МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Муниципальное образование городской округ г.Комсомольск -на- Амуре МОУ СОШ № 50 РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО начальных классов ______________Ляшок К.П. Протокол №1 от "30" 082022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Гранина Н.М. ______________Бензар И.Г. Протокол №1 Приказ №195 от "30" 08 2022 г. от "30" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4728655) учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Чумак Галина Владимировна Учитель начальных классов Комсомольск-на-Амуре 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.). О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков. Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки. О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы. Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); — понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни); — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); — описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; — осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; — пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); — сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; — ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные практические работы работы 1.1. О нашей Родине 6 0 0 01.09.2022 06.09.2022 Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы; задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота родной земли?;; ; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.2. Фольклор (устное народное творчество 16 0 0 07.09.2022 04.10.2022 Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные — спокойно;; медленно;; чтобы убаюкать;; хороводные — весело;; радостно для передачи состояний разных явлений природы); выделение ключевых слов;; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.3. Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) 8 0 1 05.10.2022 18.10.2022 Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;; Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;; А. Н. Плещеев «Осень»;; К. Д. Бальмонт «Осень»;; В. Я. Брюсов «Сухие листья;; сухие листья…»;; А. К. Толстой «Осень Обсыпается весь наш бедный сад…»; Е.; Ф. Трутнева «Осень»;; В. Ю. Голяховский «Листопад»;; И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов);; выражение своего отношения к пейзажной лирике;; ; ; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.4. О детях и дружбе 12 0 1 19.10.2022 07.11.2022 Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму;; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.5. Мир сказок 12 0 1 08.11.2022 28.11.2022 Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения;; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.6. Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) 12 0 0 01.12.2022 21.12.2022 Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А.; С.;; Пушкин «Вот север;; тучи нагоняя…»; «Зима! Крестьянин;; торжествуя…»;; С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…»;; Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»;; И. З. Суриков «Первый снег»;; И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»;; А. А. Прокофьев «Как на горке;; на горе…»;; З. Н. Александрова «Снежок»;; (по выбору 2—3 произведения);; обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы;; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.7. О братьях наших меньших 18 0 0 22.12.2022 01.02.2023 Задание на сравнение описания героя-животного в;; художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия;; определение цели сообщения;; ; ; устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.8. Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) 18 0 1 02.02.2023 06.03.2023 Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»;; В. А. Жуковский «Жаворонок»; «Приход весны»;; А. Н. Плещеев «Весна»;; Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»;; А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…»;; С. Я. Маршак «Весенняя песенка»;; А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2—3 произведения);; выражение своего отношения к пейзажной лирике;; ; ; Практическая работа; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.9. О наших близких, о семье 13 0 0 29.03.2023 10.04.2023 Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения; Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения;; соотнесение главной мысли с пословицей;; ответы на вопросы;; используя изучающее и поисковое выборочное чтение;; ; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.10. Зарубежная литература 11 0 0 04.05.2023 Пересказ (устно) содержания сказки выборочно; Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения;; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 1.11. