ФГОС ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику В.А.Никонова, С.В.Девятова «История. История России. 1914 г.-начало XXI в.» для 10–11 классов общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни В 2-х частях Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту Москва «Русское слово» 2019 1 ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Планируемые результаты освоения курса на основе ПООП ООО Методологической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах: — принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований; — многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств; — многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества; — исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; — антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого; — историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию. Личностными результатами освоения курса истории являются: • сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные националь2 ные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты освоения курса истории представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее УУД). 1. Регулятивные УУД: • умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель / достигнута; • способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели; • умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные УУД: • умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять развёрнутый информационный по3 иск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; • способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; • умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. 3. Коммуникативные УУД: • способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; • способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); • умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; • умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. На предметном уровне в результате освоение курса истории на базовом уровне обучающиеся научатся: • характеризовать этапы становления исторической науки; • раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике; • формулировать принципы периодизации истории развития человечества; • определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; 4 • датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества; • владеть современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; • характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе; • анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; • готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; • вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. 5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ». 1914–1921 гг. Российская империя накануне революции. Россия в Первой мировой войне. Война и общество. Нарастание кризиса. Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков. Становление советской власти. Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния. Россия в годы «военного коммунизма». Общество в эпоху революционных потрясений. Культура и революция. Раздел II. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920–1930-е гг. Новая экономическая политика. Образование СССР и его международное значение. Модернизация экономики и науки в 1930-х гг. Политическое развитие СССР в 1920–1930-е гг. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. РАЗДЕЛ III. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ. СССР накануне войны. Начальный этап Великой Отечественной войны (июнь 1941 — осень 1941 г.). Битва за Москву и блокада Ленинграда. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Война и общество. Во вражеском тылу. Культура и наука в годы войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. СССР и вопросы послевоенного мирового устройства. Победа: итоги и уроки. Раздел IV. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945–1991 гг. Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Внешняя политика СССР в 1945–1964 гг. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Духовная жизнь в СССР в 1950-е –1960-е гг. Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР и формирование духовной оппозиции. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960–1980-е гг. Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности 6 и новое политическое мышление. Кризис и распад советского общества. РАЗДЕЛ V. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991–2016 гг. Начало рыночных реформ в России в 1992 г. Политико-конституционный кризис 1993 г. Новая Конституция России. Попытки корректировки курса реформ 1993–1996 гг. Национальные и социальные проблемы 1990-х гг. Второе президентство Б.Н. Ельцина. 1996–1999 гг. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Политическое развитие России в 2000–2016 гг. Модернизация экономики России в 2000–2008 гг. Российская экономика в 2009–2016 гг. Социальное развитие России в 2000–2016 гг. Внешняя политика России в начале XXI в. Образование, наука и культура России в конце XX — начале XXI вв. 7 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (59 ЧАС.) № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся Вводный урок (1 ч) 1 Вводный урок. Российская империя накануне революции. Урок-объяснение с элементами лабораторной работы Сформировать у обучающихся представление о значении ХХ — начала XXI веков в истории России, представление o специфике периода Актуализировать понятие "модернизация", проанализировать проблемы, существующих в обществе России начала ХХ века, выяснить предпосылки и причины революционных преобразований, дать характеристику деятельности политических партий Обращение к ранее полученным знаниям обучающихся. Актуализация представлений учащихся об особенностях социально-экономического и общественно-политического развития России на рубеже XIX — XX вв. Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исторических источников; сравнение исторических явлений. Объяснение значения понятия «Дуалистическая монархия» Дата проведения (план/ факт) РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ». 1914–1921 гг. Россия в Первой мировой войне комбинированный урок Актуализировать знания о причинах и ходе Первой мировой войны; выяснить причины участия России в войне; дать характеристику деятельности российских военачальников; раскрыть историческое значение Первой мировой войны Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов; высказывание и отстаивание своей точки зрения на события и факты; Работа с картой 3. Война и общество комбинированный урок Актуализировать знания о социальных и национальных проблемах российского общества, начать формировать представление об экономических и социальных причинах революции 1917 г.; дать характеристику деятельности Земгора Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исторических источников; Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника 4. Нарастание кризиса комбинированный урок с элементами лабораторной работы Сформировать представление о нарастании социального напряжения в России в ходе войны; выявить проявления политического противостояния социального недоволь ства общества; дать характе- Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке; Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 21 2. Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся ристику деятельности царя в условиях кризиса 5. Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. урок-объяснение Выяснить предпосылки и причины революции; сформировать представление o ходе революционного процесса; дать характеристику деятельности политических партий, их целей и методов Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ информации o развитии России в 1917 г.. Составление характеристики личности 6. Приход к власти партии большевиков комбинированный урок закрепить знания о ходе революции 1917 г., сформировать представление о революционной власти, дать характеристику деятельности большевиков в 1917 г., их целей и методов; раскрыть понятие "Совет" применительно к организации власти; раскрыть историческое значение Октябрьской революции Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснение значения основных понятий темы урока. Организация работы с историческими документами Дата проведения (план/ факт) 7. Становление советской власти комбинированный урок актуализировать знания о государственных институтах, сформировать представление о процессе формирования Советского государства и его первых мероприятиях; дать характеристику деятельности большевиков в этот период Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 8. Начало Гражданской войны комбинированный урок с элементами лабораторной работы сформировать представление о причинах Гражданской войны в России и о её начале, дать характеристику деятельности политики белых и красных в начале войны Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Выявление причин Граждан кой войны 9. В вихре братоубийственного противостояния комбинированный урок с элементами лабораторной работы дать характеристику деятельности политики белых и красных, определить причины поражения белых и победы красных Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Высказывание оценочных суждений о деятельности сторон конфликта 10. Россия в годы «военного коммунизма» комбинированный урок сформировать представление о политике военного коммунизма, дать характеристику экономической деятельности красных Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся 11. Общество в эпоху революционных потрясений комбинированный урок сформировать представление об изменениях в социальном положении различных слоёв населения России, дать характеристику социальной деятельности большевиков; сформировать представление o причинах гражданского выбора интеллигенции в годы революции Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем; характеристик исторической личности на основе текста учебника и исторических источников; сравнение различных исторических версий 12. Культура и ре- комбинироволюция ванный урок сформировать представление о становлении советской науки, образования, о развитии кинематографа и театрального искусства; об отношения интеллигенции к революционным преобразованиям Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исторических источников; Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника Дата проведения (план/ факт) Раздел II. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920–1930-е гг. 13. СССР в годы нэпа. 1921– 1928 гг. комбинированный урок проанализировать положение Советской России в начале 1920-х гг., выявить причины перехода к новой экономической политике и её суть (в сопоставлении с военным коммунизмом), а также изменения в политическом курсе большевиков в новых условиях. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Высказывание оценочных суждений об экономической политике большевиков Объяснение значения основных понятий темы урока. 14. Образование СССР и внутренняя политика советской власти в 1920-е гг. урок-объяснение сформировать у учащихся представления о причинах образования и принципах устройства СССР. Выявить основные направления идейной борьбы в ВКП(б) в 1920-е гг. Объяснение значения основных понятий темы урока. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем Высказывание оценочных суждений о необходимости образования СССР 15. Индустриализация и коллективизация в 1920– 1930-е гг. комбинированный урок сформировать представления o курсе на форсированное строительство социализма, индустриализации, коллективизации и их итогах Объяснение значения основных понятий темы урока. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся 16. Культ личности Сталина и массовые репрессии 1930-х гг. комбинированный урок сформировать у учащихся представление о политическом строе СССР 1920–1930-х гг., политической борьбе и её этапах, складывании административно-командной системы. Разобрать точки зрения на причины и жертвы Большого террора Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Высказывание оценочных суждений о причинах и ходе Большого террора. Составление характеристики личности 17. Формирование советского общества в 1920– 1930-е гг. Политическое развитие СССР в 1920– 1930-е гг. урок-объяснение проанализировать основные этапы формирования нового общества в СССР в 1920– 1930-е годы и изменения в его социальной структуре. Сформировать представления o досуге советских людей, их увлечениях, об их образе жизни. Охарактеризовать изменения в политике большевиков по отношению к Церкви Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Высказывание оценочных суждений об изменениях в политике большевиков по отношению к Церкви Дата проведения (план/ факт) Внешняя политика СССР в 1930-е гг. комбинированный урок проанализировать внешнюю политику СССР в условиях назревания новой мировой войны (в сравнении с политикой других держав), выявить попытки СССР остановить агрессию Германии. Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Работа с картой. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 19. Наука и культура СССР в 1920– 1930-е гг. комбинированный урок сформировать представления о политике Советского государства в области культуры Рассмотреть тенденцию смены приоритетов: от революции к патриотизму Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление характеристики личности 27 18. РАЗДЕЛ III. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ 20. СССР накануне войны урок-объяснение с элементами лабораторной работы с текстом учебника и картой. сформировать представления о внешней политике СССР накануне войны, о подготовке Германии и СССР к войне; охарактеризовать внешнюю политику СССР, Германии и западных демократий Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Работа с картой. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 21. Начальный этап Великой Отечественной войны комбинированный урок, с элементами медиа-урока сформировать представления о планах сторон будущей войны и соотношении сил; выяснить причины поражений Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока (июнь 1941 — осень 1941 г.) 22. Битва за Москву и блокада Ленинграда медиаурок Цели урока Основные виды деятельности обучающихся на первом этапе войны; дать характеристику деятельности И.В. Сталина, Выявить ход военных действий. Проанализировать причины первых побед Красной армии и их последствия Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Выявление причин поражений РККА. . Составление характеристики личности. Восприятие и анализ информации, полученной из видеофрагмента. Работать с картой, определять причинноследственные связи сформировать представления o военных действиях осенью 1941 года, о значении разгрома гитлеровских войск под Москвой; проанализировать причины начала блокады Ле6нинграда Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Восприятие и анализ информации, полученной из Дата проведения (план/ факт) видеофрагмента. Работать с картой, определять причинно-следственные связи 23. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. медиаурок выявить ход военных действий. Проанализировать причины коренного перелома и его последствия; Восприятие и анализ информации, полученной из видеофрагмента. Работать с картой, определять причинно-следственные связи 24. Война и общество. комбинированный урок Определить, какова была ре- Выполнение заданий, наакция советского общества на правленных на контроль войну знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника 25. Во вражеском тылу. комбинированный урок Определить, какова была ре- Выполнение заданий, наакция советского общества на правленных на контроль оккупацию знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся 26. Культура комбинирои наука в годы ванный урок войны. Определить, какие задачи решала культура и наука в годы войны. Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. 27. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Выявить ход военных действий . Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Работа с картой. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника 28. СССР и вопро- комбиниросы послевоен- ванный урок ного мирового устройства. Выявить итоги II мировой войны и изменение международного положения СССР Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. комбинированный урок Дата проведения (план/ факт) Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление характеристики личности. 29. Победа: итоги и уроки. комбинированный урок Проанализировать уроки и последствия войны 31 Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление характеристики личности. Раздел IV. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945–1991 гг. 30. Советский Союз в последние годы жизни Сталина. комбинированный урок с элементами лабораторной работы сформировать представление о послевоенных годах СССР; дать характеристику деятельности И.В. Сталина; Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление исторических портретов политических деятелей 31. Внешняя политика СССР в 1945– 1964 гг. комбинированный урок сформировать представление о внешней политике СССР начального периода холодной войны; выяснить предпо- Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Вос- Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся сылки и причины этого явления приятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника 32. Смерть Сталина и борьба за власть в высшем руководстве страны. Смена политического курса комбинированный урок сформировать представление о начале десталинизации страны, о внутренней политике Н.С. Хрущёва на рубеже 50–60-х гг.; дать характеристику деятельности Н.С. Хрущёва Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исторических источников. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление исторических портретов политических деятелей. 33. Экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х — 1960-х гг. комбинированный урок сформировать представление об особенностях экономического развития СССР на рубеже 50–60-х гг. и вопроса о проведении реформ; характеризовать реформы, проведённые при Н.С. Хрущёве в промышленности и сельском хозяйстве Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника Дата проведения (план/ факт) 34. Духовная жизнь в СССР в 1950-е – 1960-е гг. комбинированный урок с элементами круглого стола сформировать представление о "хрущевской оттепели" и движении шестидесятников; выяснить причины ограниченности этого явления Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 35. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. лабораторная работа сформировать представление о внутренней политике Н.С. Хрущева на рубеже 50– 60-х гг.; дать характеристику деятельности Н.С. Хрущева Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем. 36. Внешняя политика СССР в 1953– 1964 гг. комбинированный урок сформировать представление о важнейших принципах внешней политики СССР в 1953–1964 годах; уметь характеризовать сущность Карибского кризиса и необходимости развивать обороноспособность страны Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника 37– 38. Брежневская эпоха: достижения и проблемы комбинированный урок сформировать представление об экономике СССР 60– 70-х гг.; выяснить причины замедления темпов эконо Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся мического роста; выявить признаки «застоя»; дать характеристику деятельности Л.И. Брежнева и обобщение исторических фактов. Составление исторических портретов политических деятелей. 39. Духовная комбинирожизнь советс- ванный урок кого общества в 1970-е — начале 1980-х гг. сформировать представление об условия культурной жизни советского общества в 1970– 1980-е годы; уметь характеризовать сущность борьбы с инакомыслием Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 40. Повседневная жизнь советского человека сформировать представление об изменении социальной структуры советского общества в 1970–1980-е годы; уметь характеризовать особенности советского общества потребления Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем комбинированный урок с элементами круглого стола Дата проведения (план/ факт) 41. Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфронтации комбинированный урок сформировать представление o причинах роста заинтересованности СССР, США и их союзников в смягчении военно-политической конфронтации; уметь характеризовать особенности политики разрядки Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов 42– 43. Перестройка, гласность и политическая реформа комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника сформировать представление об осуществлении политики перестройки и демократизации общественной жизни в СССР; уметь характеризовать особенности стратегии перестройки и гласности Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 44. Перестройка экономики и общество комбинированный урок сформировать представление o необходимости проведения политики ускорения и дальнейших реформах; уметь характеризовать основные черты, мероприятия и первые результаты политики перестройки Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока 45. Новое мышление комбинированный урок сформировать представление об основных признаках нового политического мышления; уметь характеризовать особенности процесса распада социалистического лагеря Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 46. Кризис и распад СССР комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника сформировать представление об основных причинах августовского путча 1991 года и распада СССР; уметь характеризовать особенности национальных движений и причины обострения конфликтов Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника Цели урока Основные виды деятельности обучающихся Раздел V. