство с названием
раздела. Речевая разминка.
А.Введенский "Ученый

0

0

24.03.2023 Устный
опрос;

1

108. Д.Хармс "Вы знаете?".

1

0

0

03.04.2023 Устный
опрос;

109. И.Токмакова "Плим", "В
чудной стране".

1

0

0

04.04.2023 Устный
опрос;

110. Б.Заходер "Песенки
ВинниПуха".

1

0

0

06.04.2023 Устный
опрос;

111. Внеклассное чтение.
Стихи
Б.Заходера.

1

0

0

07.04.2023 Устный
опрос;

112. Э.Успенский "Если был бы
я девчонкой", "Над нашей
квартирой

1

0

0

10.04.2023 Устный
опрос;

113. . Э.Успенский "Память".

1

0

0

11.04.2023 Устный
опрос;

114. .ЭУспенский "Чебурашка"

1

0

0

13.04.2023 Устный
опрос;

115. Э.Успенский "Чебурашка". 1
Развитие речи: обучение
подробному пересказу по
коллективно составленному
плану.

0

0

14.04.2023 Устный
опрос;

116. . Внеклассное чтение

1

0

0

17.04.2023 Устный
опрос;

117. В.Драгунский "Тайное

1

0

0

18.04.2023 Устный
опрос;

118. Г.Остер "Будем знакомы".

1

0

0

20.04.2023 Устный
опрос;

119. Обобщение по разделу "И в 1
шутку и всерьез". Проверим
себя и оценим свои
достижения.

0

0

21.04.2023 Устный
опрос;

120. Знакомство с названием
1
раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
Выставка книг. Развитие
речи: восстановление
сюжета знакомых сказок по
иллюстрациям. Речевая

0

0

24.04.2023 Устный
опрос;

121. Английские народные
песенки "Перчатки",
"Храбрецы". Знакомство с
разными

1

0

0

25.04.2023 Устный
опрос;

122. Внеклассное чтение. Сказки 1
Шарля Перро.

0

0

27.04.2023 Устный
опрос;

123. Шарль Перро "Кот
в
сапогах".

1

0

0

28.04.2023 Устный
опрос;

124. Шарль Перро "Кот в
сапогах". Развитие речи:
обучение выборочному

1

0

0

03.05.2023 Устный
опрос;

125. Шарль Перро "Кот
в
сапогах".
Характеры

1

0

0

04.05.2023 Устный
опрос;

126. Е.Шварц "Красная
Шапочка". Пьеса.
Сравнение содержания
сказки Ш.Перро "Красная
Шапочка" и пьесы

1

0

0

08.05.2023 Устный
опрос;

127. Е.Шварц "Красная
Шапочка". Постановка
пьесы.

1

0

0

10.05.2023 Устный
опрос;

128. . Внеклассное чтение.
Сказки Е.Шварца

1

0

0

11.05.2023 Устный
опрос;

129. Ганс Христиан Андерсен
"Огниво".

1

0

0

12.05.2023 Устный
опрос;

130. Ганс Христиан Андерсен
"Огниво".

1

0

0

15.05.2023 Устный
опрос;

131. . Французская народная
1
песенка "Сюзон и
мотылек

0

0

16.05.2023 Устный
опрос;

132. Немецкая народная песенка 1
"Знают мамы, знают дети".

0

0

18.05.2023 Устный
опрос;

133. Внеклассное
чтение.

1

0

0

19.05.2023 Устный
опрос;

1

0

0

22.05.2023 Устный
опрос;

Любимые

134. Обобщение по разделу
"Литература зарубежных
стран". Проверим себя и
оценим свои

135. Проект "Мой любимый
писатель-

1

0

0

23.05.2023 Устный
опрос;

136. Готовимся к
летнему

1

0

0

25.05.2023 Устный
опрос;

136

0

2

чтению.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекция презентаций по литературному чтению, поурочные разработки, методические
рекомендации
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/grade-790

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы/схемы, коллекция сюжетных картинок/иллюстраций к
произведениям/портретов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийные проектор, компьютер, колонки, коллекция иллюстраций/портретов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».