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) 2 0 0 20.05.2024 24.05.2024 Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных понятий;; Устный опрос; МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790 0 4 Резервное время 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Знакомство с учебником по 1 литературному чтению. 0 0 01.09.2022 Устный опрос; 2. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. 1 0 0 02.09.2022 Устный опрос; 3. Мы идем в библиотеку. Проект "О чем может рассказать школьная библиотека". 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 4. Старинные и современные книги. Сообщение "Старинные книги Древней Руси". 1 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 5. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Речевая разминка. А.Шибаев "Вспомни сказку". 1 0 0 08.09.2022 Устный опрос; 6. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. 1 0 0 09.09.2022 Устный опрос; 7. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. 1 0 0 12.09.2022 Устный опрос; 8. Потешки и прибаутки малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. 1 0 0 14.09.2022 Устный опрос; 9. Считалки и небылицы малые жанры устного народного творчества. Ритм- основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. 1 0 0 15.09.2022 Устный опрос; 10. Загадки - малый жанр устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам 1 0 0 16.09.2022 Устный опрос; 11. Народная сказка произведение устного народного творчества. 1 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 12. "Петушок и бобовое зернышко". 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 13. "У страха глаза велики". Обучение подробному пересказу сказки. 1 0 0 22.09.2022 Устный опрос; 14. "Лиса и тетерев" 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 15. "Каша из топора". 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 16. "Лиса и журавль". 1 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 17. Гуси-лебеди". 1 0 0 29.09.2022 Устный опрос; 18. Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Тест. 1 0 0 30.09.2022 Тестирование; 19. Обобщение по разделу "Устное народное творчество". 1 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 20. Проверим и оценим свои достижения. 1 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 21. Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Речевая разминка 1 0 0 06.10.2022 Устный опрос; 22. Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной". К.Бальмонт "Поспевает брусника". 1 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 23. А.Плещеев "Осень наступила". А.Фет "Ласточки пропали". 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 24. А.Толстой. "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад". С.Есенин "Закружилась листва золотая". 1 0 0 11.10.2022 Устный опрос; 25. В.Брюсов "Сухие листья", И.Токмакова "Опустел скворечник". 1 0 0 13.10.2022 Устный опрос; 26. А.Береснев "Хитрые грибы", "Грибы". 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 27. В каждом зернышке пшеницы" по В.Орлову, "Блокадный хлеб". 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 28. М.Пришвин "Осеннее утро". 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; 29. Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень". Тест 1 0 0 20.10.2022 Тестирование; 30. Внеклассное чтение. Русские писатели об осени 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; 31. Проверим и оценим свои достижения 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 32. Знакомство с названием раздела. Речевая разминка. И.Токмакова "Десять птичек- стайка", Ю.Могутин "Над речушкою". 1 0 0 25.10.2022 Устный опрос; 33. А.С.Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме "Руслан и Людмила". 1 0 0 27.10.2022 Устный опрос; 34. А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Картины моря в сказке". Сравнение литературной и народной сказок. 1 0 0 28.10.2022 Устный опрос; 35. А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Характеристика героев произведения 1 0 0 07.11.2022 Устный опрос; 36. Внеклассное чтение. Произведения А.С.Пушкина 1 0 0 08.11.2022 Устный опрос; 37. И.А.Крылов. Басня "Лебедь, 1 Щука и Рак". 0 0 10.11.2022 Устный опрос; 38. И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей". Чтение по ролям. 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 39. Внеклассное чтение. И.А.Крылов. Басни. 1 0 0 14.11.2022 Устный опрос; 40. Л.Н.Толстой "Котенок". Развитие речи: обучение подробному пересказу. 1 0 0 15.11.2022 Устный опрос; 41. Л.