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1991–2016 гг. 47. Начало рыночных комбинированный урок сформировать представление о необходимости проведения Выполнение заданий, направленных на контроль Дата проведения (план/ факт) реформ в России в 1992 г. экономических реформ; выяснить причины и последствия либерализации цен и «шоковой терапии»; уметь характеризовать первые результаты экономических реформ знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем Политикоконституционный кризис 1993 г. Новая Конституция России комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника сформировать представление o сущности противостояния исполнительной и законодательной власти; выяснить причины и последствия вооружённого противостояния в Москве; уметь характеризовать основные положения Конституции 1993 года Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов 49. Попытки корректировки курса реформ комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника сформировать представление о политических партиях и движениях в России в 1990-е годы и принципах выборов в Государственную думу и Федеральное собрание в 1993 году; выяснить причины нарастания негативных тенденций в экономике и их Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 37 48. Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся последствиях; уметь характеризовать экономическую обстановку в стране в 1990-е годы 50. Национальные и социальные проблемы 1990-х гг. комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника сформировать представление o причинах обострения национальных и региональных отношений после распада СССР и образования Российской Федерации; выяснить причины нарастания сепаратистских устремлений; уметь характеризовать проблемы кризиса науки и образования в стране в 1990-е годы; уметь обоснованно оценивать новую проблему: социальная поляризация общества и изменение системы ценностей Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем Дата проведения (план/ факт) 51. Второе президентство Б.Н. Ельцина. 1996–1999 гг. комбинированный урок сформировать представление о положении в экономике страны во второй половине 1990-х годов; выяснить внутренние и внешние обстоятельства, приведшие в 1998 г. к объявлению дефолта; уметь характеризовать проблемы, стоявшие перед правительствами Е.М. Примакова и В.В. Путина и пути их решения Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 52. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. комбинированный урок сформировать представление о взаимоотношениях Российской Федерации с США, странами Запада и странами постсоветского пространства; уметь характеризовать внешнеполитический курс России в 1990-е годы Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 53. Политическое развитие России в 2000– 2016 гг. комбинированный урок сформировать представление об основных направлениях внутренней и внешней политики президента В.В. Путина и о раскладе политических сил в России на современном Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. Продолжение табл. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся этапе; выяснить проблемы, Составление исторических возникшие на этапе развития портретов политических многопартийности и граждеятелей. данского общества в нашей стране; уметь характеризовать особенности политической жизни страны в 2008–2012 гг 54. Модернизакомбинироция эконованный урок мики России в 2000–2008 гг. сформировать представление об итогах экономического развития России в 2000–2008 годы; выяснить проблемы, связанные с особенностями формирования рыночной экономики в нашей стране; уметь характеризовать особенности влияния мирового экономического кризиса на состояние российской экономики Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем Дата проведения (план/ факт) Российская экономика в 2009– 2016 гг. комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника сформировать представление о структуре российской экономики и задачах её инновационного развития в 2009–2016 годы; характеризовать сущность российской военной реформы; выяснить проблемы, связанные с особой ролью Россия в системе мировой экономики; уметь характеризовать особенности влияния мирового экономического кризиса 2015–2016 гг. на состояние российской экономики Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 56. Социальное развитие России в 2000– 2016 гг. комбинированный урок с элементами презентации сформировать представление об основных направлениях социальной политики Российского государства в 2000– 2016 годы; характеризовать изменения, произошедшие в демографических показателях, здравоохранении, семейной политике и повседневной жизни россиян Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов. 41 55. № урока Тема урока (материалы учебника) Тип урока Цели урока Основные виды деятельности обучающихся 57. Внешняя политика России в начале XXI в. комбинированный урок сформировать представление об основных направлениях внешнеполитического курса В.В. Путина в начале XXI века и приоритетных направлениях российской внешней политики на современном этапе; выяснить проблемы, связанные с отношениями со странами Азии, Африки, Латинской Америки, США и Евросоюзом; характеризовать политику по отношению к странам СНГ и Украинскому кризису Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление таблицы на основе материала, предложенного учителем 58. Образование, наука и культура России в конце комбинированный урок с элементами лаборатор- сформировать представление об основных направлениях развития культуры в современной России; дать характе- Выполнение заданий, направленных на контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Дата проведения (план/ факт) XX — начале XXI вв. ной работыс текстом учебника ристику процессу возрождения отечественной науки и образования; выяснить проблемы, связанные с изменением роли СМИ в российском обществе, развитием индустрии развлечений; характеризовать роль религии в современной духовной жизни страны Восприятие и анализ ин формации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов.