Профилактика конфликтов и насилия

23.07.2019

Ситуация насилия в школе может возникать как со стороны учеников по отношению к ученикам, к работникам школы, в том числе и к учителю, так и со стороны учителя по отношению к ученикам. Нередко видеоролики со сценами насилия в подростковой среде можно встретить в сети «Интернет». Иногда представленная в них ситуация раскручивается СМИ по полной программе, приобретает статус резонансной, и даже приводит к возбуждению уголовного дела.

По данным статистики детского телефона доверия, действующего во всех субъектах РФ, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком с 2010 по 2018 годы выросло в 3,5 раза.

Насилие в образовательной организации определяется как «спланированные или спонтанные проявления агрессивных действий, имеющих своей целью проявление доминирования и/или унижения, происходящие на территории, в помещениях образовательной организации, во время занятий, перемен, а также по пути в школу и обратно домой, на мероприятия и с мероприятий, проводимых школой или во время этих мероприятий (например, экскурсий)».

К примеру, удары рукой, ногой, каким-либо предметом, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, принуждение оставаться в какой-либо неудобной и/или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др. — все это рассматривается как физическое насилие.

Насмешки, обзывания (присвоение обидных кличек), высмеивание, отказ от общения (байкот), недопущение в группу, в игру, спортивное занятие или другое мероприятие, а также оскорбления, унижения и грубые слова, которые передают пострадавшему, что он или она является неуважаемым, никчемным, бесполезным человеком, непринятым группой сверстников или всем сообществом (классом, школой) — расцениваются как психологическое насилие.

Порча и/или насильственное отбирание имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у обучающихся или работников — квалифицируется как нанесение ущерба конкретному лицу или образовательной организации. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство — разовое или периодическое.

Предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, этнического происхождения, пола, религиозной принадлежности, инвалидности или любого другого признака — расценивается как дискриминация.

Насилие может быть физическим и словесным, в форме однократных насильственных действий и в виде постоянных издевательств, унижений и систематической травли.

Примечание. Согласно ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст.43 Закона дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.

Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации.

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Куда жаловаться?

Статья 45 Закона определяет, куда следует обращаться родителям для защиты своих прав и прав своих детей:

«В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов».

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.