Н.Толстой. "Правда всего 1 дороже". 0 0 17.11.2022 Устный опрос; 42. Л.Н.Толстой "Филипок". 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 43. Внеклассное чтение. Рассказы Л.Н.Толстого. 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 44. Обобщение по разделу "Русские писатели". 1 0 0 22.11.2022 Устный опрос; 45. Проверим и оценим свои достижения. 1 0 0 24.11.2022 Устный опрос; 46. Знакомство с названием раздела. Речевая разминка. С.Брезкун "Грянул гром", "М.Бородицкая "Грачиха говорит грачу". 1 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 47. Внеклассное чтение. Рассказы о животных. 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 48. И.Пивоварова "Жила-была собака". 1 0 0 29.11.2022 Устный опрос; 49. В.Берестов "Кошкин щенок". 1 0 0 01.12.2022 Устный опрос; 50. М.Пришвин "Ребята и утята". Развитие речи: обучение выборочному пересказу. 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 51. Е.Чарушин "Страшный рассказ". 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 52. Внеклассное чтение. Е. и Н. 1 Чарушины 0 0 06.12.2022 Устный опрос; 53. Б.Житков "Храбрый утенок". 1 0 0 08.12.2022 Устный опрос; 54. В.Бианки "Музыкант". 1 0 0 09.12.2022 Устный опрос; 55. В.Бианки "Сова". 1 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 56. Внеклассное чтение. Рассказы В.Бианки. 1 0 0 13.12.2022 Устный опрос; 57. Е.Благинина "Мороз". 1 0 0 15.12.2022 Устный опрос; 58. Обобщение по разделу "О братьях наших меньших". Проверим и оценим свои достижения 1 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 59. Знакомство с названием 1 раздела. Речевая разминка. А.Прокофьев "Как на горке, на горе". 0 0 19.12.2022 Устный опрос; 60. И.Бунин "Первый снег" 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 61. К.Бальмонт "Снежинка", Я.Аким "Утром кот принес на лапах". 1 0 0 22.12.2022 Устный опрос; 62. Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме. 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 63. Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою околдован лес стоит". 1 0 0 26.12.2022 Устный опрос; 64. С.Есенин "Поет зима аукает", С.Есенин "Береза". 1 0 0 27.12.2022 Устный опрос; 65. А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя", "Зима, крестьянин, торжествуя". 1 0 0 10.01.2023 Устный опрос; 66. Русская народная сказка "Два мороза". 1 0 0 12.01.2023 Устный опрос; 67. Русская народная сказка "Два мороза". 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; 68. Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Зима". Проверим и оценим свои достижения. 1 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 69. Знакомство с названием раздела. Речевая разминка.К.И.Чуковский "Путаница 1 0 0 17.01.2023 Устный опрос; 70. Внеклассное чтение. 1 Творчество К.И.Чуковского 0 0 19.01.2023 Устный опрос; 71. К.И.Чуковский "Радость". 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; 72. К.И.Чуковский "Федорино горе". 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 73. .К.И.Чуковский "Федорино горе 1 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 74. Внеклассное чтение. Стихи о детях. 1 0 0 26.01.2023 Устный опрос; 75. С.В.Михалков "Сила воли". 1 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 76. С.В.Михалков "Мой щенок" 1 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 77. А.Л.Барто "Веревочка". 1 0 0 31.01.2023 Устный опрос; 78. Внеклассное чтение. Творчество А.Л.Барто 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос; 79. А.Л.Барто "Мы не заметили 1 жука", "Вовка - добрая душа 0 0 03.02.2023 Устный опрос; 80. Н.Н.Носов "Затейники". 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 81. Н.Н.Носов "Живая шляпа".Развитие речи: обучение выборочному пересказу. 1 0 0 07.02.2023 Устный опрос; 82. Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н.Носова. 1 0 0 09.02.2023 Устный опрос; 83. В.Осеева "Синие 1 листья".Поговорим о самом главном 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 84. Н.Н.Носов "На горке". 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 85. Обобщение по разделу "Писатели - детям". Проверим и оценим свои достижения. 1 0 0 14.02.2023 Устный опрос; 86. Тест. Проверим себя. Чему мы научились? 1 0 1 16.02.2023 Тестирование; 87. Знакомство с названием раздела. Речевая разминка. Ю.Ермолаев "Два пирожных". 1 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 88. Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой. 1 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 89. В Осеева "Волшебное слово".Развитие речи: обучение выборочному пересказу. 1 0 0 21.02.2023 Устный опрос; 90. В.Осеева "Хорошее". 1 0 0 23.02.2023 Устный опрос; 91. В.Лунин "Я и Вовка". 1 0 0 24.02.2023 Устный опрос; 92. Э.Мошковская "Я ушел в свою обиду", В.Берестов "За игрой". 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 93. В.Осеева "Почему?" 1 0 0 28.02.2023 Устный опрос; 94. В.Осеева "Почему?" Составление диалога с другом 1 0 0 02.03.2023 Устный опрос; 95. Внеклассное чтение. Книги о друзьях. 1 0 0 03.03.2023 Устный опрос; 96. Обобщение по разделу "Я и 1 мои друзья". Проверим себя и проверим свои достижения. 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 97. Знакомство с названием 1 раздела. Речевая разминка. Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится". 0 0 07.03.2023 Устный опрос; 98. Ф.И.Тютчев "Весенние воды 1 0 0 09.03.2023 Устный опрос; 99. А.Плещеев "Весна", 1 С.Дрожжин "Весеннее царство". А.Блок "На лугу". 0 0 10.03.2023 Устный опрос; 100. Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о весне. 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 101. . А.Плещеев "В бурю". 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 102. . И.Бунин "Матери". 1 0 0 16.03.2023 Устный опрос; 103. Е.Благинина "Посидим в тишине". 1 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 104. . Э.Мошковская "Я маму мою обидел". 1 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 105. С.Васильев "Белая береза". 1 Тест. Произведения о весне 0 1 21.03.2023 Тестирование; 106. Обобщение по разделу "Я и 1 мои друзья". Проверим себя и оценим свои достижения 0 0 23.03.2023 Устный опрос; 107. Знакомство с названием раздела. Речевая разминка. А.Введенский "Ученый 0 0 24.03.2023 Устный опрос; 1 108. Д.Хармс "Вы знаете?". 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 109. И.Токмакова "Плим", "В чудной стране". 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 110. Б.Заходер "Песенки ВинниПуха". 1 0 0 06.04.2023 Устный опрос; 111. Внеклассное чтение. Стихи Б.Заходера. 1 0 0 07.04.2023 Устный опрос; 112. Э.Успенский "Если был бы я девчонкой", "Над нашей квартирой 1 0 0 10.04.2023 Устный опрос; 113. . Э.Успенский "Память". 1 0 0 11.04.2023 Устный опрос; 114. .ЭУспенский "Чебурашка" 1 0 0 13.04.2023 Устный опрос; 115. Э.Успенский "Чебурашка". 1 Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 116. . Внеклассное чтение 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 117. В.Драгунский "Тайное 1 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 118. Г.Остер "Будем знакомы". 1 0 0 20.04.2023 Устный опрос; 119. Обобщение по разделу "И в 1 шутку и всерьез". Проверим себя и оценим свои достижения. 0 0 21.04.2023 Устный опрос; 120. Знакомство с названием 1 раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. Речевая 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 121. Английские народные песенки "Перчатки", "Храбрецы". Знакомство с разными 1 0 0 25.04.2023 Устный опрос; 122. Внеклассное чтение. Сказки 1 Шарля Перро. 0 0 27.04.2023 Устный опрос; 123. Шарль Перро "Кот в сапогах". 1 0 0 28.04.2023 Устный опрос; 124. Шарль Перро "Кот в сапогах". Развитие речи: обучение выборочному 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 125. Шарль Перро "Кот в сапогах". Характеры 1 0 0 04.05.2023 Устный опрос; 126. Е.Шварц "Красная Шапочка". Пьеса. Сравнение содержания сказки Ш.Перро "Красная Шапочка" и пьесы 1 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 127. Е.Шварц "Красная Шапочка". Постановка пьесы. 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 128. . Внеклассное чтение. Сказки Е.Шварца 1 0 0 11.05.2023 Устный опрос; 129. Ганс Христиан Андерсен "Огниво". 1 0 0 12.05.2023 Устный опрос; 130. Ганс Христиан Андерсен "Огниво". 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 131. . Французская народная 1 песенка "Сюзон и мотылек 0 0 16.05.2023 Устный опрос; 132. Немецкая народная песенка 1 "Знают мамы, знают дети". 0 0 18.05.2023 Устный опрос; 133. Внеклассное чтение. 1 0 0 19.05.2023 Устный опрос; 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; Любимые 134. Обобщение по разделу "Литература зарубежных стран". Проверим себя и оценим свои 135. Проект "Мой любимый писатель- 1 0 0 23.05.2023 Устный опрос; 136. Готовимся к летнему 1 0 0 25.05.2023 Устный опрос; 136 0 2 чтению. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Коллекция презентаций по литературному чтению, поурочные разработки, методические рекомендации ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/grade-790 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочные таблицы/схемы, коллекция сюжетных картинок/иллюстраций к произведениям/портретов. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Мультимедийные проектор, компьютер, колонки, коллекция иллюстраций/портретов.